В Бишкеке обсудили проблемы доступа к образованию девочек в условиях патриархальной среды, дискриминации и роста религиозного фундаментализма

В ходе обсуждения с участием экспертов в области образования, защиты прав, религии участники мероприятия отметили необходимость объединения усилий для снижения уровня дискриминации в праве на доступ к образованию для девочек.
Диана Филатова из BICE в своем видео выступлении затронула проблемы ограничения права на образование девочек в Афганистане, добавив, что этой теме посвящен один из фильмов фестиваля. Фильм «Что принесет завтрашний день» снят в 2015 году, но актуален и сегодня, он показывает, какие существуют в обществе противоречия по вопросу получения образования девочками.
В своем выступлении руководитель фонда «Энсан Диамонд» Джамиля Капарова с сожалением отметила идущие на спад достижения в области гендерного равенства, защиты прав женщин и девочек, над которыми работали активисты на протяжении более двух десятков лет. «Партриархальность, углубление в религию, хотя в этих знаниях заложены основы уважения к женщинам. На днях я была в одной из школ Оша, узнала, что в в школе пять девятых классов, два десятых и один одиннадцатый. Пять лет назад мы провели исследование по выяснению причин, почему после 9-го класса ученики покидают школу. Исследование охватило 4 школы с разными языками обучения в Оше, селе Уч-Коргон Баткенской области и в Джалал-Абаде».
Исследование выявило следующие проблемы: семейные, финансовые, проблемы во взаимоотношениях, болезни, алкоголизм, принуждение к раннему браку, особенно девочек, религиозные предубеждения, и т. д. «Нет средств на одежду, обувь, поэтому ты не пойдешь учиться после 9-го класса. Или ученикам самим неинтересно, они стремятся скорее начать зарабатывать, они видят как старшие выезжают в миграцию. На убеждения подростков влияют старшие авторитетные лидеры из окружения. Важной причиной является исламизация на уровне общества и на уровне семьи: ранние браки, в особенности несовершеннолетних девочек (религиозные семьи с соответствующими взглядами на жизнь; местное население, негласно одобряющее религиозные нормы и поведение, разрешающие ранние браки). Чем строже религиозные нормы, тем меньше условий, благоприятствующих продолжению учебы после 9-го класса. Мы выявили недостаточно эффективную работу местной власти».
Был сделан вывод о том, что выбывание учащихся 9-х классов носит массовый характер, особенно в школах с узбекским языком обучения или в смешанных школах. В течение последних 15 лет в стране сохраняется четкая тенденция преобладания количества выпускников 9-х классов над выпускниками 11-х классов: в 2021 году в 9 классах учится 103 414, в 11-х классах - 61 546. Учителя говорят, что они уходят в средне-специальные учебные заведения для получения рабочей специальности. Но это в сентябре, а в январе ситуация немного меняется, не все юные студенты системы профтехобразования выдерживают условия жизни и учебу, многие бросают и возвращаются домой.
Выпускники 9-х классов уходят из школы, чтобы начать работать. На юге парни работают в сельском хозяйстве, или в подмастерья в разных сферах в кафе, на стройках, на базаре. Это труд несовершеннолетних. Примерно 20% молодежи в возрасте 15-19 лет работают, при этом мальчиков больше, чем девочек. Также молодежь стремится в трудовую миграцию: необразованные, не знающие свои права и обязанности в чужой стране, не умеющие отстаивать свои права. Часть подростков остаются дома, занимаясь ежедневными домашними делами, часто на практике они присматривают за детьми родственников и за престарелыми членами семьи. Также есть сложности со сдачей ОРТ, поэтому они предпочитают уйти после 9-го класса.
Если парни уезжают в миграцию, то девочки идут учиться на курсы и «готовить себя к замужеству», шить приданое. К сожалению, многие родители убеждены, что «школа портит девочек», нужно скорее выдать замуж, таким образом, сняв с себя ответственность за воспитание и содержание.
Это исследование выявило целый спектр вопросов, касающихся не только на уровне средней школы, но и системы образования в целом, а также социально-экономической ситуации на юге Кыргызстана. Оказалось, что проблема массового ухода учащихся из школ после 9-го класса средней школы тесно связана с социально-экономическим положением семьи ребенка, его личного восприятия себя и свое места в обществе, его планами на будущее, мнении его и его родителей о системе образования в целом.
После пандемии многие проблемы усилились, что также отразилось на отношении учащихся к продолжению учебы в старших классах.
Умар Эргешева из «Центра защиты детей» спросила насчет направления рекомендаций ключевым организациям. Капарова отметила ряд проблем, мешающих более эффективному исполнению рекомендаций: финансовые, текучесть кадров в области образования, отсутствие политической воли. Зарема Касендеева добавила, что нужно использовать инструмент адвокации и проводить общественный мониторинг, потому что организации гражданского общества выполняют большую работу, нужно прилагать усилия, чтобы донести голоса регионов для людей, принимающих решения.
Рано Турсуналиева, директор школы в селе Уч-Коргон Баткенской области рассказала, что молодежь стремится к религии, все чаще девочки надевают платок, выходят замуж за мигрантов, но сами остаются в доме семьи мужа в услужении. Говоря о внешнем влиянии, заметно, что углубленные в религию мужчины оказывают сильное влияние на молодых женщин. В школе с русским языком обучения учится полторы тысячи детей, работает более 80 учителей.
Один из участников заметил, что нужно провести стандартизацию религиозного и религиоведческого образования. Нужно уметь вести диалог с теми, кто углубляется в религию, чтобы узнать причины.
Психолог Центра восстановления семьи «Альтернатива» Ирина Кириллина рассказала о том, что за помощью обратились несколько девочек, решивших надеть платок, что привело к проблемам в семьях. Благодаря работе с психологом, ситуация была решена. 28 семей, в которых приходится работать с родителями и детьми. Наблюдается предметная неуспеваемость, страх перед офлайн обучением после года онлайн обучения, не все семьи могут позволить нанять репетиторов для своих детей. Участница встречи рассказала, что уровень обучения сильно упал, придя в 11-й класс, нагрузка увеличена, так как в 10-м классе многое было упущено, отсюда появляется страх у учеников. Психолог Кириллина заметила, что нехватка знаний приведет в проблемам при сдаче ОРТ.
Бермет Стакеева из сетевого «Форума женских НПО» отметила сложность обсуждаемых тем. Опросы более полутысячи человек на юге показали рост количества религиозных течений, куда вовлекают молодежь. Вернувшиеся из миграции люди имеют устоявшиеся религиозные взгляды, защищают свои интересы. Стакеева перечислила ряд проблем: антидвижение в отношении женщин-политиков, приграничные конфликты, последствия миграции. Эксперт уверена, что снижение представленности женщин в политике отразится на жизни всего общества в плане продвижения социальных и правовых вопросов.
Она привела данные, что в стране насчитывается 3329 религиозных объединений, 125 медресе, для сравнения в стране 2600 школ, вместимостью около 600 тысяч учеников, тогда как более миллиона детей школьного возраста.
Стакеева добавила, что говоря о религии, необходимо отделять религиозный фундаментализм, который несет определенные риски для женщин и девочек. Она перечислила ряд факторов, ведущих к росту религиозного фундаментализма: бедность, безработица, коррупция, качество образования, трудовая миграция, влияние международного религиозного экстремизма.
Участники мероприятия говорили о стереотипах в обществе, связанные с разными видами насилия в отношении женщин. «Необходимо работать на всех уровнях против насилия. Права, возможности, результат — это основа продвижения гендерного равенства», - добавила Бермет Стакеева. «Многое исходит из семьи, необразованными людьми легко управлять», - заметила психолог Ирина Кириллина.
Завершающей темой обсуждения стала тема роли женщин-лидеров местных сообществ в продвижении гендерного равенства и недискриминации через проведение эдвокаси кампаний, которую модерировала Зарема Касендеева, эксперт по политическому пространству «Бир Дуйно Кыргызстан».
Подводя итоги, Джамиля Капарова отметила, что доступ к образованию девочек стоит под угрозой, поэтому надо найти ответы на вопросы: «Что должен сделать каждый, государство?..» Участники написали свои варинаты ответов и передали их организаторам для обобщения.
Мероприятие «Доступ к образованию девочек в Кыргызстане: в условиях патриархальной среды, дискриминации и роста религиозного фундаментализма» организовано в рамках в рамках XV международного фестиваля документальных фильмов по правам человека «Бир Дуйно-2021», посвященного теме: «Права человека в период рисков и бедствий» и глобальной кампании «16 дней активизма против гендерного насилия».