Заявление Equality Now и Бир Дуино Кыргызстан

Кыргызстан должен сохранить достигнутый прогресс и отказаться от возвращения смертной казни
Мы выражаем глубокую обеспокоенность в связи с поручением Президента Кыргызской Республики подготовить изменения в законодательство, предусматривающие возвращение смертной казни.
Нас всех потрясло изнасилование и убийство с особой жестокостью несовершеннолетней Айсулуу.[1] Мы понимаем и разделяем боль общества в связи с этим делом. Сексуализированное насилие против детей и женщин является одной из самых тяжелых и травмирующих форм преступлений. Эти преступления наносят непоправимый вред пострадавшим, их семьям и всему обществу. Мы благодарим главу государства за готовность реагировать на боль и обеспокоенность общества, а также за предпринимаемые шаги по укреплению защиты женщин и детей. Для нас важно, что государство осознает глубину этой проблемы и выражает готовность искать пути ее решения.
Вместе с тем мы убеждены, что возвращение смертной казни — не выход и не решение проблемы.
Почему смертная казнь не является решением?
Кыргызстан уже сделал важный шаг вперед. Отмена смертной казни в 2007 году стала историческим достижением в области защиты прав человека и признанием права на жизнь как высшей ценности. Кроме того, в 2010 году Кыргызстан присоединился ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, предусматривающему отмену смертной казни.[2] Возврат к этой мере наказания стал бы шагом назад и противоречил бы Конституции и международным обязательствам страны.
Позиция ООН:
“Организация Объединенных Наций противостоит применению смертной казни при любых обстоятельствах. Во всем мире отмена смертной казни необходима для укрепления человеческого достоинства и прогрессивного развития прав человека.
Все больше растет консенсус в отношении всеобщей отмены смертной казни. Около 170 государств либо отменили смертную казнь, либо наложили мораторий на ее применение законодательно или на практике. … смертная казнь все еще используется в небольшом числе стран, главным образом из-за мифа о том, что она предотвращает преступления”.[3]
Смертная казнь не предотвращает преступления. Международный опыт и исследования подтверждают: жесткость наказания сама по себе не снижает уровень сексуализированного насилия. Проблема заключается не в мягкости наказаний, а в неэффективности расследований, барьерах в доступе к правосудию и отсутствии системной профилактики. Для сексуализированного насилия характерно злоупотребление властью, неравенством и гендерным неравенством, непризнанием и неуважением равенства и равных прав женщин, скрытность и табуированность, а также отсутствие действенных механизмов выявления и реагирования. И хотя наказания должны быть соразмерны тяжести преступления и не допускать безнаказанности, возвращение смертной казни не решит коренных проблем.
Международные органы рекомендуют другие меры. Комитет ООН по правам человека, Комитет ООН против пыток, Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин и другие международные механизмы по защите прав человека неоднократно указывали Кыргызстану на необходимость совершенствования законодательства, повышения качества расследований и обеспечения пострадавшим доступа к правосудию и поддержке.[4]
Более того, мы полагаем, что введение смертной казни за преступления сексуализированного характера не будет соответствовать целям правосудия и вряд ли приведет к повышению ответственности виновных. Напротив, существует высокий риск того, что это вынудит органы правосудия применять чрезмерно строгие и обременительные стандарты доказывания, особенно по делам об изнасиловании. Смертная казнь как крайняя мера усиливает опасения судебной ошибки, поэтому судьи и прокуроры будут склонны требовать неопровержимых доказательств — признаний обвиняемого или прямых вещественных улик, тогда как в делах о сексуализированном насилии чаще всего единственным ключевым доказательством остаются показания пострадавшей. В результате такие дела с высокой вероятностью будут реже доходить до суда, что лишь увеличит уровень безнаказанности.
Что действительно необходимо
Мы убеждены, что для эффективной борьбы с сексуализированным насилием государству необходимо:
- Реформа законодательства и правоохранительных органов. Привести Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс в соответствие с международными стандартами: закрепить согласие как ключевой элемент определения изнасилования, исключить дискриминационные и устаревшие нормы.[5]
- Эффективное выявление. Создать такую систему, при которой пострадавшие не будут бояться обращаться в правоохранительные органы и будут уверены в получении помощи и защиты.
- Эффективное расследование и правосудие. Усилить подготовку следователей, прокуроров и судей; разработать специальные методические рекомендации; внедрить практику учета интересов пострадавших на всех стадиях процесса.
- Доступ к правосудию и защите для пострадавших. Обеспечить юридическую, медицинскую и психологическую помощь; создать механизмы индивидуальной оценки потребностей пострадавших, включая женщин и девочек с инвалидностью.
- Превенция насилия. Усилить меры профилактики, включая просвещение, работу с сообществами, а также программы для молодежи и мужчин.
Наш призыв
Мы разделяем стремление государства укрепить защиту наиболее уязвимых групп и благодарим Президента за внимание к этой проблеме. Вместе с тем мы убеждены, что Кыргызстан должен сохранить достигнутый прогресс и отказаться от возвращения смертной казни.
Мы призываем власти направить усилия на реформы, которые реально обеспечат безопасность женщин и детей, выполнят рекомендации международных органов и укрепят доверие общества к правосудию.
Защита прав женщин и детей невозможна ценой отказа от других фундаментальных прав человека. Кыргызстану важно продолжать двигаться вперед, строя справедливую и гуманную систему, способную действительно защищать своих граждан.
Мы выражаем готовность сотрудничать с государственными органами и готовы помочь в разработке необходимых реформ, реализации международных рекомендаций и совершенствовании системы защиты женщин и детей от сексуализированного насилия.
[4] Например, КЛДЖ, Заключительные замечания по пятому периодическому докладу Кыргызстана, CEDAW/C/KGZ/CO/5, пункты 21-22; КПЧ, Заключительные замечания по третьему периодическому докладу Кыргызстана, CCPR/C/KGZ/CO/3, пункты 23-24; КПП, Заключительные замечания по третьему периодическому докладу Кыргызстана, CAT/C/KGZ/CO/3, пункты 18-19
[5] В рамках последнего Универсального периодического обзора Кыргызстан поддержал рекомендацию 140.69: «внести изменения в Уголовный кодекс, четко определив изнасилование как акт, совершенный при отсутствии свободно выраженного согласия (Исландия)» (август 2025 г., A/HRC/60/4/Add.1).
Действующая статья об изнасиловании ограничивает состав преступления случаями применения физического насилия или угроз. Это позволяет многим виновным избегать ответственности из-за узкой трактовки состава преступления. Между тем, существует множество ситуаций, в которых согласие отсутствует, хотя насилие в физическом смысле не применяется. Преступники могут прибегать к различным формам принуждения, злоупотреблять доверием, использовать возрастное, социальное или профессиональное превосходство — особенно по отношению к молодым или иным уязвимым женщинам. Примерами таких случаев являются инцест, а также неравные отношения, такие как учитель–ученица, врач–пациентка и др. Введение определения, основанного на отсутствии свободного согласия с учетом окружающих обстоятельств, обеспечит более полную защиту и приведет законодательство Кыргызстана в соответствие с международными стандартами, включая Стамбульскую конвенцию и рекомендации Комитета КЛДЖ.