Столкновения на таджикско-кыргызской границе в 2021г.

С 28 апреля по 1 мая 2021г. на приграничной территории Кыргызстана и Таджикистана продолжалось вооруженное противостояние. Для сбора и документирования фактов нарушения прав человека, экспертная рабочая группа «Бир Дуйно - Кыргызстан» совместно с НПО «Энсан Диамонд», Союзом кинематографистов КР при информационной поддержке ОТРК «Ынтымак» с 4 по 6 мая 2021 г. посетили 17 сел в Баткенской области, оказавшихся в зонах конфликта.
По официальным данным, в результате вооруженной агрессии число погибших кыргызстанцев достигло 36 человек, в их числе мальчик 2016 года рождения и девочка 2008 года рождения. Таджикские власти официально объявили о 19 погибших и 88 раненых. Из зоны конфликта эвакуированы 44 651 граждан Кыргызстана (27 136 — дети) и около 15 тысяч жителей Таджикистана, были разрушены десятки жилых домов, и учреждений [1].
28 мая 2021г., 10 кыргызстанцев были взяты в плен, где подверглись пыткам и жесткому обращению. Только 1 мая в результате переговоров пленники были освобождены. Факты пыток и жестокого обращения были зафиксированы в соответствии со Стамбульским протоколом, во время прохождения ими лечения в БИНИЦТО.
По истечении конфликта, МВД Кыргызской Республики возбуждено 11 уголовных дел по факту вооружённого конфликта на границе с Таджикистаном по статьям 380, 381 "Преступления против мира и безопасности человечества", Статье 138 «Причинение тяжкого вреда здоровью», Статье 130 "Убийство", Статье 358 "Незаконное пересечение государственной границы", Статье 264 "Массовые беспорядки", Статье 244 «Захват заложников», Статье 143 «Пытки», Статье 144 «Истязания», 170 «Похищение человека», Статье 200 «Кража», Статье 201 «Грабеж», Статье 208 «Самовольные занятие или захват помещения, здания или сооружения», Статья 210 «Уничтожение или повреждение чужого имущества» Уголовного кодекса Кыргызской Республики. По всем из отмеченных статей правоохранительными органами Кыргызской Республики проводится досудебное расследование.
В дни конфликта, ФИДШ и ее членские организации выступили с заявлением о применении неизбирательной силы против гражданского населения и объектов. Есть свидетельства о применении военнослужащими пулеметов, минометов и авиационных ракет, что запрещено и является грубым нарушением международного гуманитарного права (МГП)[2].
Мы считаем, что отсутствие Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ негативно отразилось на документировании истинных масштабов нарушений прав человека, определении масштабов последствий вооруженной агрессии, на безнаказанности участников конфликта, и возможности предотвращения последующих столкновений и конфликтов в приграничных зонах в странах Центральной Азии.
Для нас остается открытым вопрос о роли ОДКБ и его участии в предотвращении эскалации конфликта, та как в канун событий, 27 апреля, в Душанбе проходило заседание Совета министров обороны ОДКБ, а 29 апреля заседание Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ.
Республикой Таджикистан в 2001 году подписан и ратифицирован Статут Международного уголовного суда. Ратификация Римского Статута позволяет задействовать правовые механизмы ООН и распространить юрисдикцию Международного уголовного суда на совершенные военные преступления властей Таджикистана. Действия Вооруженных сил Республики Таджикистан носят характер вооруженной агрессии и являются военным преступлением.
Республикой Таджикистан нарушены требования нижеследующих международных соглашений и многосторонних нормативных правовых актов:
1. Всеобщая декларация прав человека ООН от 1976 года;
2. Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ) от 1991 года,
3. Алма-Атинская декларация от 1991 года о целях, принципах и основах СНГ,
4. Московская декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ от 1994 года,
5. Договор об основах межгосударственных отношений между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан от 1996 года,
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод,
7. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, принятая резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года,
8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года.
9. Нормы Международного гуманитарного права, которое резко осуждает совершение военных преступлений против человечества.
10. Принципы государственной и территориальной целостности в рамках многосторонних соглашений между странами ОБСЕ.
11. Резолюция 3093 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 октября 1980 года о Запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
12. Резолюция 1325 Совета безопасности ООН о важности роли женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов в целях поддержания мира и безопасности.
В связи с этим необходимо:
- Необходимо своевременное использование «Московского механизма» ОБСЕ в зонах конфликтов и запуск международных механизмов ООН, ЕС для де эскалации конфликта, сохранения суверенитета и территориальной целостности Кыргызстана и Таджикистана;
- Инициирование Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ для документирования фактов нарушений прав человека в ходе конфликтов на кыргзско-таджикской границе в апреле-мае 2021;
- Проведение расследования, позволяющего установить ответственных за жертвы среди гражданского населения, разрушение гражданских объектов и другие нарушения МГП;
- Призвать Кыргызстан ратифицировать Римский статут Международного Уголовного Суда.
- Привлечь к ответственности сотоохранительных органов РТ, похитивших 10 мирных граждан КР и подвергшихся пыткам и жестокому обращению в Гафурском РОВД РТ;
- Обеспечить восстановление прав и выплату адекватных компенсаций для пострадавших в входе вооруженной агрессии на территории Баткенской области КР.
- ОБСЕ необходимо настаивать на изменении статуса Программного офиса на Центра ОБСЕ в г.Бишкек, а также открытия миссии на юге Кыргызстана для проведения системного мониторинга и своевременного реагирования на конфликты с целью их мирного урегулирования;
- Рекомендовать ОБСЕ с учетом новых рисков и бедствий использовать новую концепцию для обеспечения равного участия женщин в процесс принятия решений по предотвращению новых конфликтов и бедствий.
[1] https://kloop.kg/blog/2021/04/29/konflikt-na-granitse-36-kyrgyzstantsev-pogibli-189-postradali/
[2] https://ombudsman.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=2147:a-forum-on-peace-was-held-in-bishkek-security-development-lessons-from-military-conflicts-on-the-border-of-the-batken-region-of-the-kyrgyz-republic&catid=18&lang=ru&Itemid=330