Законопроект об НКО попирает конституционные права граждан, дискриминирует их, содержит подмену понятий и непропорциональное применение норм против организаций гражданского общества

Законопроект об НКО попирает конституционные права граждан, дискриминирует их, содержит подмену понятий и непропорциональное применение норм против организаций гражданского общества.
Коалиция за Равенство и Првозащитное движение “Бир Дуйно- Кыргызстан” считают, что этот проект следует немедленно отозвать, чтобы не нарушать Конституцию и не вводить общественность в заблуждение.
19 мая 2023 года группа из 33-х депутатов Жогорку Кенеша КР (Нарматова Н., Садырбаева Ж. и другие)
Политическая деятельность – это воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на |
изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, социальной поддержки инвалидов, защиты материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность. |
|
1 инициировала поправки в действующий Уголовный кодекс КР и закон «О некоммерческих организациях» .
По аналогии с российским законом «об иностранных агентах» в законопроекте депутатов ЖК предлагается понятие «иностранный представитель» для НКО, которые получают денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и участвуют в политической деятельности на территории Кыргызстана.
Кроме того, законопроект вводит ряд дискриминационных норм, связанных с обременительным ужесточением на регистрацию, контролем за внутренней деятельностью организации, завышенными требованиями по отчетности и аудиту и произвольному приостановлению деятельности НКО.
Правозащитники и юристы Коалиции проанализировали законопроект и пришли к выводу, что его основная цель ограничить право на свободу ассоциаций, свободу слова и выражения мнения не только граждан Кыргызской Республики, но и их некоторых объединений. Делается это с использованием подмены понятий о реализации гражданами своих конституционных прав. Коалиция за Равенство и Правозащитное движение“Бир Дуйно- Кыргызстан” подчеркивают, что с точки
2 зрения права подобные требования дискриминационны и содержат непропорциональный подход. Это связано с тем, что норму о присвоении статута «иностранного представителя» предлагается применять избирательно, только в отношении таких НКО, как общественные объединения и фонды, учреждения и ассоциации (союзы).
1http://kenesh.kg/ru/draftlaw/634426/show
2 Абзац 2 части 1 статьи 24 Конституции КР – «Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств».
Авторы дискриминационного законопроекта не распространяют эти требования на другие одиннадцать форм НКО, которые тоже получают или могут получать иностранное финансирование. Это такие как: 1) жамаат (общинная организация); 2) товарищество собственников жилья (кондоминиум); 3) кооператив (некоммерческий); 4) ассоциация водопользователей; 5) орган территориального общественного самоуправления (ТОС); 6) саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг; 7) негосударственный пенсионный фонд; 8) объединение работодателей; 9) профсоюз; 10) политическая партия; 11) религиозная организация.
Авторы законопроекта почему-то «наделяют» участием в политической деятельности только общественные фонды, объединения, союзы и ассоциации. Однако согласно действующему закону специализированной НКО, имеющей политические цели и задачи, способствующие осуществлению политической воли определенной части населения, является политическая партия3. Политические партии ставят основной
своей задачей участие в управлении делами государства в форме выдвижения своих кандидатов для
4 избрания в Жогорку Кенеш, на государственные должности и в органы местного самоуправления . И их целью является получение властных полномочий и непосредственное принятие решений на государственном и местном уровнях, получение мандатов и продвижение своих представителей в органах власти. При этом финансирование деятельности партий иностранными государствами, зарубежными партиями, а также юридическими и физическими лицами иностранных государств запрещено в силу их действительной возможности непосредственно принимать властные решения и определять государственную политику.
И, наконец, в законопроекте содержится подмена понятий в терминологии. «Политической деятельностью» с точки зрения авторов является не что иное, как фактическая реализация гражданами конституционного права
5 участвовать в управлении делами общества и государства ; реализация конституционного права на свободу
6 7 слова и выражения мнения , а также распространение информации .
Наши опасения вызывает тот факт, что искаженное толкование понятия «политической деятельности» откроет возможности отнести к этой деятельности любой активизм в сфере общественной жизни, которым занимается НКО. И, в первую очередь, это может коснуться правозащитных организаций, занимающимся продвижением прав человека на уровне законодательства и правоприменительной практики. Поэтому проблемный законопроект должен быть снят с повестки как можно скорее.
Для информации : 7 июня в 9.00 утра в Конституционном суде КР продолжатся слушания по ходатайству адвокатов от "Бир Дуйно Кыргызстан" (председательствующая организация Коалиции за Равенство) о признании пунктов 2 и 3 статьи 17 Закона КР «О некоммерческих организациях» противоречащим статьям 2, (части 2), 8 (части 1), 23 (части 1,2 3, 4, 5), 32 (части 1, 2), 36 Конституции КР.
О Коалиции за Равенство. Это неформальное объединение ряда организаций Кыргызской Республики. Было создано в 2013 году для взаимодействия в вопросах прав человека и борьбе против всех форм дискриминации и ксенофобии, разработке и имплементации антидискриминационного закона, для формирования равного, справедливого и толерантного общества в Кыргызстане.
Больше информации по запросу на c.equality.kg@gmail.com. Страница на
Фейсбуке:https://www.facebook.com/equalityinkg/Действующий координатор Коалиции за равенство: «Правозащитное движение Бир дуйно – Кыргызстан»: г.Бишкек, ул. Сыдыкова 258, +996312317671, birduinokyrgyzstan@gmail.com
3 Статья 1 Закона «О политических партиях» от 12 июня 1999 года N 50.
4 Абзац 1 статьи 3 Закона «О политических партиях» от 12 июня 1999 года N 50.
5 Часть 2 статьи 37 Конституции Кыргызской Республики.
6 Части 1 и 2 статьи 32 Конституции Кыргызской Республики.
7 Часть 1 статьи 33 Конституции Кыргызской Республики.