Ситуация с правами граждан на свободу объединений и использование судебных преследований в отношении правозащитников. Совещание по Человеческому Измерению. БДИПЧ ОБСЕ – 2016

Сен 30.2016

Правозащитное движение «Бир Дуйно Кыргызстан» констатирует, что за 25 лет независимости, гарантированные Конституцией права граждан систематически попираются и подвергаются  нарушениям, а государство,  будучи ее гарантом,  не отвечает  и не выполняет свои обязательства по защите прав своих граждан.  За последние три года парламентарии и Правительство Кыргызской Республики инициировали ряд законодательных инициатив, направленных на сужение политического пространства гражданского общества. Многие из этих инициатив продиктованы процессом сближения с Россией, интеграционными процессами вхождения в Таможенный союз и ЕАЭС, в связи с чем идет копирование российского законодательства, направленного на подавление гражданского общества и преследование  правозащитников.

Использование языка вражды в отношении неправительственных организаций значительно активизировалось за последние годы.  По заключению «Школы миротворчества и медиа-технологий» в медиа-поле «в 4% случаев ЛГБТ являлись мишенями ненависти за отчетный период», 2,4% и 2,3% враждебных посылов было направлено на США и местные НПО, соответственно[1]

Кыргызстан ратифицировал большую часть Конвенций ООН и факультативных протоколов к ним, касающихся прав человека, но не выполняет свои обязательства. Из 664 рекомендаций, озвученных договорными органами ООН в отношении Кыргызстана, в том числе по необходимой защите правозащитников, ни одна не была выполнена[2]. Сокращение  финансирования и уход донорских организаций  из Кыргызстана также отражаются на деятельности  гражданских организаций и,  прежде всего, в регионах страны. Принятая  Стратегия ЕС по Центральной Азии,  десятки миллионов евро,  предоставляемые ЕС Правительству КР на финансирование «приоритетных направлений деятельности»[3],  ставят в неравные условия  неправительственные организации  и государственный сектор в Кыргызской Республике.

Вынесение на общественное обсуждение в  июле 2016 года  проекта Закона «О назначении референдума по Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» стало еще одним серьезным вызовом для гражданского общества. Поправки в  Конституцию предполагают отмену примата международного законодательства над национальным, а некоторые нормы ведут к частичному усилению исполнительной ветви власти, в частности, позиции Премьер-министра, существенно снижают эффективность конституционного контроля, ставя этот судебный орган в роль статиста, практически не способного самостоятельно принимать решения об антиконституционности законов[4]. Таким образом,  референдум  и  возможное  принятие конституционных поправок повлечет за собой негативные последствия  и откат от принципов прав человека и  демократических ценностей.

 

Ограничение  права на свободу ассоциаций

С 2012 года в Кыргызстане предпринимаются неоднократные попытки  по ограничению политического права — права на свободу объединений — на законодательном уровне путем инициирования законопроектов, носящих дискриминационный характер, преимущественно в отношении НКО.

Результаты интервью с лидерами НПО, проведенных ПД «Бир Дуйно Кыргызстан»[5] показали,  что: 

  • в последнее время участились случаи неоправданного вмешательства и давления со стороны государства и/или национал-патриотических радикальных движений на правозащитные организации и их сотрудников, а также на представителей сообществ ЛГБТ и организации, занимающиеся защитой прав ЛГБТ;
  • наблюдается негативный публичный дискурс («язык вражды») в отношении НКО, получающих иностранное финансирование, и объединений, защищающих права меньшинств (в частности, ЛГБТ), в СМИ и обществе. Такой публичный дискурс (т.н. «шельмование» правозащитников, рост ксенофобных настроений, создание негативного имиджа НКО), в большей степени проявившийся после инициирования законопроектов об НКО как об иностранных агентах и «о формировании положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям», оказывает давление на НКО и создает препятствия для создания широкой общественной поддержки деятельности НКО;
  • в некоторой степени испытывают на себе неоправданное вмешательство и/или давление со стороны государства организации, занимающиеся вопросами защиты прав и продвижения гражданских интересов (эдвокаси), повышения прозрачности и подотчетности государственных органов власти;
  • все еще довольно частым фактом является ситуация, когда государственные или местные органы власти не оказывают содействия или не создают условий для работы общественных организаций (каждый четвертый случай в проведенном опросе).

Результаты анализа статистических данных, полученных от Министерства юстиции и его региональных управлений, из блиц-опроса о процедурах регистрации среди НКО и интервью с экспертными организациями указывают на то, что на практике имеются некоторые проблемы, связанные, в первую очередь, с качеством предоставления услуг, а именно:

  • недостаточное информирование и консультирование граждан для беспрепятственного прохождения процедур регистрации НКО;
  • отсутствие возможности электронной подачи документов;
  • не единообразное предоставление услуг всеми управлениями юстиции;
  • наблюдается наличие возможности искусственного затягивания и усложнения процесса регистрации и, в связи с этим, возможности проявления коррупции;
  • не предоставление информации по количеству заявлений на регистрацию и перерегистрацию НКО отдельными управлениями юстиции (в частности, Чуй-Бишкекским управлением юстиции) в течение трех месяцев, исследования свидетельствуют не только о нарушении законодательства о доступе к информации, но и о том, что эти данные должным образом не собираются и не анализируются самим управлением;
  • отсутствуют упрощенные процедуры перерегистрации в случае принятия решения руководством юридического лица (НКО) о перерегистрации в другую организационно-правовую форму[6].

Законопроект «Об иностранных агентах»

За последние три года парламентарии и Правительство Кыргызской Республики инициировали ряд законодательных инициатив, направленных на сужение политического пространства гражданского общества. Многие из этих инициатив продиктованы процессами сближения с Россией, интеграционными процессами вхождения в Таможенный союз и ЕврАзЭС, в связи с чем идет копирование российского законодательства, направленного на подавление гражданского общества и преследование  правозащитников.

Одной из таких инициатив стал проект Закона КР о внесении изменений и дополнений в Закон КР «О некоммерческих организациях» («Об иностранных агентах»). Законопроект был зарегистрирован в парламенте 26 мая 2014 года. 12 мая  2016 г. 65 парламентариев в третьем чтении проголосовали против, тем самым отклонив  законопроект.

Первоначальный вариант законопроекта предполагал наделение некоммерческих организаций, получающих средства из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью, статусом «иностранного агента». Такие организации по законопроекту должны были отчитываться не только перед Государственной налоговой службой и Социальным фондом, но и перед Министерством юстиции.

Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека по проекту закона была дана отрицательная оценка, говорилось, что оно противоречит международным стандартам в области права на объединение, нормам Конституции и международным обязательствам Кыргызской Республики. Кроме того, отрицательное заключение было дано МЮ КР, а также был проведен ряд общественных обсуждений по законопроекту с привлечением широкого круга представителей ГО.

Несмотря на заключение экспертов, данный законопроект был принят в первом чтении 4 июля 2015 г. Позже законопроект был направлен в Комитет по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству, который после работы с гражданским сектором изменил содержание законопроекта, убрав некоторые дискриминационные нормы и само понятие «иностранный агент». Однако, всё-таки были оставлены 2 статьи:

Одна статья касалась Иностранных некоммерческих организаций и структурных подразделений. Поправки, предусматривающие возможность осуществления деятельности иностранной некоммерческой организации на территории КР через свои филиалы и представительства, ставят их в зависимость от государственной регистрирующей машины и создают барьер на пути свободного осуществления своей деятельности, а также являются дискриминационными.

Другая статья касалась отчетности, в которую также входят сведения об источниках формирования финансовых средств и имущества организации, сведения о персональном составе органов управления и штатной численности организации, информация об использовании имущества и финансовых ресурсов организации, которая подлежит опубликованию на официальном сайте организации и/или на официальном сайте государственного уполномоченного органа в области регистрации юридических лиц, филиалов (представительств) не позднее первого апреля года, следующего за отчетным периодом.

Данные поправки не соответствуют демократическим стандартам регулирования деятельности НКО и могли существенно ухудшить правовое положение НКО в Кыргызской Республике. В демократических странах (1) требование по публикации отчетов может устанавливаться только для тех НКО, которые дополнительно приобрели статус благотворительной или общественно-полезной организации, так как наличие такого статуса дает им право на значительные привилегии, в том числе налоговые льготы, (2) деятельность всех остальных НКО регулируется аналогично регулированию деятельности коммерческих организаций.

Новая редакция законопроекта обязывала все НКО ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в то время как аналогичное требование параллельно не применяется для коммерческих организаций. Рассматривать НКО в качестве особого источника национальной безопасности является ошибочным, особенно учитывая тот факт, что за все годы независимости Кыргызстана не было ни одного случая использования НКО во вред Кыргызстану. Тем самым, требование законопроекта по публикации финансовых отчетов всех НКО является дискриминационным[7].  Данная версия проекта закона прошла второе чтение и была отклонена в третьем чтении 12 мая 2016 г., однако   парламентарии могут вновь  инициировать  его рассмотрение спустя шесть месяцев со дня последнего голосования.

 

Ограничение права на свободу объединений религиозных организаций

Существенно ограничено право на свободу объединений для религиозных организаций путем установления сложных условий для их регистрации. В национальном законодательстве КР, а также в правоприменительной практике право на свободу религии или убеждений, несмотря на положения Конституции, определяющие, что «каждый имеет право на свободу совести», рассматривается не как индивидуальное, а как коллективное право, как право создавать религиозные объединения и заниматься религиозной деятельностью.

Установление обязательной регистрации религиозных объединений и, таким образом, запрет одному лицу или небольшой группе лиц пользоваться в полном объеме правом на свободу совести и религии не преследует легитимных целей, не является необходимым в демократическом обществе и непропорционален (несоразмерен) этим целям. Ничем не оправданным является установление высоких количественных требований к созданию религиозных объединений — 200 человек для регистрации религиозной организации в КР, а также географическая «привязка» религиозных объединений.

  

Ситуация с правозащитниками и судебные преследования

В последние годы в Кыргызстане активизировались преследования правозащитных организаций и правозащитников, активно вовлеченных в защиту прав гражданских и политических прав граждан,  национальных меньшинств, верующих и ЛГБТ групп. 

Правозащитные НКО являются самыми уязвимыми в отношении физической неприкосновенности. Именно правозащитники являются особой группой общественных активистов, свобода деятельности которых является прямым индикатором общего уровня соблюдения прав человека в государстве. Чаще всего угрозы, направленные на устрашение, запугивание, снижение и/или прекращение правозащитной работы, получают правозащитники и гражданские активисты, в том числе из сообщества ЛГБТ.

Такая уязвимость НКО, занимающихся защитой прав и продвижением гражданских интересов, гендерными вопросами и эдвокаси, проявляется, в первую очередь, в использовании правительством страны все более распространяющегося антитеррористического законодательства и рычагов воздействия государственной власти для ограничения «политической» деятельности НКО, что иногда сопровождается давлением на лидеров НКО, а также членов их семей[8].

В разные периоды  отдельные правозащитники  были вынуждены  покинуть страну, такие как Толекан Исмаилова с семьей, Дмитрий Кабак, журналист Виталий Кочергин[9].  Власти запрещали въезд в Кыргызстан сотрудников международных организаций и экспертов, последний случай связан  с отказом во въезде в страну директору Бишкекского офиса Human Rights Watch Мире Ритман (Mihra Rittmann)[10].

 

Преследование Эдвокаси-центра по правам человека

В  2014 г.  ГКНБ инициировал уголовное дело в отношении Эдвокаси-центра по правам человека, который осуществлял свою работу в сотрудничестве с Freedom House. Цель проекта - мониторинг соблюдения гражданских прав нацменьшинств в Баткенской и Джалал-Абадской областях. 

26.09.2014 г. следователем СО УГКНБ по Ошу и Ошской области А. Дженбаевым под предлогом, что 20.09.2014 г. поступили коллективное и индивидуальное обращения отдельных жителей Оша о принятии мер по факту неправомерной деятельности представительств в Оше международных организаций «Фридом Хаус» и ЮСАИД, было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела от 26.09.2014 г. (УД №082-14-02100) по признакам преступления, предусмотренного ст. 28 - 299 ч. 1 УК Кыргызской Республики. В качестве обоснования в постановлении о возбуждении уголовного дела указано заключение филолого-политологической экспертизы Национальной академии наук Кыргызской Республики за №40/01-143 от 25.09.2014 г., согласно которому некоторые вопросы анкет в скрытой и неявно выраженной форме представляют собой действия, направленные на возбуждение национальной вражды, которые могут при определенных обстоятельствах спровоцировать  беcпорядки на почве межнациональных отношений.   

Уголовное расследование в отношении Эдвокаси-центра велось  на фоне активного участия КР в евразийских интеграционных процессах. В последнее время Кыргызстан также копирует Россию в социальных и политических вопросах.

В марте 2015 года на офис и сотрудников «Бир Дуйно Ош» выдали санкции на обыск, и следователи спецслужб УГКНБ по Ошу и Ошской области  изъяли более 100 уголовных дел жертв июньской трагедии, дела Аскарова и жертв пыток и несправедливости.


Ограничение деятельности, преследование правозащитников и адвокатов, обыски Ошского  офиса БДК

27 марта 2015 г. ГКНБ провел незаконные обыски в офисе Ошского филиала правозащитного движения «Бир Дуйно Кыргызстан» (БДК), а также в жилых домах адвокатов Валерьяна Вахитова и Хусанбая Салиева. Данные действия ГКНБ адвокаты и правозащитники рассматривают как прямое давление на деятельность независимых адвокатов и правозащитников со стороны органов национальной безопасности.

Основанием для обысков послужили неправосудные решения судей Оша Кадырбека Матисакова и Болота Сатыбалдиева от 26 и 27 марта. В санкциях дано указание изъять запрещенные материалы экстремистского характера. Санкции на обыск выданы по уголовному делу, возбужденному не в отношении этих адвокатов, а в отношении иностранного гражданина Умара Фарука, но, по последним данным, днем, 28 марта, в Ошском городском суде состоялся суд над американским журналистом Умаром Фаруком. В соответствии с постановлением суда, в действиях Умара Фарука нет достаточных данных для уголовного преследования, в связи с чем  было вынесено решение о депортации журналиста из страны.

Вместе с тем, согласно ст. 13 Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности», информационные материалы признаются экстремистскими  решением суда по представлению прокуратуры, после чего направляются в органы юстиции для составления перечня экстремистских материалов и информирования населения об этом.

В соответствии с частью 5 статьи  29 Закона «Об Адвокатуре  Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» «истребование, изъятие, осмотр, проверка, копирование документов, сбор и использование информации, связанные с юридической помощью по конкретному уголовному делу, допускаются лишь в случае привлечения адвоката в качестве обвиняемого…». Согласно части 3 этой же статьи, уголовное дело в отношении адвоката в связи с его профессиональной деятельностью может быть возбуждено только Генеральным прокурором КР или его заместителем.

Адвокатам Вахитову и Салиеву никаких обвинений не предъявлялось, уголовное дело в их отношении не возбуждалось. Тем самым, судьями Ошского городского суда и сотрудниками ГКНБ нарушены принципы независимости адвокатской деятельности и неприкосновенности адвокатов. Судебные санкции выданы без участия прокуроров в нарушение требований статьи 8 УПК КР.

Обыск продолжался 4 часа. Были изъяты  ноутбуки, флеш-карты, диктофоны, диски и другие материалы. Вахитов и Салиев известны своей активной правозащитной деятельностью. Как адвокаты, они защищают интересы граждан на национальном и международном уровнях по делам, связанным с пытками, вымогательствами, религиозными и межнациональными вопросами.

Изъятые материалы связаны с уголовными делами правозащитника Азимжана Аскарова; имама мечети Карасуу Камалова Рашода; изнасилованием 9-летнего мальчика молдо медресе; Рахманжан кызы Бурулай, заключенной под стражу с 3-месячным ребенком; Джумабаева Дилёржона, избитого в ходе обыска работниками ГКНБ; предпринимателей Байбабаевых, у которых работники ГКНБ вымогали 20 тыс. долларов; Абиджанова Хакимжана и его престарелого отца, избитого в ходе обыска работниками ГКНБ.

По делу Абиджанова, в отношении следователя ГКНБ Артура Шадыбекова, вынесено частное определение суда за нарушение им законности в ходе расследования данного уголовного дела. Этот же следователь провел обыск в доме адвоката Х. Салиева. Уголовное дело в отношении работников Эдвокаси-центра по правам человека, которых защищали адвокаты В. Вахитов и Х. Салиев, прекращено прокуратурой Ошской области, а в отношении следователя Алманбета Дженбаева вынесено представление о привлечении его к ответственности.

30 апреля 2015 г.  Ошский областной суд отменил все три постановления Ошского городского суда, по которым сотрудники Госкомитета национальной безопасности проводили обыски в офисе правозащитной организации «Бир Дуйно» и домах адвокатов. Все процессуальные действия, связанные с изъятием, осмотром дел и действиями следователей, признаны незаконными.

24 июня 2015 года Верховный суд КР признал обыски в ошском офисе «Бир Дуйно Кыргызстан» и доме адвоката Валерьяна Вахитова незаконными. 

Вышеприведенными судебными актами Ошского областного суда и Верховного суда КР безапелляционно дана правовая оценка действиям следователей СО ГУ ГКНБ КР по г. Ош и Ошской области А. Дженбаева и А. Шадыбекова и Постановлениям судей Ошского городского суда от 26 марта и 27 марта 2015 года Матисакова К. и Сатыбалдиева Б.Т. – как НЕЗАКОННЫЕ. Постановление Верховного суда КР окончательно и обжалованию не подлежит.

Указанные должностные лица за свои незаконные действия не только не понесли должной ответственности, но и по-прежнему занимают ответственные должности в правоохранительных и судебных органах республики. Неоднократные жалобы в Генеральную прокуратуру КР и прокуратуру Ошской области оказались тщетными.

В органы прокуратуры неоднократно подавались заявления о совершенных преступлениях в отношении адвокатов (воспрепятствование адвокатской деятельности, превышение, злоупотребление должностными полномочиями и т.д.). По сей день по ним не принято никакого решения, хотя, согласно ст. 156 УПК Кыргызской Республики, по сообщениям о совершенных преступлениях решение принимается в течение трех дней, а в исключительных случаях этот срок не превышает более 10 дней[11].

 

Ограничение доступа к правосудию правозащитника Азимжана Аскарова

Более шести  лет жертвы межнационального конфликта на юге Кыргызстана ожидают справедливости. Сегодня, в колонии №47, ждет свободы и справедливости известный правозащитник, жертва пыток и дискриминации правозащитник Азимжан Аскаров.  Кейс Аскарова,  известного правозащитника, который потерял свою свободу за правозащитную деятельность,  известен всему миру. Азимжан Аскаров  очень болен и страдает как от ухудшения здоровья, так и от психологических пыток из-за лишения его доступа к справедливому правосудию.

В течение шести лет его адвокаты прошли все инстанции по защите его конституционных прав и свобод.  21 апреля 2016 г.  Комитет ООН по правам человека призвал Кыргызстан освободить Азимжана Аскарова и аннулировать решение о признании его виновным. В соответствии с решением Комитета ООН по правам человека, А. Аскаров был задержан незаконно, содержался в бесчеловечных условиях, подвергался жестокому обращению и был лишен возможности надлежащим образом подготовиться для защиты в судебном разбирательстве. Комитет, в составе которого 18 независимых экспертов по правам человека, установил, что в процессе обращения с Аскаровым Кыргызстан нарушил несколько статей международного Пакта о гражданских и политических правах, государством-участником которого он является. «Результаты судебно-медицинской экспертизы, проведенной независимыми экспертами, наряду с другими доказательствами, указывают на то, что Аскаров подвергался пыткам»[12].

25 апреля пресс-служба Верховного суда Кыргызстана распространила заявление, в котором говорится, что Верховный суд готов заново рассмотреть дело Азимжана Аскарова, поэтому сегодня для высшего руководства страны - историческая возможность  исправить ошибки пяти лет дискриминации правозащитника А. Аскарова и по ограничению его к доступу к правосудию. 

12 июля 2016 г. в Верховном суде Кыргызской Республики завершился процесс по рассмотрению дела Азимжана Аскарова по новым обстоятельствам в соответствии с Соображениями  Комитета ООН по правам человека от 31 марта 2016 г.

Как отметил  Комитет, «факты  свидетельствуют  о  нарушении  прав  автора   статьи 7, отдельно и во взаимосвязи со статьей 2, пункт 3; статьи 9, пункт 1; статьи 10, пункт 1 и статьи 14, пункт 3 (b) и (e) Пакта».

В пресс-релизе, опубликованном по этому делу,  Комитет ООН по правам человека  призвал власти Кыргызстана немедленно   освободить из мест заключения правозащитника Азимжана Аскарова.

Определением Верховного суда от 12 июля 2016 г. дело направлено на повторное рассмотрение в Чуйский областной суд, а Азимжан Аскаров так и не освобожден из мест заключения.

ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» разочаровано принятым решением Верховного суда и считает, что  государство не исполнило принятое на себя обязательство в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Факультативного протокола Международного пакта о гражданских и политических правах, а также требования части 2 статьи 41 Конституции Кыргызской Республики, которым определено, что, в случае признания нарушения прав и свобод человека международными органами,  Кыргызская Республика принимает меры по их восстановлению.

Верховный суд поставил под сомнение правомерность Решения Комитета ООН по правам человека, которым было констатировано наличие в судебном приговоре по делу Азимжана Аскарова нарушений Международного Пакта о гражданских и политических правах, и тем самым проявленного неуважения к общепризнанным принципам международного права.

Судебный процесс, несмотря на возражения адвокатов, не рассматривал новые обстоятельства, отмеченные Комитетом, исследовалась фабула уголовного дела с нарушением требований статьи 389 УПК Кыргызской Республики,  которой было установлено, что   определение суда выносится с рассмотрением новых обстоятельств.

Прокуроры в суде,  комментируя приговор, отметили, что  на ранее проходивших процессах был обеспечен правопорядок, и  они проходили в рамках требований УПК Кыргызской Республики.

Однако, присутствующие в зале Верховного суда 12 июля 2016 г. еще раз убедились, что судебный процесс прошел  аналогично тому, как они проходили в судах первой и второй инстанции Джалал-Абадской области, с грубейшими нарушениями процессуальных норм. В адрес адвокатов Аскарова, общественного защитника Толекан Исмаиловой  и правозащитницы Азизы Абдирасуловой  шли постоянные угрозы жизни им и их родственникам.

Следующий судебный процесс в Чуйском областном суде был назначен на 22 сентября,  затем перенесен  на 4 октября 2016 г. и будет проходить в здании  Судебного Департамента конвоирования.

ПД «БирДуйно Кыргызстан» призывает государственные органы  выполнить Соображения, принятые  Комитетом ООН по правам человека по делу Азимжана Аскарова, подтвердить эффективность заявленной властями и Президентом КР А. Атамбаевым реформы судебной системы, а также обеспечить соблюдение процессуальных требований судопроизводства ведения судебных процессов, что позволит заложить доверие граждан  на построение свободного и демократического государства, основанного на уважении и защите прав человека[13].

Попытки конфискации  имущества А. Аскарова

ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» защищает имущественные права супруги Азимжана Аскарова, в связи  с намерением  Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве КР конфисковать имущество Азимжана Аскарова.

По сообщению, в Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики (ФУГИ) поступило письмо от подразделения службы судебных исполнителей Базар-Коргонского района по поводу конфискации имущества осужденного Аскарова Азимжана. Согласно которому, в соответствии с приговором Базар-Коргонского районного суда Джалал-Абадской области, и на основании исполнительного листа от 23 мая 2012 года, имущество А. Аскарова должно перейти государству. ФУГИ 25 мая 2016 г. провел опись имущества А. Аскарова.

Юристы «Бир Дуйно Кыргызстан» заявляют, что в Уголовно-исполнительном кодексе приведен перечень имущества, не подлежащего конфискации, и в которое входит жилой дом или квартира, где проживает осужденный или его семья. Поэтому конфискация дома незаконна, так как там проживает семья Аскарова, и это один-единственный дом у Аскаровых, и он конфискации не подлежит[14].

В связи с имеющимися явными грубыми нарушениями законности в конфискации имущества Аскаровых, в главный надзорный орган страны директором правозащитного центра «Бир Дуйно Кыргызстан» (БДК) Толекан Исмаиловой направлена жалоба. БДК расценивает действия представителей властей Базар-Коргонского района и Фонда госимущества (ФГИ) как акцию по запугиванию семьи Аскаровых[15]. Судебный процесс по имуществу А. Аскарова назначен на 13 сентября 2016 г.

 

Шельмование правозащитниц Т. Исмаиловой и А. Абдирасуловой

Шельмование правозащитниц Т. Исмаиловой и А. Абдирасуловой Президентом КР А. Атамбаевым произошло в День матери, 14 мая 2016 г., во время торжественной церемонии награждения многодетных матерей орденами «Баатыр Эне», он обвинил их в «отрабатывании зарубежных грантов» и связи с оппозиционными группами. 

14 мая  2016 г. на церемонии награждения многодетных женщин Президент КР Алмазбек Атамбаев в своей торжественной речи, перечисляя своих недругов, к которым он отнес лидеров так называемого «Народного парламента», назвал в их числе и главу правозащитного движения «Бир Дуйно Кыргызстан» Толекан Исмаилову и руководителя общественного фонда «Кылым шамы» Азизу Абдирасулову, обвиняя правозащитниц в дестабилизации государства, представив их общественности как «верно отрабатывающих свои зарубежные гранты». Репутационный ущерб, нанесенный правозащитницам, был особенно силен, поскольку речь президента была произнесена на церемонии награждения многодетных женщин по случаю Дня матери[16].

16 мая была проведена  акция протеста, в ходе которой правозащитницы потребовали  извинений от главы государства или предоставить «доказательства нашей вины». 18 мая в Первомайский суд поступили исковые заявления от правозащитниц Толекан Исмаиловой и Азизы Абдирасуловой с требованием от Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева возмещения морального ущерба в сумме четыре млн сомов.  По результатам слушания, Первомайский районный суд вынес решение не в пользу председателя правления общественного объединения "Бир Дуйно Кыргызстан" Толекан Исмаиловой и исполнительного директора по защите прав человека "Кылым шамы" Азизы Абдирасуловой. Суд отказал в удовлетворении искового требования правозащитниц.

7 сентября 2016 г. Бишкекский горсуд отказал в иске правозащитницам Толекан Исмаиловой и Азизе Абдирасуловой к Президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву. Правозащитницы намерены обратиться в Верховный суд, дабы обжаловать определения второй инстанции.


Сеть правозащитников Кыргызстана

С 25 июля по 9 августа 2016 г. ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» при проведении региональных встреч  с партнерами  провело обсуждение и  анализ  ситуации с правами правозащитников в регионах[17]

Основные вызовы и угрозы  в работе гражданских активистов  в 7 регионах Кыргызстана

Негативное влияние на восприятие правозащитников в обществе. В последние три года  сильнейшее отрицательное воздействие на имидж правозащитников  и НПО оказало активное продвижение  парламентом  законопроектов, направленных на ограничение свободы деятельности неправительственных организаций, в частности, законопроекта «Об иностранных агентах» и усилившаяся, в связи с этим, негативная  пропаганда в СМИ в отношении неправительственных организаций и правозащитников. В этой ситуации Институт Омбудсмена  оказывал негативное  влияние и не содействовал сохранению свободы ассоциаций и  политического пространства НПО в Кыргызстане.

Данные процессы повлекли за собой  непонимание   роли правозащитников в обществе, усилили недоверие  со стороны  населения и, как результат, их  компрометируют, они подвергаются дискриминации, запугиваниям, клевете. 

Давление государственных органов на правозащитников. На встречах в семи областях правозащитники  указали, что наиболее частыми   проблемами, с которыми сталкиваются правозащитники во всех  областях -  это   отсутствие поддержки, дискриминация, давление и преследования со стороны государственных органов, правоохранительных органов,  службы национальной безопасности, а также местных администраций и  акимиатов.  Также упоминались проверки со стороны фискальных органов, угрозы закрытия организаций, возбуждение уголовных дел. В южных областях участники встречи рассказывали о  возможных угрозах обысков офисов, незаконных арестов и  приглашений в правоохранительные органы, постоянном прослушивании сотовых телефонов.

Угрозы и давление на правозащитников. На этом фоне, по сообщениям правозащитников, в каждой области есть активисты и правозащитники, которые по причине  реализуемой ими деятельности подвергались  психологическому давлению,    угрозам физической расправы как лично, так и в отношении их семей, детей. В этой ситуации очень пассивна роль местных правоохранительных органов, не содействующих их защите. Очень сложно вести  правозащитную деятельность в связи с наличием в кыргызском обществе   трайбализма, клановости и  семейственности.

Проблемы

Недостаточные знания и отсутствие баз данных правозащитников. Одним из основных недостатков, либо слабых сторон правозащитников  в регионах, является  отсутствие либо недостаточное число профессиональных юристов,  сами правозащитники и гражданские активисты не всегда  владеют достаточным багажом правовых знаний, чтобы  оказать   профессиональную защиту жертвам. В этой связи отсутствие специализированной базы данных правозащитников, слабая коммуникация между  партнерами и системой перенаправления между правозащитными организациями негативно влияют на результаты работы и, как правило, малое количество успешных дел  влияет на авторитет и  восприятие  правозащитников государственными органами и  населением.

Ограничение ресурсов. Правозащитники и активисты  в областях  Кыргызстана отметили, что  на ослабление  правозащитного движения  в регионах оказали  влияние финансовая неустойчивость,  сокращение ресурсов и донорской помощи на поддержку потенциала региональных организаций и их возможность активно действовать. Слабая техническая база, отсутствие  координационных центров  для правозащитников   влияют на разрозненность в их деятельности.

Отсутствие знаний по обеспечению безопасности. Участники встреч считают, что,  занимаясь  деятельностью по защите прав человека, негативное влияние оказывает отсутствие   знаний по вопросам обеспечения безопасности правозащитников от произвола властей, отсутствие групп быстрого реагирования, технических средств защиты,  отсутствие временных шелтеров и  информации о механизмах международной защиты.

Создание сети правозащитников

Для решения проблем и  вызовов в работе правозащитников,  участники встречи по стратегическому планированию указали на необходимость создания  активной национальной сети по защите прав правозащитников, с большим охватом правозащитников и четкой базой данных для проведения совместных  эдвокаси-кампаний и  расширения партнерства, быстрого реагирования в  случаях  преследования и давления на коллег.

Поэтому, по  результатам  встреч,  72 участника  подписали Меморандум о вхождении в сеть по защите прав правозащитников, был разработан стратегический план  по его работе на 2016 – 2019 гг.[18].

 

Рекомендации Жогорку Кенешу КР и Правительству КР:

По вопросам защиты права граждан на свободу объединений

  • Государственным чиновникам и политикам прекратить лоббирование и внесение поправок в Конституцию КР, руководствоваться рекомендациями Венецианской Комиссии[19];
  • Отказаться от продвижения и принятия антиконституционных законов, направленных на ограничение основных гражданских и политических прав  граждан, включая  на свободу ассоциаций и мирные собрания;
  • Ускорить выполнение  664 рекомендаций органов ООН в области прав человека, адресованных для  Кыргызстана, сделав их центральными для реализации всех государственных органов и институтов; 
  • Государственным и местным органам власти создать благоприятные условия для работы НКО в соответствии с принципом 2 (обязанность государства уважать, защищать и способствовать осуществлению права на свободу объединений) и иными принципами, предусмотренными Руководящими принципами по свободе объединений ОБСЕ/БДИПЧ;
  • Отменить обязательную регистрацию религиозных объединений и обеспечить, чтобы законодательство, касающееся регистрации, гарантировало право человека на то, чтобы свободно исповедовать свою религию и религиозные убеждения, в том числе, без создания формальных организаций. Исключить различные территориальные статусы для религиозных и общественных объединений как нарушающие международные гарантии права на свободу объединения;
  • Предусмотреть в Законе «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» положение о предоставлении заявителю разумного срока для исправления выявленных технических неточностей, исключив из перечня основания для отказа в регистрации: «обнаружение неточностей либо несоответствия в информации, содержащейся в представленных документах»;
  • Положить конец чрезмерному контролю и неправомерному вмешательству в деятельность НПО, а также запугиванию и преследованию отдельных лиц и групп, которые занимаются вопросами прав человека;
  • Воздержаться от политических инициатив и риторики, дискредитирующих деятельность НПО и правозащитников, и не относиться к НПО (местным или международным) как к источнику угрозы стабильности и безопасности. Вместо этого они должны публично признать важность усилий НПО по поощрению прав человека, осуждать нападения на НПО и их членов, поддерживать участие НПО в процессе принятия решений на всех уровнях, а также сотрудничать с НПО для улучшения ситуации с защитой прав человека на уровне законодательства и на практике;
  • Министерству юстиции разработать и внедрить стандарты предоставления услуг в сфере регистрации НКО, предоставлять готовые шаблоны документов на русском и кыргызском языках;
  • Создать условия по электронной регистрации организации (подача документов, консультации специалистов онлайн и т.д.);
  • Обратить внимание на «язык вражды», широко используемый СМИ, ТВ, радио КР против НПО, правозащитных организаций и правозащитников.

 

Рекомендации по защите и обеспечению прав правозащитников:

  • Разработать и внедрить механизм обеспечения защиты правозащитников, включая механизм мониторинга соблюдения прав во исполнение принятой Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о защите правозащитников (Кыргызстан проголосовал за принятие данной резолюции) и в соответствии с Руководящими принципами по защите правозащитников БДИПЧ/ ОБСЕ;
  • Обеспечить соответствие внутреннего законодательства положениям Декларации ООН о правозащитниках, Руководящим принципам по защите правозащитников БДИПЧ/ ОБСЕ, уделяя особое внимание исключению законодательных преград к получению финансовых средств, их независимости, праву на свободу объединений, собраний и свободу выражений;
  • Обеспечить, чтобы правозащитные организации, активисты и адвокаты могли осуществлять свою работу без препятствий и страха; должным образом расследовать все случаи преследования и привлекать виновных к ответственности, а также освободить всех правозащитников, находящихся в заключении за свою деятельность;
  • Прекратить воспрепятствование открытой общественной дискуссии по вопросам, представляющим общественный интерес, таких как соблюдение прав человека, путем блокирования работы гражданских организаций,  независимых веб-сайтов, используя иски о диффамации или другие судебные дела в качестве средства, чтобы заставить замолчать критиков;
  • Отказаться от практики использования судебных преследований в отношении правозащитников и правозащитных организаций, в связи с их деятельностью по защите прав человека.

 

Рекомендации по ситуации с правозащитником Азимжаном Аскаровым:

  • Обеспечить исполнение Решения Комитета  ООН по правам человека по делу Азимжана Аскарова;
  • Обеспечить доступ к справедливому  расследованию и правосудию  для правозащитника Азимжана Аскарова при рассмотрении нового судебного разбирательства в Чуйском областном суде и по конфискации имущества семьи А. Аскарова;
  • Обеспечить доступ к качественной медицинской помощи для правозащитника Азимжана Аскарова, находящегося в колонии №47.

 

Рекомендации по поводу угроз адвокатам:

  • Внедрить в законодательные акты Кыргызской Республики норму, согласно которой любое уголовное воздействие против адвокатов, включая их уголовное преследование, должно проводиться после официального согласия Совета адвокатуры Кыргызской Республики;
  • Ужесточить предусмотренную меру наказания за воспрепятствование адвокатской деятельности.

 

Правозащитное Движение: «Бир Дуйно Кыргызстан»

Тел.: +996 312 38 33 30,  факс.: +996 312 38 33 30

Email: birduinokyrgyzstan@gmail.com

www.birduino.kg



[1] http://ca-mediators.net/ru/issledovaniya/216-rezyume-issledovaniya-yazyk-vrazhdy-v-smi-internete-i-publichnom-diskurse-2015.html

[2] https://www.fidh.org/IMG/pdf/kyrgyzstanobsrusse2016web-2.pdf

[3] http://kyrtag.kg/economy/es-vydelyaet-kyrgyzstanu-vtoroy-transh-makrofinansovoy-pomoshchi-v-summe-30-mln-evro-

[4] https://www.facebook.com/tamerlan.ibraimov.7/posts/10208394024682473

[5] ПД «Бир Дуйно Кыргызстан». «Право на свободу объединений: последние тенденции и перспективы развития гражданского общества. Отчет о результатах исследования». Бишкек, 2016 г. Режим доступа: http://birduino.kg/blog/2016/02/18/otchet-o-rezultatah-issledovaniya/

[6] ПД «Бир Дуйно Кыргызстан». «Право на свободу объединений: последние тенденции и перспективы развития гражданского общества. Отчет о результатах исследования». Бишкек, 2016 г. Режим доступа: http://birduino.kg/blog/2016/02/18/otchet-o-rezultatah-issledovaniya/

[7] Обращение представителей гражданского общества Кыргызстана в связи с принятием Жогорку Кенешем КР новой редакции законопроекта «Об иностранных агентах» во втором чтении. Режим доступа: http://vof.kg/?p=30746&lang=kg

[8] Тянь-Шаньский аналитический центр АУЦА при поддержке Гражданской Партнерской Платформы «Центральная Азия в движении» и ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» и  офисов DCA и ICCO в Кыргызской Республике.  «Анализ среды, дающей возможность развития НКО или ограничивающей его» (результаты опроса и фокус-групповых дискуссий). Ст. 12.  Бишкек, 2014 г.

[9] http://birduino.kg/blog/2015/06/22/kratkij-sovmestnyj-analiz-situatsii-po-suzheniyu-politicheskogo-prostranstva-dlya-npo-presledovanij-pravozashhitnikov-chlenov-ih-semej-i-advokatov-v-kr/

[10] http://zanoza.kg/doc/329258_glavy_bishkekskogo_ofisa_human_rights_watch_priznali_v_kr_personoy_non_grata.html

[11] ПД “Бир Дуйно Кыргызстан”, ПК “Адилет”, ПЦ “Кылым шамы”.  Краткий совместный анализ ситуации по сужению политического пространства для НПО, преследований правозащитников, членов их семей и адвокатов в КР. 12 мая — 7 июня 2015 г. Бишкек, Ош. Режим доступа: http://birduino.kg/blog/2015/06/22/kratkij-sovmestnyj-analiz-situatsii-po-suzheniyu-politicheskogo-prostranstva-dlya-npo-presledovanij-pravozashhitnikov-chlenov-ih-semej-i-advokatov-v-kr/

[12] http://rus.azattyq.org/a/27689968.html

[13]  Пресс-релиз правозащитного движения «Бир Дуйно Кыргызстан». http://iphronline.org/wp-content/uploads/2016/07/Press-Reliz_Bir-Dujno_12.07.2016-1.docx.

[14] http://vof.kg/?p=31073&lang=kg

[15] http://vof.kg/?p=31073&lang=kg

[16] http://inozpress.kg/news/view/id/48812

[17] Встречи проведены в рамках проекта «Усиление прав человека  через расширение политического пространства в Кыргызстане»  при поддержке «Фридом Хаус – Кыргызстан».

[18] Стратегический план по созданию сети правозащитников на 2016 — 2019 гг. http://birduino.kg/blog/2016/08/17/strategicheskij-plan-po-sozdaniyu-seti-pravozashhitnikov-2016-2019/

[19] http://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-PI(2016)009-e

Дорогие Друзья!

Уважаемые гости нашего сайта!
Общественное Объединение «Правозащитное движение:
«Бир Дуйно Кыргызстан» обращается к вам с просьбой об оказании спонсорской
поддержки в виде материального пожертвования!

Пожертвовать

Отзывы наших фокус групп

Шахбоз Латипов

Шахбоз Латипов

К диплому о юридическом образовании должен прилагаться опыт

Шахбоз Латипов, 24 года, молодой адвокат: «Когда пришел на стажировку в БДК, у меня не было опыта в юридической и правозащитной деятельности. Вместе с опытными старшими коллегами стал посещать судебные процессы, изучал документы, постепенно руководитель Хусанбай Салиев стал доверять мне подготовку документов, тщательно проверял и давал дельные советы. Опыт приходит со временем и с делами. Каждый день к нам приходят десятки людей, нуждающиеся в помощи, многие из них из социально-уязвимых слоев: малоимущие, многодетные, престарелые граждане. Юрист в правозащитной организации порой выполняет функции психолога, здесь важно уметь сохранить профессионализм, проявить эмпатию. В конце 2019 года я успешно сдал экзамен на право занятия адвокатской деятельностью и теперь веду дела в качестве адвоката. По сложным вопросам обращаюсь за помощью к коллегам, они всегда подскажут. В этом одна из сильных сторон организации: есть поддержка и понимание».

Феруза Амадалиева

Феруза Амадалиева

Организация объединяет регионы

Феруза Амадалиева, соцработник, лидер, педагог: «ТОТ от БДК — отличная возможность познакомиться с участниками из регионов, мы продолжаем общаться в соцсетях, когда встречаемся на мероприятиях, как близкие друзья, настолько теплые у нас отношения! На мероприятиях я повысила свои знания, систематизировала, уточнила как применять на практике. Мне очень нравятся модули, как построена система обучения и практики: ролевые игры, теория, дискуссии. Каждый человек раскрывается. Я стала лидером для других уязвимых женщин, стараюсь помогать им и воволекать в подобные мероприятия». Феруза Амадалиева является постоянным участником многих мероприятий БДК, приглашает юристов БДК для оказания правовых консультаций уязвимым женщинам.

Нуриза Талантбек кызы

Нуриза Талантбек кызы

Стала уверенной в себе

Летом 2019 года Нуриза Талантбек кызы принимала активное участие в проведении региональных показов документальных фильмов, помогала с организационными вопросами во время проведения кампании, приуроченной к Дню защиты жертв пыток, участвовала в выездах, прошла ТОТ по женскому лидерству. В прошлом она мигрант, работала в одном НПО в Оше, сейчас трудится в Бишкеке в сфере услуг. Участие в ТОТ она называет "бесценным опытом": "Я впервые посетила подобное мероприятие, получила именно ту информацию, которая была мне необходима, за это я искренне благодарна организаторам. У меня в жизни случались очень тяжелые моменты, благодаря тем знаниям, я смогла их преодолеть, я выстояла! После ТОТ я стала более уверенная в себе, глубже понимать суть прав человека, научилась отстаивать свои интересы”.

Шукурулло Кочкаров

Шукурулло Кочкаров

Подсудимый скончался. Работа по его реабилитации продолжается

Дело Шукурулло Кочкарова показывает, что работа по сложным делам продолжается много лет. После пыток в 2010 году он стал инвалидом. Удалось добиться оправдания по одной из статей обвинения, продолжается работа по его реабилитации и признанию его жертвой пыток для выплат ущерба. Суды продолжаются уже без Шукурулло Кочкарова — 2 августа 2019 года он скончался. Его интересы представляет его отец Саидазиз Кочкаров, тоже имеющий инвалидность по зрению. «Много лет нас поддерживают сотрудники БДК, ведут дело моего сына, привозили его суд, так как он не мог самостоятельно передвигаться, постоянно помогают нашей семье: я и моя жена прошли курс реабилитации, сыну помогли с обеспечением лекарственных препаратов, оказывают всяческую помощь».

Дильер Джумабаев

Дильер Джумабаев

Всесторонняя поддержка пострадавшим от пыток

Житель Кара-Суйского района Дильер Джумабаев имеет большой опыт общения с правоохранительными органами. В 2010 году его обвинили в хранении огнестрельного оружия, благодаря работе юристов, он был оправдан. Через два года в его доме был первый обыск с целью обнаружения материалов экстремистского характера, но ничего не нашли. В 2014 году его обвинили в хранении экстремистских материалов. В суде прокурор просил 15 лет лишения свободы, суд осудил на 6 лет. Через несколько лет он вышел по условно-досрочному освобождению. «Я благодарен работе юристов БДК за квалифицированную правовую помощь. Участвовал в программе реабилитации потерпевших от пыток. Когда сталкиваюсь с нарушениями, рекомендую обращаться в эту организацию».

Партнеры

Все права защищены © 2020

Сайт разработан: http://webformat.kg