Варшавская конференция по Человеческому Измерению, БДИПЧ ОБСЕ 4 октября, 2022г.

Сайт-ивент: «Внутренние и внешние вызовы в регионе Центральной Азии: пограничные конфликты, доступ к правосудию и их влияние на гендерную проблематику и на защиту защитников прав женщин».
Смотреть программу
Смотреть презентацию
Варшавская конференция по Человеческому Измерению, БДИПЧ ОБСЕ
Айдар Сыдыков, Ассоциация по защите прав человека в уголовном процессе "АРТИКЛЬ - 9".
«Отсутствие гендерно-ориентированного управления и мер для предотвращения жестокого обращения и гендерного насилия по отношению к женщинам в местах содержания под стражей».
Заявление Ассоциация по защите прав человека в уголовном процессе
«Артикль – 9».
Кыргызская Республика не обеспечивает надлежащим образом права женщин в уголовном процессе. С момента фактического задержания и до конца уголовного производства, женщина подвергается многочисленным нарушениям прав человека среди которых: пытки/жестокое обращение, сексуальные домогательства, харассмент. Это связанно в том числе с тем, что в рядах милиции практически нет женского персонала, отвечающего за задержание, конвоирование и охрану лиц, содержащихся под стражей. И хотя в 70% случаях женщины обвиняются в совершении экономических преступлений суды продолжают заключать их под стражу.
Важно также отметить, что ни один из 46 изоляторов Кыргызстана не приспособлен для содержания женщин, в особенности беременных, имеющих при себе детей и имеющих проблемы здоровья. Во всех ИВС женщин охраняют мужчины и имеют доступ к ним в камеру. Только в 11 изоляторах временного содержания есть холодная вода в камерах, при этом нигде нет горячей воды; только в 7 ИВС есть туалеты внутри камер, остальные находятся на улице и не обогреваются; 5 ИВС находятся в подвалах, а 2 изолятора временного содержания находятся в полуподвальных помещениях; недостаточное и некачественное питание; не выдаются гигиенические средства, антисанитария и отсутствие инфекционного контроля; нет условий для стирки белья, пелёнок, нет также обеспечения младенцев подгузниками и другими предметами ухода за новорожденными; Некачественная медицинская помощь. Выявлены проблемы с ведением беременности и подготовкой к родам в некоторых случаях приводящие к прерыванию беременности.
Рекомендации Кыргызстану:
- Обеспечить необходимое число сотрудников женского пола в местах содержания под стражей при проведении личного обыска или досмотра, при оказании медицинской помощи, в процедурах сопровождения и других необходимых случаях для предупреждения посягательства на личное достоинство;
- Внести запрет в уголовно-процессуальное законодательство применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении женщин, в случаях совершения ими экономических преступлений, наличия беременности, малолетних детей, инвалидности или других серьезных проблем со здоровьем. Заключение под стражу в отношении женщин должно применяться только в исключительных случаях
- Обеспечить женщинам-заключенным надлежащие условия содержания, включая право на получение квалифицированной медицинской помощи;
Варшавская конференция по Человеческому Измерению, БДИПЧ ОБСЕ
ПД «Бир Дуйно Кыргызстан», адвокаты А.Садыков, Б.Автандил
Заявление о необходимости проведения независимого расследования смерти правозащитника Азимжана Аскарова и привлечению к ответственности виновных.
2 года назад, 25 июля 2020 года, в исправительной колонии Кыргызстана от двусторонней пневмонии скончался известный правозащитник, журналист Аскаров Азимжан.
По факту его смерти до сих пор не проведено качественного расследования, и никто не привлечен к ответственности. Результаты внутренней проверки государственной службы исполнения наказаний сводятся к тому, что никто в смерти Аскарова неповинен, однако изучив эти материалы адвокаты усмотрели признаки как минимум 6 преступлений, допущенных администрацией и врачами ГСИН – это «Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником», «Превышение власти», «Пытки», «Неоказание помощи», «Оставление в опасности», «Халатность».
И хотя доказательства всех этих преступлений уже имеются в материалах дела, Государственный Комитет Национальной Безопасности не привлекает к ответственности виновных и не проводит никаких следственных действий. В данное время адвокатами уже 5 раз обжаловано бездействие со стороны следователя ГКНБ и нарушения были признаны судом, однако ГКНБ продолжает игнорировать даже решения суда.
Поскольку правовые механизмы защиты в отношении ГКНБ не работают, мы вынуждены обращаться к международному сообществу и просить обратиться к Кыргызстану с призывом к следующим действиям:
- Провести независимое, публичное, расследование гибели Аскарова Азимжана;
- Дать правовую оценку нарушениям уголовно – процессуального законодательства, допущенных следственным органами, а также игнорированием решений судов;
- Взять дело под личный контроль Генерального прокурора и Председателя ГКНБ;
- Привлечь к ответственности лиц виновных в смерти Аскарова Азимжана и выплатить соответствующую компенсацию его родственникам;
Варшавская конференция по Человеческому Измерению, БДИПЧ ОБСЕ
Джамиля Капарова, гендерный эксперт, директор ОО «Энсан Диамонд». Кыргызстан
Участие женщин и женских организаций в построении мира и приграничных конфликтах на примере Кыргызстана.
Локализация Планов Действий по реализации Резолюции СБ ООН 1325
Кыргызская Республика, будучи участником множества международных соглашений, конвенций по продвижению прав и интересов женщин в последнее время уделяет значимое внимание участию женщин в делах местного и государственного значения.
На сегодняшний день нельзя не переоценить роль женщин в различных сферах общественной жизни Кыргызской Республики, женщины играют все более заметную роль в деле повышения безопасности и миростроительства.
Неправительственные организации, включая женские НПО, напротив, продемонстрировали способности и навыки мобилизации ресурсов, предотвращения конфликтов в условиях чрезвычайных ситуаций и вооруженного конфликта, а также миростроительства.
Положительный опыт участия женщин Кыргызстана в предупреждении и разрешении конфликтов.
В Кыргызстане важен опыт участия женщин в предупреждении, разрешении конфликтов, а также в постконфликтном восстановлении и развитии (ОШ, юг Кыргызстана, 2010 год). Конфликт имел явные гендерные последствия: женщины подвергались сексуальному насилию, унижению и вымогательству, а также подвергались социальной стигматизации как пережившие сексуальное насилие.
Женщины и женские организации создавали гражданские группы быстрого реагирования, проводили анализ ситуации, делали переговоры с ключевыми сторонами, проводили фокус-группы, делали обращения к населению и Правительству, работали со слухами. В постконфликтный период активно принимали участие в распространении и мониторинге государственной и гуманитарной помощи, входили в составы комиссий по оценке ущерба, выявляли жертв насилия, предоставляли им психологическую помощь и переадресовывали для получения медицинской и юридической поддержки.
Женские организации, правозащитницы и активистки сыграли важную роль во время приграничных конфликтов. В то же время женщины и девочки становятся наиболее уязвимыми во время приграничных конфликтов. Статистика военной агрессии Таджикистана в мае 2021 года, когда погибли 36 граждан Кыргызстана, среди которых 12-летняя девочка, 5 летний ребенок, пострадали более 100 человек, тысячи местных жителей были вынуждены оставить свои разрушенные и разграбленные дома, а также военное вторжение Таджикистана 14 сентября 2022 года, приведший к 59 человеческим жертвам, в том числе 11 человек мирного населения, 2 безвинных девочек, 200 тысяч перемещенных беженцев, а также разрушениям многочисленных объектов социально-гражданской инфраструктуры, включая школы и жилые дома, фактах мародерства имущества и собственности кыргызских граждан говорят о постоянных рисках и опасностях повторения и цикличности таких военных конфликтов.
Конфликты и ситуации нестабильности усугубляют уже существующие модели дискриминации в отношении женщин и девочек, подвергая их высокому риску стать жертвами нарушений прав человека. Конфликты приводят:
- к повышению уровня насилия в отношении женщин и девочек, включая произвольные убийства, пытки и увечья, сексуальное насилие и принудительные браки.
- Нехватка необходимых услуг, продовольствия, гигиенических средств,
- ограниченный доступ к услугам здравоохранения и образования
- Отсутствие многих вещей, необходимых для жизнедеятельности женщин и детей, шок, боязнь, страх, депрессия, психологические травмы – вот неполный набор чувств беженок.
Резолюция СБ ООН 1325 является одним из международных инструментов, имеющих потенциал содействовать на национальном уровне выстраиванию институтов и систем, способных быть проактивными и реагировать адекватно в условиях конфликтов.
Главной целью Резолюции СБ ООН 1325, опирающейся на принципы и цели Устава ООН, является укрепление роли и участия женщин в предотвращении, разрешении конфликтов и построении мира, а также значительное повышение безопасности женщин и укрепление влияющих на это факторов. В рамках таких действий государством приняты особые меры по защите женщин от гендерных преступлений, насилия и по продвижению политического участия женщин.
Кыргызстан стал первой страной в Центральной Азии и второй страной на постсоветском пространстве (после Грузии), разработавшей и утвердившей на государственном уровне Программный документ по исполнению Резолюции 1325. Более того, План Действий 1325 стал одним из первых планов, который разрабатывался самими государственными служащими на основе экспертных оценок конфликта 2010 года и постконфликтного развития при фасилитации национальных экспертов.
Планы Действий стали результатом неустанной защиты гражданского общества и женских движений, в том числе со стороны местных женщин-миротворцев. Хотя ответственность за выполнение этих глобальных обязательств в значительной степени лежит на правительствах, женщины-миротворцы также находятся в авангарде их выполнения. И несмотря на то, что женщины работают на местах по посредничеству и предотвращению конфликтов и мирным переговорам, они по-прежнему в значительной степени исключены и по-прежнему сталкиваются со многими препятствиями на пути к полному и значимому участию в процессах принятия решений и предотвращения, разрешения и миростроительства.
В настоящее время Кыргызстане имеет 4-ый План действий на 2022-2024 гг.
Предыдущие три Плана Действий не имели матрицы показателей, индикаторов выполнения, выделенных бюджетов, выявлены различные факторы, ограничивающие реализацию НПД, в том числе отсутствие финансирования, отсутствие государственной поддержки, недостаточная осведомленность, слабая координация, отсутствие синхронизации с другими политиками и др
Вызовы для Повестки Женщины, Мир, Безопасность (РСБ ООН 1325) в Кыргызстане:
- Существование ряда сохраняющихся факторов, усиливаемых и сегодня стереотипами, национализмом, неравенством и дискриминацией, неэффективным управлением, в том числе природными ресурсами;
- Социокультурные нормы и стереотипы, закрепляющие неравенство и дискриминацию женщин, зачастую поддерживаются общественными и государственными СМИ;
- Неравенство проявляется в крайне низкой представленности женщин в политическом пространстве и в предпринимательской деятельности; Дискриминация на рынке труда стала частью культуры работодателей.
- В настоящее время сохраняют актуальность такие нерешенные региональные конфликты, как споры по демаркации границ (вызванные доступом и распределением ресурсов), которые происходят от приграничной напряженности и тормозят мирные процессы в ряде районов Кыргызской Республики;
- Ренессанс патриархальной культуры, радикализация общества, в том числе радикальная исламизация, насильственный экстремизм продолжают оставаться благоприятными факторами для вооруженного конфликта и насилия;
- Неурегулированность приграничных споров в отношении хозяйственных объектов и недостаточная обустроенность пограничной инфраструктуры негативно воздействуют на социально-экономическое развитие приграничных районов.
ОБСЕ обязалаоь оказать поддержку в выполнении повестки дня «Женщины, мир и безопасность» на территории 57 государств-участников. В соответствии с Планом действий всем структурам ОБСЕ поручается (в соответствии со сферой их компетенции) способствовать выполнению Резолюции № 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (2000 год), посвященной, в том числе, роли женщин в предотвращении конфликтов и постконфликтном восстановлении. С тех пор обязательство ОБСЕ оказывать поддержку в выполнении РСБ ООН 1325 было закреплено и в других решениях Совета министров ОБСЕ[1].
С учетом новых вызовов и рисков, военных конфликтов и обязательств по выполнению повестки дня «Женщины, мир и безопасность», СБ ООН 1325, ОБСЕ необходимо:
- Инициирование нового этапа исследования в области выполнения повестки дня «Женщины, мир и безопасность» в регионе ОБСЕ по выполнению РСБ ООН 1325 для выявления новых тенденций и потребностей при реализации НПД государствами участниками в связи с конфликтами, войнами, включая регион Центральной Азии;
- Содействовать поддержке региональных женских «сетей» - посредников по вопросам миростроительства с учетом гендерной проблематики и предотвращения нарушений прав женщин и девочек во время конфликтов с вниманием к региону Центральной Азии;
- Сфокусировать усилия на «раннем предупреждении» вероятных конфликтов или в развивающихся опасных ситуациях новой повестки «Климат и женщины».
- В рамках Московского механизма ОБСЕ, направлять миссии экспертов, докладчиков для фиксирования фактов нарушений прав человека в результате конфликтов и военных действий в отношении мирных граждан в Центральной Азии;
- Активизировать роль и расширить мандат программных офисов ОБСЕ в странах Центральной Азии, для ведения мониторингов ситуации и возможности предотвращения конфликтов совместно местными гражданскими организациями и правозащитницами.
На уровне НПД в Кыргызстане:
´ Разработать программы обучения граждан, от сообществ до национального уровня, совместно с государственными органами, местными офисами ОБСЕ по повестке «Женщины, мир, безопасность»;
´ Способствовать локализации национальных и донорских программ ОБСЕ по вопросам развития и гендерного равенства для снижения разрыва между городами и сообществами;
´ Люди, живущие в зонах рисков и бедствий должны иметь доступ к качественной информации о проводимых госорганами действиях по восстановлению разрушенных зданий, обеспечить равное участие граждан в процессах принятия решений на местном уровне, усилить гражданский мониторинг и контроль;
´ Уроки пандемии и постконфликтных ситуаций требует разработки новых планов действий для повышения потенциала женских организаций и НПО по вопросам миростроительства, их участия в процессах восстановления;
´ Поддержать диалоговые площадки, сети ОГО и местного, национального и межрегионального уровней для формирования общей платформы по вопросам мира и безопасности.
[1] https://www.osce.org/files/f/documents/6/3/452845_1.pdf
Варшавская конференция по Человеческому Измерению, БДИПЧ ОБСЕ
ОФ «Кадiр-касиет»
Обеспечение прав женщин на участие в делах государства
Обеспечение прав женщин на участие в делах государства – так называется Годовой обзор (октябрь 2021 г.-сентябрь 2022 г.), подготовленный в рамках проекта «Фокус прав человека: женщины и дети» Общественного объединения «Кадiр-касиет» в сотрудничестве с Агентством США по международному развитию (ЮСАИД). Но его можно было назвать и так «Превращая гендерный баланс в реальность».
В плане первоочередных мер в области прав человека 2021 г. подчеркнута необходимость обеспечения гендерного равенства и ликвидации дискриминации в отношении женщин. 13.04.2022 г. Касым-Жомарт Токаев дополнил Указ «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека». Он направил работу правительства на продвижение равных прав и возможностей между представителями разных полов и в отношении дискриминации женщин. Важно, чтобывсе гос.органы ежеквартально публиковали на своих сайтах и проводили публичные брифинги для общества о том, какие меры предприняты и какие результаты достигнуты.
Чтобы реформы не казались частичными и не создавался образ стремления к международным стандартам, желательно (рекомендации[1]):
- · Разработать и законодательно внедрить независимый механизм контроля и действенных санкций за несоблюдение квоты, для обеспечения партиями сохранения депутатских кресел за женщинами.[2]
- · Пропорция женщин в партийных списках не должна зависеть от политики партий и вполне может оказаться так, что квоты будут заполнены молодыми людьми, среди которых женщин окажется совсем мало. Вместо этого, использовать как формирование женских списков, так и доступность (обеспечивается как открытостью, так и стимулированием) в системе пропорционального представительства для женщин-кандидатов. Еще меры: норма закона о принятии женщины на вакантное место депутата, помощь «женскому крылу» в виде доступа к СМИ.
- · «Женщин до сих пор назначают преимущественно по признаку "женственности". Как правило, женщины возглавляют социальную деятельность, а не экономическую». Избегать факторов, способствующих такому подходу. Проводить постоянный мониторинг с конкретными индикаторами в этом вопросе, разработать и исполнять дорожные карты по результатам исследований.
- · «Учитывая низкую представленность женщин в экономике и политике, необходимо больше качественных форумов (создавать для женщин важные отправные точки для повышения весомости голоса женщин) для принятии решений в государстве, касающихся их жизни. Несмотря на такие открывающиеся возможности уровень влиятельности женщин недостаточен, и правительство взаимодействует лишь с небольшим числом НПО». Важно развивать и создавать больше пространства для усиления голосов женщин, девочек. Объединять усилия, консолидировать женщин, так как лучше не допускать «женского консерватизма, нездоровой конкуренции».[3]
- · В правительстве много женщин, однако за редким исключением они не занимают там ключевых позиций. Это в основном женщины на административной службе, а не на политической. Но даже на административных должностях очень мало женщин занимают руководящие посты — всего 4%. Для реализации задачи повышения доли женщин на руководящих постах важно провести соответствующее исследование коренных причин, сформировать и исполнить планы по преодолению гендерных барьеров.[4]
- · Мужчины в Казахстане получают на 22% более высокие зарплаты, чем женщины. Уровень безработицы в РК в четвёртом квартале 2021 г. составил 4,9%, но если для мужчин показатель достигал 4,1%, то для женщин — 5,1%. Предпочтения для мужчин при трудоустройстве заметны, поэтому законодательно важно для работодателей устанавливать квоту для женщин.
- · Государство не поддерживает движение феминисток. Мирные митинги, флешмобы и пикеты в поддержку женщин в Казахстане обычно заканчиваются штрафными санкциями и арестами. Но несмотря на это, проведение митинга и мирного марша в Международный женский день стало ежегодной традицией для фем-движения. Чиновницы могли бы вынести на обсуждение собственную повестку для осуществления гендерного баланса.
- · План мероприятий Правительства от 24.12.2021 г. №935 по реализации Резолюции Совета безопасности ООН №1325 в РК один, а в Кыргызстане он уже четвертый. Если проанализировать этот План Правительства, без особых сложностей последует однозначный вывод, результаты такого плана будут плачевными, не реализующие в итоге Резолюцию. Условно, консультации включены на 2024-2025 гг. гендерно-чувствительный подход к проф. развитию в сфере безопасности – на 2023-2025 гг.; женщины-дипломаты учтены лишь в контексте участия в конференциях; анализ практики назначения женщин на должности в п/о органах, обороны, судов, дипломатической службе – на 2023 г. и проч. Подобный План важно разработать в условиях широкого публичного обсуждения, учета всех голосов в обществе с тем, чтобы индикаторы действительно в итоге принесли пользу женщинам и реализовывали Резолюцию, а не были пустым звуком.
Рассмотрим для примера ряд ПАРАЛЛЕЛЕЙ. При этом заметно будет то, что все они в результате демонстрируют запрещенное ст.14 Конституции РК неравенство[5]:
- · Знания о партиях как инструменте безопасного и эффективного участия (и влияния) в экономике, политике и других сферах государства схожи с лишь одним путем к доступу к информации, к праву на образование. Когда речь о делах государства, то средств участия в них должно быть множество: выразить мнение, отдать голос на выборах, занять место на гос.службе, иметь равный доступ к этой службе, участвовать в разработке и реализации политик через различные площадки и средства для выражения мнения (сходы, слушания, собрания, протоколы, порталы, рабочие группы, общественный контроль, дискуссии, разные формы национальных правозащитных механизмов, жалобы и обращения, мониторинги и проч.), участвовать в числе присяжных, участвовать в НПО и ассоциациях, но следует обеспечить и эффективные инструменты защиты этого права. Чтобы оправдать нашу Конституцию, следует изучить и внедрить опыт стран, когда влияние граждан на принятие решения – это самое важное достижение, которое действительно показывает, что народ принимает решения, а не один или группа лиц. Тем самым, общественные интересы будут поставлены на такой уровень, когда реально в практике государственные интересы служат общественным.
- · Выразить мнение в разных иных формах – это игра в одни ворота, если человека не слышно или его/её не слышит государство, т.е. без пользы и результата для всех. Иными словами, важно учитывать мнения (услышать), а не просто слушать. При этом всегда следует ставить во главу угла: голоса уязвимых категорий (женщины, дети, лица с инвалидностью) и меньшинства обеспечивают демократию.
- · Участвуешь в ассоциациях в реальности, а за это привлекают к разным видам ответственности и это вне закона. Такая практика подлежит срочному искоренению. Человеку нельзя запретить то, что у него/ нее есть от рождения. Человеку свойственно жить в обществе, объединяться и участвовать в деятельности ассоциаций - что-то совместно с другими людьми делать. Исключить ответственность за участие в незарегистрированных ассоциациях, объединениях; отменить регистрацию объединений (люди в любом случае и без регистрации объединяются), либо регистрировать все их без различий.
- · Введение квоты мест в Парламенте (средство в процессе, не гарантия получения мандата депутата) схоже с амнистией для сокращения числа заключенных (качественно не решает проблему). Реформа должна быть нацелена на открытую и здоровую конкуренцию, и не ограничиваться демонстрацией такого критерия оценки. Такой ресурс как возраст весьма важен, следует не занимать старшим поколением все места какие возможно, а сделать наоборот – квоту для старшего поколения, а преобладающее число мест должно принадлежать молодежи, женщинам среднего возраста (в т.ч. с инвалидносью). Например, предполагаю, что уже многим во власти (но эта информация недоступна обществу) известно: кто будет в Конституционном суде, а это те, кто сделали себе более чем достойную пенсию, которая не за горами. Следующее предложение: ввести судьями Конституционного суда исключительно женщин среднего возраста, тогда в новом гос.органе не будет «смотрящих на размер пенсии», а будут люди, имеющие достаточный опыт и квалификацию, понимающие значение прав человека и гуманизма.
- · Неоплачиваемый домашний труд, уход за детьми, престарелыми и лицами с инвалидностью схоже с разными современными формами рабства (при этом кто-то пользуется благами и занимается собой – развитием, связями, потенциалом за счет этого). Важно обеспечить женщину временем – это самое ценное, что государство может предпринять (а это – разгрузить женщину, решив вопросы с устройством детей в детские сады и школы, с детской занятостью, с уходом через индивидуальных помощников за престарелыми и лицами с инвалидностью, с жилищем, с работой и проч.). Это огромный пласт вопросов, которые если и решаются, но частично, фрагментарно, в отношении отдельных категорий. В долгосрочной перспективе страны Евразии могут рассмотреть возможность присоединения к Рекомендации Совета ОЭСР по вопросам гендерного равенства в общественной жизни (2015 г.), которая включает три положения высокого уровня, касающиеся актуализации гендерной проблематики и гендерного баланса как в государственном, так и в частном секторах, и содержит 16 практических рекомендаций, обеспечивающих эффективную реализацию Рекомендации и ее мониторинг. Рекомендация предусматривает разработку общегосударственной стратегии реформы гендерного равенства, создание надежных механизмов для обеспечения подотчетности и устойчивости гендерных инициатив, а также инструментов и фактических данных для принятия эффективных политических решений. В ней также определены варианты политики, обеспечивающей равный доступ к общественной жизни, включая 40 | политическую и судебную систему и государственное управление, для женщин и мужчин из разных слоев общества.
- · Стереотип о том, что только социальную сферу или здравоохранение можно доверить женщине, а политику и экономику – мужчине демонстрирует дискриминацию. Понимая, что социальная сфера решается за счет бюджета, важно обратиться к поиску инновационных решений, в том числе и за счет других сфер. Почему бы главой нац. банка, МГД, МФ не назначить женщину, которая, не исключено, более экономно могла бы распорядиться бюджетом? Пытки – проблема, которая считалась «политически некорректной» в начале 2000-х годов в Казахстане. Если женщина возглавит МВД, прокуратуру или хотя бы Агентство по борьбе с коррупционными правонарушениями, не долго придется ждать изменений в подходах и результатов. Необходимо больше качественных данных о динамике карьерного пути женщин и возникающих проблемах, что позволит разработать актуальную политику, способствующую включению женщин в работу государственного и частного сектора. Данные с разбивкой по полу позволят правительствам отслеживать прогресс и определять факторы, определяющие неравенство между мужчинами и женщинами. Некоторые страны-члены ОЭСР 17 в настоящее время устанавливают целевые показатели или квоты на количество женщин на руководящих должностях, в частности в советах директоров. Франция пересмотрела свою цель и приняла отраслевые планы, согласно которым к 2025 году женщины должны преобладать в одной трети секторов, в которых традиционно преобладают мужчины (OECD, 2019[118]).
- · Иногда, порой зачастую, переворачивается с ног на голову. Так и сейчас: мы говорим гендерное равенство, а думаем о защите женщин. Я бы сказала следующим образом: говоря о гендерном равенстве, мы почему-то не имеем в виду в т.ч.защиту мужчин с их правом на уход за ребенком, с правом выбирать – служить по контракту или по призыву, с их правом на жизнь, когда речь идет о смертной казни или пожизненном лишении свободы, с их правом избирать в условиях лишения свободы, с их правом выбора – иначе говоря, если мужчина не на гос.службе, то он никак не обеспечит стабильный доход своей семьей в нашей стране и проч. В Казахстане уже стало обыденным явление: если человек на гос.службе, это означает, что можно без особых усилий ходить на работу и получать стабильный заработок. «Союзом кризисных центров» отмечено, что равный доступ определяется тем, какие именно кабинетные посты женщины занимают, какая степень власти и престижа ассоциируется с этими постами. То, что я сейчас озвучу, будет лишь одной из мер по выполнению нашим государством Резолюции Совета безопасности ООН №1325 «Мир, женщины, безопасность». Например, сегодня лишь в одной судебной системе поддерживается гендерный баланс, причины очевидны – суд – это та ветвь власть, которая ближе к народу, более транспарентна и открыта, а соответственно менее коррумпирована. Как видно, фокус иной – уже отношение к вопросу меняется. Поскольку одна лишь судебная власть не сможет ответить за всё происходящее в стране, одной из серьезных мотивирующих мер с одной стороны должно быть внедрение таких механизмов гос.службы, которые ориентировали бы чиновников на эффективный результат своей работы и влекли индивидуальный спрос за полученную заработную плату, а с другой – пристальная, методичная работа по искоренению любых форм коррупции в законодательной и исполнительной ветвях власти. И в этом свою роль как раз сыграет назначение женщин на руководящие должности в гос.органах как минимум 52%.
- · Неравные экономические возможности женщин в бизнесе схожи с (как бы это резко не прозвучало) лишением достаточного уровня жизни, а порой и собственности. К примеру, отдельных усилий государства, общества или, к примеру, инициативы Финтех Хаб недостаточно. Исследования показывают: если женщины будут участвовать в развитии мировой экономики на равных с мужчинами на постоянной основе, до 2025 г. ежегодный глобальный уровень ВВП возрастет на 26% с прибылью в 28 триллионов долларов. «Коронакризис» отбросил все достижения в сфере гендерного равенства на годы назад. В частности, согласно исследованию ООН и Всемирного банка, женщины-предприниматели несут более тяжелый урон от пандемии и пострадали сильнее мужчин: 64% против 52%. Вопросы расширения прав и возможностей женщин и достижения гендерного равенства должны быть включены в политическую повестку во всех отраслевых министерствах и на всех уровнях государственного управления (OECD, 2017[7]). Расширение прав и возможностей женщин дает преимущества как женщинам, так и мужчинам, и игнорировать эти преимущества в контексте кризиса непозволительно. Эти факторы важно учесть при формировании политики в отношении вопроса участия женщин в экономике страны, квазигос.секторе и проч. Стимулированию роста дохода женщин помогла бы политика и система облегчения налогового бремени женщин-предпринимателей.
Основная рекомендация сводится к включению в законодательство РК дефиниции термина «дискриминация», предусмотрев прямую и косвенную, домогательство.[6]
Приложение
ИНДЕКСЫ, ЦИФРЫ:
- · Резолюция Совета Безопасности ООН № 1325 призывает привлекать женщин к участию в усилиях по восстановлению после кризисов. В период с 1992 по 2018 годы женщины составляли лишь 13 % участников переговоров и всего 4 % участников процессов мирного урегулирования.
- · Все больше исследований указывают на то, что страны, в которых женщины лишены власти, как правило, менее успешны (Criado-Perez, 2019[97]).
- · Казахстан на 76 месте в списке 192 стран по соотношению женщин в Парламенте (мажилис – 27,4% и сенат – 18,8%). К примеру, в ОАЭ 50% мест занимают женщины. В среднем по региону женщины занимают лишь около 19 % мест в парламенте, тогда как в странах-членах ОЭСР этот показатель достигает 30,1 % (OECD, 2019[5]). Это негативно влияет как на женщин, так и на мужчин.
- · Казахстан на 80 месте из 156 стран в 2021 г. (72 в 2020 г.) – данные Всемирного экономического форума (индекс гендерного разрыва). В 2018 г. – 7,4%, а в 2020 г. – 9,6% доля женщин в составе совета директоров (консалтинговая компания Deloitte).
- · Казахстан занимает 69-е место в мировом рейтинге по доле женщин в однопалатных парламентах или нижней палате парламента в 2021 г. (по данным межпарламентского союза и ООН-женщины).
- · Уровень образования женщин в РК: 58% обладателей стипендии «Болашак» женщины.
- · Гендерный состав государственной службы (2018 г.): доля женщин на государственной службе, согласно Forbes.kz, составляет 55%.
- · На 01.02.2022 г. в РК на гос. службе работает ок.50 тыс. женщин (55% от общего числа) или 50 491. На руководящих должностях 39,5% (9569 из 24 209))
- · Политические госслужащие – 9,1-9,3% женщин (среди адм. госслужащих корпуса А-4,1%, корпуса Б – 55,3%), в мажилисе 27,4%, в сенате ок.19%, министров – 18%.
- · В квазигосударственном секторе в совете директоров крупных компаний РК 7-10% женщин. Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР также признают, что разнообразие в совете директоров является неотъемлемой частью разумного корпоративного управления (OECD, 2019[99]). В странах-членах ОЭСР женщины составляют треть руководителей, и в 2019 году советы директоров публичных компаний в среднем на 25,5 % состояли из женщин (OECD, 2020[100]). В Евразии количество женщин на руководящих должностях варьируется от 15 % в Таджикистане до 40 % в Монголии (OECD, 2019[79]).
- · Ок.300 НПО сегодня активно решают вопросы женщин, 32,4% женщин руководят в профсоюзах и НПО.
- · Доля женщин в маслихатах, органах местной власти, также невелика (30,46%), но больше, чем по другим приведённым показателям. Например, в 2021 г. среди более чем 3 тыс. представителей маслихатов женщин насчитывалось 998 (30%). В то же время десять областей (кроме Атырауской, Карагандинской, Кызылординской и Туркестанской) превысили порог в 30%.
- · По результатам страновой гендерной оценки Азиатского Банка Развития (2018 год) о реализации положений Стратегии в Казахстане, деятельность в области гендерного образования не была осуществлена и внедрена в школьную программу, а полный спектр услуг в рамках репродуктивного здравоохранения не представлен повсеместно.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
- · Образование, квалификация, опыт женщин и девочек в сфере своих прав и свобод
- · Равные права для всех женщин и девочек
- · Возможность выбора. Равный доступ к образованию, выбору профессии, супруга без дискриминации
- · Общество, в котором нет места дискриминации, насилию, ранним/ принудительным бракам, в котором законы и суд защищают каждого человека одинаково и справедливо
- · Равное участие женщин в общественной, политической, социальной, экономической жизни страны
- · Равная представленность женщин в процессах принятия решений на всех уровнях – гос. и местном, во всех сферах – законодательной, судебной и исполнительной.
ИНДИКАТОРЫ (на всех уровнях, в законодательной, судебной, исполнительной ветвях власти):
- · Процент вовлеченности женщин в процессе принятия решений в стране
- · Процент участия женщин в формировании политик
- · Процент женского лидерского потенциала (активистки, НПО, предпринимательницы, сельские женщины)
- · Процент роста дохода женщин
- · Количество случаев, где не применялись ярлыки и стереотипы (репродуктивная роль и мизогиния, когда не принимают за равноправного участника в обществе)
- · Количество случаев, где не обсуждалось желание делать карьеру, внешний вид, семейное положение, личная жизнь
- · Количество случаев, где учтены достижения и способности
- · Количество кейсов выдвижения от имени государства женщин на деятельность в международных договорных органах
- · Количество женщин, участвовавших в диалогах, дискуссиях, площадках, слушаниях
- · Количество женщин на руководящих должностях в государстве на уровне министерств, руководителей ведомств, а также в квазигосударственном секторе (председатели судов, депутаты Парламента, акимы, министры- единственный пример Ажар Гиният, 5,5%, прокуроры, начальники полиции, руководители Администрации Президента, в сфере бюджета и финансов и др.), а также в квазигосударственных компаниях
- · Количество женщин в партийных списках, в том числе женщин, получивших мандат депутата Парламента (вкл.- при замене выбывшего депутата)
- · Количество женщин в делах предотвращения конфликтов, поддержания мира, согласия, процветания общества
- · Число решенных вопросов, сопутствующих участию женщин в делах государства вопросов: потребности женщин (одиноких, многодетных, с инвалидностью) и детей.
- · Количество принятых законов, учитывающих гендерную составляющую (введение гендерной экспертизы при принятии законов)
- · Количество бюджетов, учитывающих участие женщин в делах государства
- · Количество политик и программ, учитывающих участие в женщин в делах государства
- · Количество женщин в бизнесе, процент снижения налоговых ставок для женщин-предпринимателей
- · Процент мужчин, получивших право по уходу за ребенком (в сравнении с долей женщин, соответственно) и др.
Высказывания журналистов по теме:
- · Журналисты могут помочь достигнуть гендерного равенства, честно делая свою работу. Чтобы появилась возможность решать проблемы, нужно сделать эти проблемы явными, то есть нужно постоянно о них говорить. А в вопросах гендерного неравенства работы — непочатый край.
- · Эта тема для меня важна, поскольку я как женщина часто испытываю скрытую или явную гендерную дискриминацию. Женщины подвергаются психологическому, физическому, сексуальному и сексуализированному насилию. Риск сексуализированного насилия сопровождает девочек с самого рождения. Женщины сталкиваются с гендерной дискриминацией на работе, учёбе, в повседневной жизни. Вопрос гендерного неравенства, на мой взгляд, должен быть приоритетным для государства. Это ненормально, когда половина населения страны сталкивается с огромным количеством препятствий в разных сферах жизни
- · Влияние журналистов очень велико. В Казахстане должна быть национальная идеология по защите женщин. Большинство наших героинь, моих ровесниц, неграмотны, они окончили два-четыре класса, у них нет работы. Если человек неграмотен, то он не может защитить свои права и не знает, что его права можно защищать. Они терпят насилие, они не знают, куда обратиться за помощью.
Основные рекомендации общего характера, следующие:
- 1. Усиление механизмов реализации общегосударственной Концепции гендерного равенства, обеспечивающей равный доступ для женщин из разных слоев общества к общественной жизни, включая политическую и судебную систему и государственное управление.
- 2. Обеспечение всеобъемлющей государственной поддержки женских неправительственных организаций, которые находятся на первой линии решения проблем.
- 3. Повышение влияния голоса женщин в политической и частной сферах на основе обеспечения гарантий права голоса для женщин в формировании политики в период кризиса.
- 4. Создание надежных механизмов для обеспечения подотчетности и устойчивости гендерных инициатив, а также инструментов и фактических данных для принятия эффективных политических и социальных решений.
- 5. Расширение возможностей женщин в доступе к формальным и неформальным информационным платформам.
- 6. Активизация усилий по консолидации женских сил в Казахстане.
- [2] введение в Концепцию семейной и гендерной политики Казахстана 50% квоту представленности мужчин (а для женщин во всех сферах жизни и отделение квотирования женщин должно быть априори постоянной реальностью);
- соблюдение такой же представленности женщин на местном уровне и в исполнительной власти;
- обязательства партии соблюдать квоту по итогам выборов, установление механизма, позволяющего заменять ушедших из парламента депутатов на парламентариев того же пола.
- [3] объединение женских НПО, представительниц партий для единой гендерной политики и др.;
- развитие женского движения с участием женщин-депутатов для поддержки женщин лидеров;
- оказание властями поддержки усилиям феминисток и активисток за права женщин по повышению защищенности женщин от гендерного насилия и за женское равноправие в целом, прекращение отказывать им в праве на мирный протест;
- уважение права на свободу мирных собраний, в рамках которых активисты за права женщин намерены сказать нет гендерному насилию и потребовать равных прав.
- [4] проведение обучения и повышение потенциала женщин, которые выбраны на уровне принятия решений и сопровождение (менторство, наставничество, создание кабинетов для вопросов и ответов потенциальных женщин лидеров);
- создание «женского крыла» партий;
- создание гендерного актива или резерва женщин политиков, которые могли бы в будущем стать депутатами всех уровней (маслихатов, парламента).
[5] «1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».
[6] Под прямой подразумевается дискриминация в отношении лиц(а), связанная с его/ее семейным положением; беременностью; статусом родителя и иными условиями, обусловленными гендерными характеристиками личности.
Более того, определение прямой дискриминации также включает в себя негативное отношение к лицу, которое связано с «притеснением по половому признаку, сексуальное домогательство и применение к лицу менее благоприятного обращения по причине сопротивления или подчинения домогательству».
Что касается косвенной дискриминации, то в данном контексте подразумевается ситуация, в которой нейтральные нормативно-правовые акты (НПА) создают для представителей одного пола худшее положение в сравнении с представителями другого.
Очевидно, что внесение в законодательство упомянутых определений, а также возложение обязательства по доказыванию отсутствия нарушения принципов равного обращения на лицо, предположительно допустившее дискриминацию, является прогрессивным шагом на пути к достижению равных прав и возможностей для мужчин и женщин.
Варшавская конференция по Человеческому Измерению, БДИПЧ ОБСЕ
Викрам Рузахунов, джазовый музыкант, член Совета Директоров
ПД «Бир Дуйно Кыргызстан
Здравствуйте! Меня зовут Викрам Рузахунов. По роду деятельности джазовый музыкант, а с недавних пор ещё и правозащитник.
В январе текущего года я стал жертвой обстоятельств и испытал на себе жесточайшие пытки в Казахстане. Едва избежав гибели, моя жизнь чудесным образом продолжилась и поэтому я считаю своим долгом донести мою историю до Вас, поскольку она уже помогла освободить невинных людей из заключения, сохранить им жизни, пролила луч света на многие вопросы.
Случай со мной наконец-то на официальном уровне подтвердил факт применения и существования пыток в Центральной Азии, чем и обратил на себя большое внимание (официальные лица до последнего отрицали факты применения пыток и их существование на территории Казахстана).
Этот прецедент также уникален ввиду того, что впервые в Кыргызстане возбудили уголовное дело, связанное с нарушением прав кыргызского гражданина, связанного с пытками на территории иностранного государства! В связи с этим присутствует затяжённость процесса расследования – так как никто до этого не сталкивался на практике с таким.
Я очень надеюсь, что дальнейшее освещение моего кейса поможет улучшить правовую среду в СНГ, возможно, ратифицировать соответствующие документы между странами, а это внесёт вклад в развитие демократии, будет в целом полезно обществу – ведь права человека – это ценность наднациональная.
Скажу сразу – это был большой шок, ведь до произошедшего о Казахстане я был высокого мнения и считал, что это цивилизованная, развитая страна, а живя в Кыргызстане я никогда не принимал участия ни в каких шествиях или митингах, вёл совершенно аполитичный образ жизни.
После перенесённых пыток мировоззрение поменялось и теперь идея о правах человека для меня – это не просто сентименты гуманистов и философов. Это, прежде всего, сигнал власти о том, что если не соблюдаются права человека, тогда в обществе будет накапливаться напряжение, которое впоследствии может быть использовано радикальными политиками или внешними силами для свержения власти.
Поэтому те протесты, восстание и кровопролития, произошедшие в Казахстане – являются прямым следствием режима Назарбаева, который подавлял права и свободы человека. Их систематическое нарушение поставило под угрозу безопасность государственности.
Разумная власть относится к правам человека как к прагматическому фактору: то есть если полиция, прокуроры и судьи на местах не восстанавливают справедливость, тогда в этом обществе копится напряжение.
Руководителям стран ЦА следует об этом помнить, а международным организациям – оказывать содействие в предотвращении потрясений.
В основе развития мира и понимания между государствами лежит уважение прав человека. В основе безопасности и сотрудничества – их соблюдение!
Если права человека не соблюдаются, то всегда есть топливо для переворотов и различных геополитических потрясений.
Примером этих доводов служат январские события в Казахстане.
В данном случае, если казахстанское правосудие найдёт и накажет виновных в пытках – то это будет сдерживающим фактором для их дальнейшего распространения в регионе.
К сожалению, международные организации, ссылаясь на мандат, направленный на сотрудничество с властями – закрывают глаза на нарушения прав человека, особенно в Центрально Азиатском регионе.
Я призываю к соблюдению общепризнанных принципов международного права, прав человека – чтобы они реально работали во всём мире и для всех одинаково
Легенда о 20 000 террористах, напавших на Казахстан, выглядела бы вполне правдоподобной для всего мира, если бы по случайности меня не задержали и не пытались превратить в одного из таких террористов, вторгшегося на территорию Казахстана. Наверно я бы и сам поверил в террористов, если бы не оказался в том месте и не испытал весь ужас, не увидел бы всё своими глазами.
Они обвиняли меня мародёрстве, убийствах без предоставления доказательств, которых у них быть не могло. Но по факту военные и правоохранительные органы Казахстана обокрали меня и других необоснованно задержанных.
Изъяв мои вещи, сотовый телефон, документы, наличные средства – ничего не вернули, и убили бы, если не тот сюжет, благодаря которому все узнали, где я, и что со мной. После неудачного сюжета, в котором меня опознали и подняли шум, а для всего мира разрушился миф о напавших 20 000 террористах я, благодаря сплочённому гражданскому обществу Кыргызстана, был освобождён и с Кыргызстана, как и с меня, сняты все обвинения – страшно представить, если для сюжета выбрали бы неизвестного человека.
-Уголовное дело по факту пыток в отношении меня было открыто ещё 10 февраля 2022 года и с тех пор власти Казахстана не нашли ни одного человека, причастного к пыткам. За 8 месяцев власти так и не провели объективного и прозрачного расследования массовых пыток. Власти не признают подозреваемыми даже тех сотрудников силовых органов, которых опознали жертвы пыток, доказательства пыток уничтожаются (видео, журналы регистраций) и не предоставляются адвокатам и жертвам пыток.
Снять меня избитого для пропагандистской передачи на канале "Казахстан" смогли, а найти видео с камер в ИВС, здании полиции не смогли? Более того, должно быть точно известно, кто и когда меня привез, так как известны дата, время и место.
Помимо этого, раз не могут найти, то должны привлечь к ответственности руководителя департамента полиции, где меня били, следователей, который меня допрашивали по делу в день задержания, и т.д. Этого не делают. Зато успешно находят всех, кого считают участниками мирных протестов: находят по камерам видеонаблюдений, отслеживают звонки и местоположение телефонов, допрашивают свидетелей и т.д., но находят. Не могут найти только тех, кто пытал.
Это очередное доказательство, что объективного и прозрачного расследования пыток не будет, и поэтому нужно независимое международное расследование.
Я стал первой иностранной публичной личностью, которого хотели представить "террористом" и "погромщиком". Спустя 8 месяцев, по моему делу о пытках никто не арестован и не привлечен к ответственности.
На сегодняшний день ни от властей, ни от правоохранительных органов Казахстана не поступило даже официальных извинений.
Прошу обратить пристальное внимание на события января и посодействовать их скорейшему разрешению.
С уважением,
Викрам Рузахунов
Общественный деятель
Отличник культуры Кыргызской Республики
Джазовый пианист, аранжировщик, руководитель джаз оркестра,
Лауреат международных музыкальных фестивалей
Исполнительный директор Бишкекского Международного Джаз Фестиваля «Джаз_Бишкек_Весна»
Член наблюдательного совета Общественного Фонда «Центральная Азия – Артс Менеджмент»
Член совета директоров Общественного объединения «Правозащитное Движение «Бир Дуйно – Кыргызстан»»
ПД «Бир Дуйно Кыргызстан»
Соблюдение права на свободу объединения – обязательно для гарантий работы женщин правозащитниц, активистов, журналистов.
В последние годы в Кыргызстане усилились тенденции ограничения политического пространства для НПО и правозащитников в связи с желанием правящих групп укрепить свои позиции и узурпировать власть. За последние 10 лет Парламент и Правительство КР несколько раз продвигали законопроект об иностранных агентах. На многие из этих инициатив повлияли интеграционные процессы сближения с Россией и вступления в ЕАЭС, копирование российского законодательства, направленного на притеснение гражданского общества и преследование правозащитников. В связи с широкой представленностью неправительственного и правозащитного сектора женщинами, давлению и преследованием очень часто подвергались правозащитницы и гражданские активистки.
17 июня 2021 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (Парламент) внес изменения в Закон о некоммерческих организациях, устанавливающие дополнительные дискриминационные требования к отчетности некоммерческих организаций. В соответствии с законодательством НКО, деятельность которых финансируется за счет средств донорских организаций, обязаны ежегодно предоставлять информацию об источниках финансирования, целях их расходования, а также информацию о приобретенном, использованном и отчужденном имуществе на сайте налогового органа до 1 апреля. Налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица в случае непредставления отчетности в течение 1 года.
До внесения этого изменения налоговый орган мог обратиться за принудительной ликвидацией юридического лица если не предоставят отчёт в течение двух лет. Т.е. новыми изменениями сократили срок до одного года. Внесенные поправки не касаются религиозных организаций, политических партий и профсоюзов.
При инициировании данного законопроекта, гражданские организации выступили с критикой, заявив, что закон будет использован против правозащитных организаций и правозащитников выступающих против незаконных действий и антидемократических инициатив властей. В целях защиты конституционных прав граждан на свободу объединения Правозащитное движение «Бир Дуйно Кыргызстан» обратилось в судебные органы с просьбой признать внесенные поправки недействительными, в связи с отсутствием требуемого кворума депутатов, при его принятии.
Хронология судебных процессов:
- 16 августа 2021 года Правозащитное Движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» обратилось с иском в Административный суд города Бишкек;
- 20 августа 2021 года Административный суд города Бишкек своим определением отказал в принятии административного иска Правозащитного Движения «Бир Дуйно-Кыргызстан», мотивируя тем, что парламент не является административным органом, чьи действия и акты могли быть оспорены в Административном суде;
- 5 октября 2021 года Правозащитное Движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» обратилось с апелляционной жалобой в Бишкекский городской суд. В пункте 5 статьи 3 Административного процессуального кодекса при определении понятия административного органа, наряду с органом государственной исполнительной власти и исполнительным органом местного самоуправления, также указаны органы, которые наделены законом полномочиями постоянно или временно осуществлять административные процедуры. А в соответствии с пунктом 9 этой статьи административной процедурой являются действия административного органа по установлению, изменению или прекращению прав и (или) обязанностей. Следует отметить, что парламент, приняв оспариваемый закон установил дополнительные обязанности некоммерческим организациям по предоставлению отчётов и сроков принудительной ликвидации НКО;
- 28 октября 2021 года Бишкекский городской суд своим определением оставил без изменения определение Административного суда города Бишкек от 20 августа 2021 года. В качестве обоснования дополнительно к мотивировке суда первой инстанции, говорится, что действия парламента, указанные в частной жалобе, носят чисто процедурный характер;
- 17 ноября 2021 года Правозащитное Движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд.
- 20 января 2022 года Верховный суд своим постановлением оставил в силе определение Административного суда города Бишкек от 20 августа 2021 года и определение Бишкекского городского суда от 28 октября 2021 года. В качестве обоснования указал те же мотивы, что суды первой и второй инстанций.
Согласно национальному законодательству, эффективными внутренними средствами правовой защиты являются суды первой, второй и кассационной инстанций. Правозащитным Движением «Бир Дуйно-Кыргызстан» исчерпаны указанные средства правовой защиты на национальном уровне. К сожалению, судебные заседания носили формальный характер, и суды отказали в удовлетворении наших апелляций, тем самым ограничив наш доступ к справедливому правосудию.
На сегодняшний день ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» намерен продолжить отстаивать право на свободу объединений в Комитете ООН по правам человека, для признания принятых поправок в Закон о некоммерческих организациях не соответствующими Конституцией Кыргызской Республики и МПГПП, тем самым защитить конституционное право граждан на свободу объединения. Рабочая группа по разработке рекомендаций в рамках Универсального Периодического Обзора для Кыргызстана, обозначила необходимость приведения законодательства «Об НКО» в соответствии с международными нормами и стандартами для обеспечения права граждан на свободу объединений.
Необходимо:
- Государственным и местным органам власти Кыргызской Республики создать благоприятные условия для работы НКО в соответствии с принципом 2 (обязанность государства уважать, защищать и способствовать осуществлению права на свободу объединений) и иными принципами, предусмотренными Руководящими принципами по свободе объединений ОБСЕ/БДИПЧ;
- Восстановить нарушенные права на свободу ассоциаций, путём отмены принятых дополнений к закону «Об НКО»;
- В соответствии с Руководящими принципами по свободе объединений ОБСЕ/БДИПЧ, обеспечить для объединений, их учредителей и членов, а также лиц, стремящиеся осуществить свое право на свободу объединений, доступ к эффективным средствам правовой защиты с тем, чтобы оспорить или добиться пересмотра решений, затрагивающих осуществление их прав;
- Государственным органам отказаться от инициатив продвижения и принятия антиконституционных законов, направленных на ограничение основных гражданских и политических прав граждан, включая на свободу ассоциаций;
- Руководствоваться рекомендациями Венецианской Комиссии[1] в дальнейшем при инициировании поправок, затрагивающих свободу ассоциаций;
- Положить конец чрезмерному контролю и неправомерному вмешательству в деятельность НПО, а также запугиванию и преследованию отдельных лиц и групп, которые занимаются вопросами прав человека;
- Жогорку Кенешу, Правительству Кыргызской Республики поддержать инициативы по принятию национального законодательства по защите прав правозащитников в соответствии с Декларацией ООН по правозащитникам, Руководством ЕС по защите правозащитников, Руководящими принципами ОБСЕ по защите правозащитников.
[1] http://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-PI(2016)009-e
Варшавская конференция по Человеческому Измерению, БДИПЧ ОБСЕ
Надира Масюмова, ОО «Кыргыз Индиго», член партнерской сети «Коалиция за Равенство
"Анти-гендерный поворот в Кыргызстане: реакция гражданского общества. Необходимость продвижения антидискриминационного закона «О равенстве».
«Нация выше прав; если развелась, не выходи из народа; не раздевайся, стыдно!» – с такими лозунгами прошла акция антигендерного движения в Кыргызстане. На акции участвовал министр культуры и мэр Бишкека.
«Если они выйдут на маевку, я взорву себя вместе с ними» - заявил член правого движения Кырк Чоро.
«Правильно сделали, что их разогнали. Теперь надо выгнать их из страны» - отреагировала депутат Парламента на незаконное задержание женщин активисток.
Антигендерные движения растут в Кыргызстане с молчаливого согласия властей, а иногда и при их активном вовлечении. Принцип «разделяй и властвуй» стал ведущим в политике страны. Нас делят на «правильных» и «неправильных» женщин; «умеренных» и «радикальных» феминисток; «приемлемых правозащитников» и «тех, кто подрывает национальные ценности».
Женщины оказались на передовой права на мирные собрания. В 2019 году во время маевки на восьмерых феминисток напало 30 мужчин в присутствии милиции и ее полном бездействии. И хотя участницы написали заявление, предоставили фото и видео доказательства, дело до сих пор не расследуется. В 2020 году во время марша за права женщин на активисток сначала напали радикальные группы, а затем этих же женщин незаконно задержала милиция.
ЛГБТ людей используют в политических целях, чтобы отвлечь внимание общественности от нищеты, экономического кризиса. За нами следят, устанавливают скрытые камеры, угрожают раскрыть информацию о сексуальной ориентации и гендерной идентичности родным и коллегам, а затем публикуют наши личные данные во время очередных выборов.
Одна известная международная организация попросила не выходить на марш молодежную инициативу, которую они поддерживают финансово, потому что не хотят, чтобы те ассоциировались с ЛГБТ.
«Разделяй и властвуй». Женщины феминистки, ЛГБТ активисты стали маргиналами внутри гражданского общества. «Одобряемые правозащитники» могут сохранить связь с государственными институтами, если будут работать по мейнстримным вопросам, стараясь не упоминать ЛГБТ.
«Разделяй и властвуй». После ограничений мирных собраний для феминисток и ЛГБТ, власти стали ограничивать политические мирные собрания. После того, как ЛГБТ активисты закончились, личная жизнь журналистов расследователей стала достоянием общественности.
Еще какое-то время «одобряемые правозащитники» смогут сохранить свои позиции, открещиваясь от ЛГБТ, но совсем скоро и они станут не угодны властям.
За два года, Кыргызстан от частично свободной страны превратился в несвободное государство, по оценке Freedom House. И если гражданское общество не станет выступать единым фронтом, вне зависимости от сексуальной ориентации, гендерной идентичности, гендера, религии, политических и иных убеждений, мы потеряем наши права и свободы и перестанем быть «островом демократии» в Центральной Азии.
Защищая наименее представленные, наиболее уязвимые группы – мы защищаем все общество, потому что не даем границам наших прав и свобод сдвинутся.
Манас – крупнейший эпос в мире принадлежит кыргызскому народу. Первая заповедь Манаса: Единство и сплоченность нации. Только объединившись, приняв право каждого на существования, мы сможем противостоять антигендерному повороту и росту нарушений прав человека в Кыргызской Республике.
И поэтому Кыргызской Республике необходимо:
- Принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство с широким списком защищаемых характеристик;
- Провести справедливое расследование нарушений права на мирные собрания.
- ОБСЕ, в рамках своего мандата, следует мониторить нарушения свободы выражения мнения и системные преступления на почве ненависти в отношении наиболее уязвимых групп.
- Нация не стоит выше прав, права – неотъемлемая часть нашей национальной идентичности.