Все в твоих руках — получение рабочей специальности возможно в любом возрасте
Ноя 04.2022В середине мая в в профессиональном лицее №10 им.С.Чокморова начала обучение группа портных. Курс продолжается 3 месяца, включая практику, в августе предстоит экзамен и получение сертификата государственного образца. В группе 12 учеников — девушки и женщины разного возраста, с разным уровнем подготовки, есть семейные многодетные, есть из уязвимых семей.
Стоимость обучения составляет 10 тысяч сомов. Особенность этого курса в том, что оплата за обучение производится за счет Фонда развития навыков и Общественного объединения «Бир Дуйно Кыргызстан». Фонд развития навыков создан при Министерстве труда, социального обеспечения и миграции КР, сотрудничает с 97 учебными заведениями страны. Как отметили в «Бир Дуйно Кыргызстан», содействие получению навыков рабочей профессии имеет важное значение в период после пандемии коронавируса и нестабильности мировой экономики для поддержки социально-уязвимых групп населения. Проект предполагает всестороннюю поддержку через обучение на базе профессионального лицея №10, оказание социальной, психологической и гуманитарной помощи. Проект реализуется при поддержке BICE - Bureau International Catholique de l'Enfance. Весной 2022 года по проекту прошли обучение и были успешно трудоустроены 20 поваров. Летом проходит обучение группа из 12-ти портных.
Индивидуальный подход преподавателя Жыпаркуль Шаиевой
Обучает навыкам шитья и основам конструирования одежды опытный преподаватель лицея с 17-летним стажем Жыпаркуль Шейшенакуновна Шаиева.
Жыпаркуль рассказала, что она родом из Нарына, с детства увлекалась рукоделием, часами склонившись над вышивкой и шитьем. Она видела, как увлечены рукоделием ее родные и близкие, запоминала орнаменты и техники. После школы решила стать дизайнером одежды, в 2008 году окончила Кыргызский Государственный Университет им. И.Арабаева по специальности «изобразительное искусство и дизайн».
В обучающих программах Жыпаркуль продвигает направление использования элементов традиционной этнической одежды с использованием современных техник и технологий. Она рада, что в обществе не угасает интерес к этнике.
«В преподавательской деятельности обучаю студентов как сохранить наше прошлое и преподнести его в современном исполнении. Использование элементов этнического стиля в одежде придает образу особенный колорит, красоту, женственность, привлекает внимание. Через одежду проявляется любовь к родине, интерес к истории, патриотизм. Такая одежда эксклюзивная, образы не повторяются».
Как работник бюджетного учреждения, Жыпаркуль отметила положительный момент — весеннее повышение заработной платы сотрудникам сферы образования, культуры, спорта, массовых коммуникаций. В лицее преподаватели получают до 20 тысяч сомов, мастера до 30.
За годы работы в лицее Жыпаркуль стала не только отличным преподавателем, мастером своего дела, но и хорошим психологом, что помогает ей налаживать отношения со студентами и учениками курсов, ведь среди них немало тех, кто находится в сложной жизненной ситуации, нуждается в поддержке и понимании.
Работая с группой портных по проекту, она заметила, что поначалу некоторые вели себя достаточно закрыто, стеснялись, были малообщительны. Постепенно Жыпаркуль смогла найти подход к каждому ученику независимо от того, кто перед ней: неопытная девушка, впервые работающая с массивными закроечными ножницами, или многодетная женщина с опытом шитья на домашнем уровне, желающая освоить работу на профессиональной швейной машине. Жыпаркуль старается найти то, чем интересуется человек, какие у него планы после учебы, насколько серьезно он относится к занятиям.
«Есть ученики, которые проявляют большой интерес к учебе, но не умеют кроить и шить, они, как правило, быстро обучаются. Все хотят научиться строить основу для кройки и самостоятельно моделировать одежду. Шить для себя и своих близких — основная мотивация учеников. Отрадно, что после учебы многие планируют продолжать шить, для детей и внуков, или открыть свой цех по пошиву. Радует, что после нескольких занятий почти все приступили к пошиву одежды для себя, приносили ткани из дома, строили выкройки и садились за машинки. Лицей обеспечивает некоторыми материалами для шитья, что является хорошей поддержкой для них. У нас отличная техническая база, новое оборудование, светлые помещения, подходящая мебель, созданы все условия для теории и практики».
Преподаватель напоминает, что всегда следует помнить о том, что они работают с опасными предметами: иголками, ножницами, утюгом. Поэтому первое занятие было посвящено технике безопасности, рядом всегда аптечка. Изучение правил помогает сконцентрироваться, ведь здесь все продумано и серьезно.
С возрастом человек сложнее запоминает математические формулы для построения выкройки. Ученики курса все занятия записывают в большие тетради, снимают на видео, чтобы потом пересматривать и запоминать. Теория кроя основана на знаниях по математике, геометрии. Приходится мысленно визуализировать будущую модель одежды и уметь перенести основу на чертеж с учетом особенностей фигуры, а затем при работе с тканью не забыть про нужные расчеты прибавок на швы и прочие тонкости. Мыслительная работа активизирует будущих портных, им нравится процесс погружения в теорию, которая со временем обретает конкретные формы в виде платья или блузки.
Опыт показывает, что не все ученицы курсов к концу обучения смогут самостоятельно конструировать сложные модели одежды, часть учеников так и остается на уровне шитья. Но каждый ученик успевает освоить работу на современном швейном оборудовании. Каждый мечтает, что со временем приобретет качественную швейную машинку.
Через 2-3 недели некоторые ученицы были направлены на практику в местные цеха, с которыми лицей заключил меморандумы о сотрудничестве. В некоторых местах им предоставляется питание. Работодатели относятся с пониманием и сильно не загружают новичков — не более 7 часов в день. Через несколько дней практика начинает оплачиваться. Это небольшие деньги, но они придают уверенность, являются показателем, что человек становится профессионалом, его труд востребован, ему следует дальше развиваться в плане повышения профессионализма.
Жыпаркуль каждый день посещает места прохождения практики, общается с учениками, владельцами цехов, изучает динамику улучшения качества работы. Как обычно, после завершения практики многие получают предложение остаться в цехе. По словам Жыпаркуль, на первом этапе оплата в неделю или за 10 дней составляет 3-4 тысячи сомов.
После практики предстоит экзамен — каждый ученик должен представить самостоятельно выкроенную и сшитую юбку. Детали в виде застежки на молнии, карманы и прочие украшения приветствуются. На основе заключения экзаменационной комиссии портной получает соответствующий разряд и сертификат, который необходим при дальнейшем трудоустройстве. Глядя на активную деятельность будущих портных, можно с уверенностью утверждать, что пошив юбки для большинства из них уже не представляет большой сложности. В перспективе после получения I разряда можно продолжить обучение и получить II, III разряд.
Труд и терпение
Освоить навыки шитья не представляет особой сложности, поэтому многие идут на курсы для получения специальности, с которой довольно быстро находят работу. Но и здесь надо уметь проявлять терпение, на этапе обучение приходится снова и снова перешивать вещь, чтобы добиться нужного качества.
Работать швеями и портнихами идут не от хорошей жизни: матерям нужно кормить детей, многие после обучения уезжают в трудовую миграцию, для некоторых шитье — возможность сэкономить на покупке одежды для себя и близких. Стать портнихой можно, а вот остаться ею на долгие годы — другой вопрос.
Труд швеи или портнихи тяжелый — много часов приходится напрягать зрение, сильно устают и начинают болеть спина, ноги. Требования по качеству предполагают постоянную концентрацию внимания, как правило, рабочий день длится более 7 часов, у многих еще дольше. Не всегда условия работы отвечают стандартам в плане размера помещения, степени освещенности, циркуляции свежего воздуха, шумоподавления. Бывают случаи, когда работодатели стараются урезать в оплате работников, ведь из-за безработицы и большого количества предприятий легпрома, швеи и портнихи вынуждены соглашаться на порой рабские условия труда. С ними мало кто заключает трудовые договора, они не заинтересованы в приобретении добровольного патента. В разговорах не надеются на то, что стороны государства им будет обеспечена достойная пенсия.
Сложно сохранить позитивную мотивацию при таких условиях, двигаться к своей цели — открытию своего дела. Поэтому во время обучения на курсе важное значение уделяется морально-психологическому состоянию будущих портных.
Общение во время занятий дает положительный психологический эффект — женщины и девушки общаются без барьеров, помогают друг другу с примеркой одежды для устранения недостатков. Кроме швейного дела проводятся встречи с психологом Ириной Кириллиной и специалистом по социальным вопросам Райхан Абдраимовой. На встречах женщины и девушки раскрывают свой потенциал, узнают много интересного из практической психологии, повышают знания по правам человека. Как отмечает Ирина Кириллина, с каждым разом участницы курса становятся более уверенными в себе, открытыми и общительными.
У каждого своя история, свои причины, почему человек пришел на курс, какие проблемы он пытается решить, пройдя обучение по обретению новой рабочей профессии.