Свобода вероисповедания
Сен 30.2019ОО «Правозащитное движение: Бир Дуйно – Кыргызстан»
Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященное человеческому измерению
(г. Варшава, 16-27 сентября 2019 года)
Сессии 12, 13: «Толерантность и не дискриминация»
Право граждан на свободу вероисповедания.
Сегодня в Кыргызстане проживают более 80 национальностей, представляющие различные культуры, религиозные конфессии. Культурное многообразие в стране всегда оказывало позитивное воздействие на развитие государственности, продвижение духовных ценностей, толерантности в обществе. Однако проблемы в социально-экономической сфере, коррупции на всех уровнях государственной власти, неэффективности их деятельности, повлекли за собой высокий уровень бедности, социальной незащищённости населения, миграции, что в конечном итоге провоцировали вспышки и конфликты на национальной, религиозной почве. На этой почве растет с одной стороны влияние религиозных организаций и течений, с другой стороны влечет повышение религиозной нетерпимости к представителям других конфессий.
Так момента приобретения независимости, в Кыргызстане количество религиозных организаций и религиозных объектов значительно увеличилось. В 1990-х годах они работали лишь по четырем направлениям: ислам, Русская православная церковь, христиане-адвентисты и католики[1]. На сегодняшний день в Кыргызстане существуют десятки различных мусульманских, христианских религиозных и иных течений. В Государственной комиссии по делам религий прошли 2 330 религиозных организаций. В этом списке фигурируют общественные организации, объединения, фонды, учебные заведения, мечети, медресе, церкви и так далее. Из них 1900 - это мечети, медресе и другие религиозные структуры исламского направления, 370 – христианского. Большая часть христианских организаций – протестантские[2].
На сегодняшний день религиозная ситуация в Кыргызстане оценивается рядом экспертов как стабильно напряженная[3], другие считают, что религиозная нетерпимость в последние годы является одной из самых острых проблем в кыргызском сообществе[4].
Об уровне ненависти и дискриминации можно судить по последним случаям насилия в отношении представителей других конфессий, прежде всего к кыргызам-прозелитам:
Жестокое избиение кыргыза-христианина в Иссык-Кульской области. 16 октября 2018 года в селе Тамчы Иссык-Кульской области трое парней пришли в частный дом, где живет семья кыргызов-христиан, и нанесли тяжкие телесные повреждения находившемуся там молодому человеку по имени Э. А. По словам родственников, конфликт произошел на религиозной почве: пострадавший слушал христианскую музыку, ворвавшиеся в дом заставляли его принять ислам[5]. Адвокат потерпевшего Жанары Аскар кызы сообщила, что "Местные жители избили его, потому что услышали днем, как он распевал христианские песни прославления. Ночью, войдя в преступный сговор, они ворвались на частную территорию и глумились над ним. Они заставляли его отречься от веры. После отказа отречься от Иисуса Христа он был избит. Избившие дали время до следующего дня, приказав ему покинуть Тамчы. В противном случае грозились вернуться и убить его".
Позже Э.А. выехал на лечение в Украину, а в августе 2019 дело в отношении подозреваемых в его избиении прекращено. Адвокат пострадавшего Жанара Аскар, сообщила: "Он давно уехал лечить последствия перелома челюсти: у него выпали зубы. Помочь парню взялась одна из церквей. Сначала на лечение Элдос уехал в Россию, затем в Украину. Ему в челюсть поставили искусственные кости, а потом - через 6 месяцев - будут вставлять импланты"[6]
Угрозы сжечь дом из-за религиозной принадлежности. С угрозами и "хулиганством" семья избитого парня уже сталкивалась. Первым, еще 20 лет назад, религию сменил его дядя Нурбек Эсеналы уулу. Он не раз подвергался гонениям и физическому насилию со стороны близких из-за смены религии. Спустя время родственники мужчины поняли его выбор, а некоторые даже приняли христианство протестантского толка. Избитый племянник был в числе тех, кто за ним последовал. Он и члены его семьи сменившие религию, подвергались дискриминации, неизвестные несколько раз били стекла его дома, также проводились собрания и местные парни грозились сжечь его дом.
Трижды перезахороненная жительница Ала-Буки. В октябре 2016 года жители села Сары-Талаа Ала-Букинского района Джалал-Абадской области и местные имамы не разрешили родственникам односельчанки Каныгуль Сатыбалдиевой похоронить ее на местном кладбище из-за того, что покойная придерживалась христианско-баптистского вероучения. После конфликта с сельчанами ее похоронили в соседнем селе Орукту, но и там жители воспротивились. Во второй раз погребение решили провести на кладбище православных в этом же районе, но и там тело женщины не обрело покой. Ее вновь перезахоронили, но не на кладбище, а между двумя горами по дороге в один из поселков[7].
В январе 2017 года районный суд вынес решение в отношении пятерых молодых людей, которые принимали участие в раскопках тела женщины. Их приговорили к трем годам лишения свободы с условным сроком на один год. Однако семья женщины считает, что зачинщики дискриминации не были наказаны. Они хотят, чтобы к ответственности привлекли акима района, главу айыл окмоту и имамов, которые давали указания эксгумировать тело[8].
Нападения на церкви, молитвенные дома. В поселке Каджи-Сай Тонского района Иссык-Кульской области 3 января сгорел баптистский молитвенный дом. Среди местного населения произошедший пожар одни считают возможным делом рук представителей других религий, другие – случайностью. Председатель Союза евангельских христиан-баптистов Кыргызстана Александр Шумилин вот с чем связывает произошедший в Каджи-Сае пожар:
- Некоторое время назад в этой церкви раздробили крышу. Тепло было. Не помню, полгода назад или больше. Крыша была шиферная, бросали большие камни. Сейчас вот, история с поджогом. Очевидно, что кто-то это сделал. То есть, это не несчастный случай, потому что, как видно, были заброшены бутылки с бензином или зажигательной смесью. А так, неизвестно, никаких предположений нет…
Правозащитница Жанара Аскер считает, что в стране бывают случаи притеснения представителей религиозных меньшинств: - Факт в Каджи-Сае – не единственный, в Кыргызстане такое происходит достаточно часто. Были случаи, когда на представителей других конфессий совершались нападения или другие незаконные действия. Было, что в городе Токтогуле сожгли молитвенный дом Свидетелей Иеговы. В Ала-Буке покойного три раза выкапывали, не давали захоронить тело ни на территории кладбища, ни за его пределами. Кроме этого были и другие случаи, когда в Кыргызстане препятствовали захоронению тела покойного-иноверца.
Рекомендации:
- Государство должно гарантировать, защищать заложенные в Конституции КР права граждан на свободу вероисповедания, право каждого человека свободно выбирать и иметь религиозные и другие убеждения, запрет принуждения к выражению своих убеждений или отказу от них.
- Принять эффективные меры для прекращения агрессивных действий в отношении представителей малых религиозных групп, и привлечение к соответствующей ответственности лиц, совершающие агрессивные действия;
- Публично осуждать, расследовать, привлекать к ответственности лиц, виновных в нападениях, насилии, преступлениях в отношении представителей религиозных меньшинств, их собственности;
- Поведение информационных, профилактических работ в СМИ, социальных сетях по во вопросам повышения религиозной толерантности в обществе;
- Гарантировать равное положение для всех религиозных конфессий, групп, общин с целью недопущения дискриминации и ущемления прав их представителей;
[4] https://kaktus.media/doc/381530_religioznaia_neterpimost_ili_hyliganstvo_kak_jivetsia_v_rodnoy_strane_kyrgyzam_prozelitam.html
[5] https://kaktus.media/doc/396871_delo_po_izbieniu_parnia_v_tamchy_prekrasheno._odna_iz_cerkvey_pomogaet_emy_lechitsia_v_ykraine.html
[6] https://kaktus.media/doc/396871_delo_po_izbieniu_parnia_v_tamchy_prekrasheno._odna_iz_cerkvey_pomogaet_emy_lechitsia_v_ykraine.html