Свобода вероисповедания

Сен 30.2019

ОО «Правозащитное движение: Бир Дуйно – Кыргызстан»

Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященное человеческому измерению

(г. Варшава, 16-27 сентября 2019 года)

Сессии 12, 13: «Толерантность и не дискриминация»

 

Право граждан на свободу вероисповедания.

 

Сегодня в Кыргызстане  проживают  более  80 национальностей,  представляющие различные  культуры, религиозные конфессии.  Культурное многообразие в стране всегда  оказывало позитивное  воздействие на развитие государственности,  продвижение  духовных ценностей, толерантности в  обществе. Однако   проблемы в социально-экономической сфере,    коррупции  на всех уровнях государственной власти,  неэффективности  их  деятельности, повлекли за собой  высокий уровень  бедности, социальной незащищённости населения, миграции, что в конечном итоге провоцировали вспышки и конфликты на национальной, религиозной почве.  На этой почве растет с одной стороны   влияние религиозных  организаций и течений, с другой стороны влечет повышение  религиозной нетерпимости к представителям других конфессий.

Так момента приобретения независимости, в  Кыргызстане количество религиозных организаций и религиозных объектов значительно увеличилось. В 1990-х годах они работали лишь по четырем направлениям: ислам, Русская православная церковь, христиане-адвентисты и католики[1]. На сегодняшний день в Кыргызстане существуют десятки различных мусульманских, христианских религиозных  и иных течений.  В Государственной комиссии по делам религий прошли 2 330 религиозных организаций. В этом списке фигурируют общественные организации, объединения, фонды, учебные заведения, мечети, медресе, церкви и так далее. Из них 1900 - это мечети, медресе и другие религиозные структуры исламского направления, 370 – христианского. Большая часть христианских организаций – протестантские[2].

На сегодняшний день религиозная ситуация в Кыргызстане оценивается рядом экспертов как стабильно напряженная[3], другие считают, что религиозная нетерпимость в последние годы является одной из самых острых проблем в кыргызском сообществе[4]

Об уровне ненависти и  дискриминации можно судить по последним случаям насилия в отношении представителей других конфессий,  прежде всего к кыргызам-прозелитам:

Жестокое избиение кыргыза-христианина в Иссык-Кульской области. 16 октября 2018 года в селе Тамчы Иссык-Кульской области трое парней пришли в частный дом, где живет семья кыргызов-христиан, и нанесли тяжкие телесные повреждения находившемуся там молодому человеку по имени Э. А. По словам родственников, конфликт произошел на религиозной почве: пострадавший слушал христианскую музыку, ворвавшиеся в дом заставляли его принять ислам[5].  Адвокат потерпевшего Жанары Аскар кызы сообщила, что "Местные жители избили его, потому что услышали днем, как он распевал христианские песни прославления. Ночью, войдя в преступный сговор, они ворвались на частную территорию и глумились над ним. Они заставляли его отречься от веры. После отказа отречься от Иисуса Христа он был избит. Избившие дали время до следующего дня, приказав ему покинуть Тамчы. В противном случае грозились вернуться и убить его".

Позже Э.А. выехал на лечение в Украину, а в августе 2019 дело в отношении подозреваемых в его избиении прекращено. Адвокат пострадавшего Жанара Аскар, сообщила: "Он давно уехал лечить последствия перелома челюсти: у него выпали зубы. Помочь парню взялась одна из церквей. Сначала на лечение Элдос уехал в Россию, затем в Украину. Ему в челюсть поставили искусственные кости, а потом - через 6 месяцев - будут вставлять импланты"[6]  

Угрозы сжечь дом из-за религиозной  принадлежности.   С угрозами и "хулиганством" семья избитого парня уже сталкивалась. Первым, еще 20 лет назад, религию сменил его дядя Нурбек Эсеналы уулу. Он не раз подвергался гонениям и физическому насилию со стороны близких из-за смены религии. Спустя время родственники мужчины поняли его выбор, а некоторые даже приняли христианство протестантского толка. Избитый племянник был в числе тех, кто за ним последовал. Он и члены его семьи сменившие религию, подвергались дискриминации, неизвестные несколько раз били стекла его дома, также  проводились собрания  и местные парни грозились сжечь его дом.

Трижды перезахороненная жительница Ала-Буки. В октябре 2016 года жители села Сары-Талаа Ала-Букинского района Джалал-Абадской области и местные имамы не разрешили родственникам односельчанки Каныгуль Сатыбалдиевой похоронить ее на местном кладбище из-за того, что покойная придерживалась христианско-баптистского вероучения. После конфликта с сельчанами ее похоронили в соседнем селе Орукту, но и там жители воспротивились. Во второй раз погребение решили провести на кладбище православных в этом же районе, но и там тело женщины не обрело покой. Ее вновь перезахоронили, но не на кладбище, а между двумя горами по дороге в один из поселков[7].

В январе 2017 года районный суд вынес решение в отношении пятерых молодых людей, которые принимали участие в раскопках тела женщины. Их приговорили к трем годам лишения свободы с условным сроком на один год. Однако семья женщины считает, что зачинщики дискриминации не были наказаны. Они хотят, чтобы к ответственности привлекли акима района, главу айыл окмоту и имамов, которые давали указания эксгумировать тело[8].

Нападения на  церкви, молитвенные дома. В поселке Каджи-Сай Тонского района Иссык-Кульской области 3 января сгорел баптистский молитвенный дом. Среди местного населения произошедший пожар одни считают возможным делом рук представителей других религий, другие – случайностью.  Председатель Союза евангельских христиан-баптистов Кыргызстана Александр Шумилин вот с чем связывает произошедший в Каджи-Сае пожар:

- Некоторое время назад в этой церкви раздробили крышу. Тепло было. Не помню, полгода назад или больше. Крыша была шиферная, бросали большие камни. Сейчас вот, история с поджогом. Очевидно, что кто-то это сделал. То есть, это не несчастный случай, потому что, как видно, были заброшены бутылки с бензином или зажигательной смесью. А так, неизвестно, никаких предположений нет…

Правозащитница Жанара Аскер считает, что  в стране бывают случаи притеснения представителей религиозных меньшинств: - Факт в Каджи-Сае – не единственный, в Кыргызстане такое происходит достаточно часто. Были случаи, когда на представителей других конфессий совершались нападения или другие незаконные действия. Было, что в городе Токтогуле сожгли молитвенный дом Свидетелей Иеговы. В Ала-Буке покойного три раза выкапывали, не давали захоронить тело ни на территории кладбища, ни за его пределами. Кроме этого были и другие случаи, когда в Кыргызстане препятствовали захоронению тела покойного-иноверца.

Рекомендации:

  • Государство должно гарантировать, защищать заложенные в Конституции КР  права граждан на свободу вероисповедания,  право каждого человека свободно выбирать и иметь религиозные и другие убеждения, запрет принуждения  к выражению своих убеждений или отказу от них.
  • Принять эффективные меры для прекращения агрессивных действий в отношении представителей  малых религиозных групп,  и привлечение к соответствующей ответственности лиц,   совершающие агрессивные действия;
  • Публично осуждать, расследовать, привлекать к ответственности лиц, виновных в  нападениях, насилии, преступлениях в отношении  представителей религиозных меньшинств, их собственности;
  • Поведение информационных,  профилактических работ в СМИ, социальных сетях по во вопросам  повышения    религиозной толерантности в обществе;
  • Гарантировать равное положение для всех религиозных конфессий, групп, общин с целью недопущения дискриминации и  ущемления прав  их представителей;

 



[1] https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_religion_dangers/29634138.html

[2] https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-kadzhi-sai-prayer-house/28956539.html

[3] https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_religion_dangers/29634138.html

[4] https://kaktus.media/doc/381530_religioznaia_neterpimost_ili_hyliganstvo_kak_jivetsia_v_rodnoy_strane_kyrgyzam_prozelitam.html

[5] https://kaktus.media/doc/396871_delo_po_izbieniu_parnia_v_tamchy_prekrasheno._odna_iz_cerkvey_pomogaet_emy_lechitsia_v_ykraine.html

[6] https://kaktus.media/doc/396871_delo_po_izbieniu_parnia_v_tamchy_prekrasheno._odna_iz_cerkvey_pomogaet_emy_lechitsia_v_ykraine.html

[7] https://kaktus.media/doc/381530_religioznaia_neterpimost_ili_hyliganstvo_kak_jivetsia_v_rodnoy_strane_kyrgyzam_prozelitam.html

[8] https://kaktus.media/doc/381530_religioznaia_neterpimost_ili_hyliganstvo_kak_jivetsia_v_rodnoy_strane_kyrgyzam_prozelitam.html

Дорогие Друзья!

Уважаемые гости нашего сайта!
Общественное Объединение «Правозащитное движение:
«Бир Дуйно Кыргызстан» обращается к вам с просьбой об оказании спонсорской
поддержки в виде материального пожертвования!

Пожертвовать

Отзывы наших фокус групп

Шахбоз Латипов

Шахбоз Латипов

К диплому о юридическом образовании должен прилагаться опыт

Шахбоз Латипов, 24 года, молодой адвокат: «Когда пришел на стажировку в БДК, у меня не было опыта в юридической и правозащитной деятельности. Вместе с опытными старшими коллегами стал посещать судебные процессы, изучал документы, постепенно руководитель Хусанбай Салиев стал доверять мне подготовку документов, тщательно проверял и давал дельные советы. Опыт приходит со временем и с делами. Каждый день к нам приходят десятки людей, нуждающиеся в помощи, многие из них из социально-уязвимых слоев: малоимущие, многодетные, престарелые граждане. Юрист в правозащитной организации порой выполняет функции психолога, здесь важно уметь сохранить профессионализм, проявить эмпатию. В конце 2019 года я успешно сдал экзамен на право занятия адвокатской деятельностью и теперь веду дела в качестве адвоката. По сложным вопросам обращаюсь за помощью к коллегам, они всегда подскажут. В этом одна из сильных сторон организации: есть поддержка и понимание».

Феруза Амадалиева

Феруза Амадалиева

Организация объединяет регионы

Феруза Амадалиева, соцработник, лидер, педагог: «ТОТ от БДК — отличная возможность познакомиться с участниками из регионов, мы продолжаем общаться в соцсетях, когда встречаемся на мероприятиях, как близкие друзья, настолько теплые у нас отношения! На мероприятиях я повысила свои знания, систематизировала, уточнила как применять на практике. Мне очень нравятся модули, как построена система обучения и практики: ролевые игры, теория, дискуссии. Каждый человек раскрывается. Я стала лидером для других уязвимых женщин, стараюсь помогать им и воволекать в подобные мероприятия». Феруза Амадалиева является постоянным участником многих мероприятий БДК, приглашает юристов БДК для оказания правовых консультаций уязвимым женщинам.

Нуриза Талантбек кызы

Нуриза Талантбек кызы

Стала уверенной в себе

Летом 2019 года Нуриза Талантбек кызы принимала активное участие в проведении региональных показов документальных фильмов, помогала с организационными вопросами во время проведения кампании, приуроченной к Дню защиты жертв пыток, участвовала в выездах, прошла ТОТ по женскому лидерству. В прошлом она мигрант, работала в одном НПО в Оше, сейчас трудится в Бишкеке в сфере услуг. Участие в ТОТ она называет "бесценным опытом": "Я впервые посетила подобное мероприятие, получила именно ту информацию, которая была мне необходима, за это я искренне благодарна организаторам. У меня в жизни случались очень тяжелые моменты, благодаря тем знаниям, я смогла их преодолеть, я выстояла! После ТОТ я стала более уверенная в себе, глубже понимать суть прав человека, научилась отстаивать свои интересы”.

Шукурулло Кочкаров

Шукурулло Кочкаров

Подсудимый скончался. Работа по его реабилитации продолжается

Дело Шукурулло Кочкарова показывает, что работа по сложным делам продолжается много лет. После пыток в 2010 году он стал инвалидом. Удалось добиться оправдания по одной из статей обвинения, продолжается работа по его реабилитации и признанию его жертвой пыток для выплат ущерба. Суды продолжаются уже без Шукурулло Кочкарова — 2 августа 2019 года он скончался. Его интересы представляет его отец Саидазиз Кочкаров, тоже имеющий инвалидность по зрению. «Много лет нас поддерживают сотрудники БДК, ведут дело моего сына, привозили его суд, так как он не мог самостоятельно передвигаться, постоянно помогают нашей семье: я и моя жена прошли курс реабилитации, сыну помогли с обеспечением лекарственных препаратов, оказывают всяческую помощь».

Дильер Джумабаев

Дильер Джумабаев

Всесторонняя поддержка пострадавшим от пыток

Житель Кара-Суйского района Дильер Джумабаев имеет большой опыт общения с правоохранительными органами. В 2010 году его обвинили в хранении огнестрельного оружия, благодаря работе юристов, он был оправдан. Через два года в его доме был первый обыск с целью обнаружения материалов экстремистского характера, но ничего не нашли. В 2014 году его обвинили в хранении экстремистских материалов. В суде прокурор просил 15 лет лишения свободы, суд осудил на 6 лет. Через несколько лет он вышел по условно-досрочному освобождению. «Я благодарен работе юристов БДК за квалифицированную правовую помощь. Участвовал в программе реабилитации потерпевших от пыток. Когда сталкиваюсь с нарушениями, рекомендую обращаться в эту организацию».

Партнеры

Все права защищены © 2020

Сайт разработан: http://webformat.kg