Психолог из Армении провела онлайн тренинг для специалистов по оказанию психологической помощи детям из зон рисков и бедствий

Центр «Альтернатива» при «Правозащитном движении: Бир Дуйно-Кыргызстан» совместно с фондом психо-социальной поддержки «Ареваманук» (Армения) при поддержке Международного Католического Бюро Ребенка (BICE) провели экспертную встречу по оказанию психологической помощи и социальному сопровождению детей из зон конфликтов, рисков и бедствий.
Психолог Армине Гмюр-Карапетян рассказала, что занялась оказание психологической помощью после сильного землетрясения, случившегося в 1988 году в Армении. Затем 22 года назад был создан фонд «Ареваманук». Основная цель деятельности фонда — своевременное реагирование на социально-психологические проблемы в обществе, в основном, это защита детей. Защита детей каждый день, во времена чрезвычайных ситуаций.
Армине Гмюр-Карапетян поблагодарил организаторов за возможность обмена опытом и оказания поддержки коллегам из Кыргызстана. «Когда мы все живем в напряжении, длительном стрессе, подобные встречи крайне необходимы. Это отличная возможность для обмена практиками и мнениями». В сложных ситуациях важна взаимопомощь, солидарность, поддержка. Она изучила информацию о ситуации в Кыргызстане, имеет представление о том, в какой помощи нуждаются пострадавшие и в каких рекомендациях — специалисты. Чрезвычайные ситуации могут быть разными, нужен алгоритм по принятию эффективных и устойчивых решения для краткосрочной и долгосрочной помощи детям.
Эксперт заметила, что порой бывает непросто узнать, что чувствует ребенок и его близкие. Длительное нахождение в трудной ситуации может привести к возникновению психо-социальных сложностей. Оказание помощи касается и ближайшего окружения детей — взрослых, которые тоже нуждаются в помощи.
«Первая психологическая помощь, которая не является психологической терапии, но включает в себя элементы психологического консультирования. Первый шаг — это обеспечение безопасного состояния детей. Важно, чтобы дети и родственники были вместе.
Нужно просто успокоить детей и близких, переживших процесс угрозы жизни, что является большим стрессом. Шаг за шагом создать минимальный комфорт. Начало беседы очень важно. «Вы уже в безопасности, вы уже не одни» - это очень простые и важные слова. Конечно, следует представиться, узнать имена ребенка и близких».
Она напомнила, что сами психологи и соцработники в стрессе, испытывают дискомфорт, находятся под большим психологическим давлением, к этому нужно быть готовыми. «Ваш голос, ваше лицо, вы должны смотреть им в глаза — сам человек должен чувствовать себя уверенным, спокойным. Если есть степень тревожности, возьмите время успокоиться, подумать. Только потом приступайте к оказанию помощи. Могут быть территориальные языковые и культурные особенности, что следует учитывать в работе».
Участники отметили важный момент — использование формы оценки состояния человека, рекомендовала пользоваться утвержденными государством руководствами.
Рассказывая о начале работы с пострадавшими, стоит позаботиться о том, что следует подумать о первостепенных нуждах ребенка, удовлетворении витальных потребностей. Сам человек может не понимать, что у него начинается обезвоживание, ему стоит предложить воды.
Многие моменты способствуют налаживанию контакта, укрепляют доверие, но если ребенок не готов, дайте ему время. Если человек в сильном стрессе, нужно стабилизировать его состояние словами поддержки. Психолог напомнила, что в работе с детьми следует быть честными, не давать ложных ожиданий.
Обмен контактами обязателен, также, как и налаживание связей с разными смежными службами по здравоохранению, образованию, оказанию социальной и правовой поддержки. Это поможет обеспечить достаточные условия для пострадавших. Помощь должна быть комплексной и скоординированной. Это способствует укреплению чувства уверенности, доверия к специалистам, снижению стресса и тревожности.
Участница из Оша Джамиля Капарова поделилась опытом, что в работая с пострадавшими перемещенными семьями, недостаточно внимания уделяется психологическому состоянию детей. Вместе с коллегами фонда «Энсан Диамонд» они занимаются оценкой нужд 180-ти человек, среди которых 38 детей.
Руководитель ошского фонда «Благодать» Рахат Шакирова рассказала, что сейчас она с коллегами оказывают онлайн консультации пострадавшим людям, и к ним за помощью обращались подростки. Были жалобы на головную боль, люди находятся у родственников, ждут возвращения домой. В скором будущем сотрудники фонда выедут в Баткенскую область для оказания помощи непосредственно на месте.
Армине подробнее рассказала об обустройстве места для досуга детей в соответствии с их возрастом. Дети чувствуют эмпатию, когда взрослый вовлечен, а не просто механически делает свою работу. Им нужно дать время на отдых, игры, рисование. Случай из жизни — ребенок рисовал черные помидоры, следует спросить «А ты расскажешь?», а не «Почему у тебя черные помидоры?» Не нужно задавать вопросы, на которые возможно нет ответа.
Она рекомендовала следить за своим голосом, жестами, поведением. «Обнимайте ребенка! Маленьких можно почаще обнимать, это их успокаивает. Нужно говорить с детьми, находясь физически на одном уровне в ними, чтобы был контакт глазами. Играя в кубики, дети могут разрушить созданное, нужно повторить — после разрушения следует процесс созидания, это имеет хорошее символическое значение. Когда дети в стрессе, они боятся оставаться одни, бояться быть закрытыми в помещении, поэтому сопровождение необходимо. Ночью можно оставить небольшой источник света, чтобы не было страха темноты, страха смерти. Чувство страха разрушает ребенка». Эксперт заметила, что при маленьких детях психологам не следует говорить о собственных страхах, но другое дело — подростки и совмещенные группы — подросток и родители.
Она подробно остановилась на том, как вести себя в случае, если ребенок молчит, как найти подход, какие методы использовать. «Долгое молчание — это не хорошо, через 2-3 минуты нужно прерывать молчание, иначе возрастает чувство тревожности». Поделилась рекомендациями, как говорить о смерти с ребенком с 6-7 лет, как распознать последствия проявления стресса в соматических заболеваниях, как организовать группы для подростков для обсуждения ситуации, затронула тему суицида. «Никогда не критикуйте!» Из-за стресса идет быстрое интенсивное взросление, происходят изменения в поведении подростков.
Дала рекомендации по оказанию помощи родителям, быть толерантными к проявлениям последствий травмы, проявлять уважение (особенно к подросткам), быть честными. Напомнила о том, чтобы психологи находили время и для взаимной поддержки для обеспечения нормального состояния и продолжения работы.
Онлайн общение показало востребованность подобных встреч, были пожелания продолжения подобных мероприятий.