ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» Тенденции ограничения права на свободу ассоциаций в Кыргызстане 2021- 2022 гг.

В 2021 – 2022 гг. в Кыргызстане предпринимаются беспрецедентные тенденции ограничения политического пространства для НПО и правозащитников, направленные на подавление гражданского общества и гражданского участия в процессе принятия решений:
- 17 июня 2021 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (Парламент) внес изменения в Закон о некоммерческих организациях, устанавливающие дополнительные дискриминационные требования к отчетности некоммерческих организаций.
- 2 ноября 2022 года на общественные обсуждения вынесен проект Закона Кыргызской Республики «О некоммерческих неправительственных организациях», опубликованный на официальном сайте Кабинета Министров Кыргызской Республики и направленный против свободы ассоциаций в КР, противоречит Конституции КР, международным стандартам и обязательствам Кыргызстана направлен на создание искусственных барьеров, коррупционных механизмов контроля, бюрократии в отношении гражданских организаций.
- 21 ноября 2022 года депутат Жогорку Кенеша КР Надира Нарматова, вынесла на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», Закон Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)», Уголовный кодекс Кыргызской Республики», аналогичный законопроекту “Об иностранных агентах”, инициированному ею в 2014 г.
Инициатива 2021 г.
Закон о некоммерческих организациях от 17 июня 2021 г. 17 июня 2021 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (Парламент) внес изменения в Закон о некоммерческих организациях, устанавливающие дополнительные дискриминационные требования к отчетности некоммерческих организаций. В соответствии с законодательством НКО, деятельность которых финансируется за счет средств донорских организаций, обязаны ежегодно предоставлять информацию об источниках финансирования, целях их расходования, а также информацию о приобретенном, использованном и отчужденном имуществе на сайте налогового органа до 1 апреля. Налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица в случае непредставления отчетности в течение 1 года.
До внесения этого изменения налоговый орган мог обратиться за принудительной ликвидацией юридического лица, если отчёт не предоставлялся в течение двух лет. Т.е. новыми изменениями сократили срок до одного года. Внесенные поправки не касаются религиозных организаций, политических партий и профсоюзов.
В целях защиты конституционных прав граждан на свободу объединения Правозащитное движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» обратилось в судебные органы с просьбой признать внесенные поправки недействительными, в связи с отсутствием требуемого кворума депутатов при его принятии.
С 16 августа 2021 года по 20 января 2022 года Правозащитное движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» обратилось в Административный, Бишкекский городской, Верховный суды, которые не поддержали наши жалобы об отмене внесенных поправок.
В связи с этим, руководитель Правозащитного движения «Бир Дуйно-Кыргызстан» Толекан Исмаилова обратилась в Конституционный суд. Определением Коллегии судей Конституционного суда от 7 июля 2022 г. было отказано в принятии к производству обращения Толекан Исмаиловой, поскольку в ч. 4 ст. 8 Конституции указано, чтобы общественные объединения обеспечивали прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности.
На этот отказ была подана апелляционная жалоба. В связи с чем, постановлением Конституционного суда от 3 ноября 2022 г. жалоба Толекан Исмаиловой была удовлетворена, а дело принято к производству.
Вместе с тем, в настоящее время предлагается принять новый закон об НКО, соответственно, в случае его принятия старый закон потеряет силу. Поэтому конституционный суд в ходе рассмотрения дела может прекратить производство в части старого закона об НКО по причине утраты им силы. Но в отношении Закона «О государственной регистрации юр.лиц, филиалов (представительств)», суд должен состояться.
Инициативы 2022г.
2 ноября 2022 года на общественные обсуждения вынесен проект Закона Кыргызской Республики «О некоммерческих неправительственных организациях», опубликованный на официальном сайте Кабинета Министров Кыргызской Республики.
Законопроект содержит в себе множество нижеуказанных дискриминационных для НПО положений.
Представители иностранной некоммерческой неправительственной организации обязательно должны регистрироваться в минюсте.
Иностранные граждане, а также лица, включённые в списки экстремистов и террористов, не могут быть учредителями, участниками или членами НКО.
Министерство юстиции и прокуратура будут осуществлять контроль и надзор за деятельностью НКО, а также за тем, насколько они действуют по уставу, учредительным документам и закону.
В соответствии с анализом ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан», предлагаемые поправки противоречат ст. 36 Конституции, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений.
Соответственно, реализуя свои правотворческие полномочия, законодатель должен заботиться о предоставлении гражданам максимально широких возможностей для использования гарантированных Конституцией прав на объединения и свободную деятельность, а любые их ограничения должны быть необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, обеспечения должного признания, уважения и защиты прав и свобод других лиц, охраны здоровья, нравственности и общественного благополучия, а также для удовлетворения справедливых требований морали (ч. 2 ст. 23 Конституции КР, ч. 2 ст. 22 МПГПП).
Ни одна из причин, указанных в справке-обосновании причин, не подпадает под условия, предусмотренные ч. 2 ст. 23 Конституции. Соответственно, предлагаемые изменения в законы об НКО направлены не на защиту прав человека на свободу объединения, а на подавление гражданского общества.
21 ноября 2022 года депутат Жогорку Кенеша КР Надира Нарматова вынесла на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», Закон Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)», Уголовный кодекс Кыргызской Республики)»,[1] аналогичный законопроекту “Об иностранных агентах”, инициированному ею в 2014 г.
Законопроект предлагает ввести понятие “некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя”, при этом под данное понятие подпадает любая некоммерческая организация, которая получила доход из иностранных источников для достижения своих уставных целей.
Также под понятие “некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя” подпадает политическая деятельность, осуществляемая на территории КР. НКО признается участвующей в политической деятельности, если, независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем
финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также формирования общественного мнения в указанных целях.
Структурные подразделения ИНКО ежегодно, а НКО, выполняющие функции иностранного представителя, — один раз в полгода представляют СМИ или размещают в интернете отчет о своей деятельности, в том числе о своих учредителях, составе имущества, источниках формирования и направлениях расходования денежных средств.
Уполномоченный орган в сфере государственной регистрации контролирует работу НКО в соответствии с целями, предусмотренными ее учредительными документами. Плановые проверки НКО, выполняющей функции иностранного представителя, проводятся не чаще, чем один раз в год. Законопроект предусматривает проведение внеплановой проверки.
Если НКО не представит отчет об исправлении в установленный срок по требованию законодательства, то она может быть исключена из реестра филиалов и представительств международных организаций и ИНКО по решению уполномоченного органа в сфере госрегистрации.
Банковские вклады для погашения штрафов использовать запрещается. У уполномоченного госоргана будет право запрета на направление денег и имущества определенным получателям.
В Уголовный кодекс КР вносится статья, в которой говорится, что создание некоммерческого объединения, филиала, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами либо побуждением их отказаться от исполнения своих обязанностей, с подстрекательством к противоправным действиям, карается штрафом до 100 тысяч сомов или лишением свободы сроком до пяти лет.
ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» считает, что все принятые поправки к закону и инициируемые законопроекты направлены на ограничение права граждан на свободу ассоциаций и сужение политического пространства для НПО и правозащитников.
ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» продолжит вести эдвокаси на национальном и международном уровнях по отмене антиконституционных поправок и законопроектов, через обращение в судебные органы Кыргызстана, а также обращения в международные механизмы ООН и ОБСЕ.
Необходимо:
- Государственным органам, депутатам Жогорку Кенеша КР отказаться от инициатив продвижения и принятия антиконституционных законов, направленных на ограничение основных гражданских и политических прав граждан, включая право на свободу ассоциаций;
- Руководствоваться рекомендациями Венецианской Комиссии[2] в дальнейшем при инициировании поправок, затрагивающих свободу ассоциаций;
- Конституционному Суду Кыргызской Республики содействовать обеспечению права на свободу ассоциаций при рассмотрении жалобы ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» по внесенным поправкам к закону «О некоммерческих организациях»;
- Положить конец чрезмерному контролю и неправомерному вмешательству в деятельность НПО, а также запугиванию и преследованию отдельных лиц и групп, которые занимаются вопросами прав человека;
- Международным организациям, ООН, БДИПЧ ОБСЕ призвать власти Кыргызстана к соблюдению права на свободу объединений в соответствии с принятыми на себя международными обязательствам;
- Государственным и местным органам власти Кыргызской Республики создать благоприятные условия для работы НКО в соответствии с принципом 2 (обязанность государства уважать, защищать и способствовать осуществлению права на свободу объединений) и иными принципами, предусмотренными Руководящими принципами по свободе объединений ОБСЕ/БДИПЧ;
- В соответствии с Руководящими принципами по свободе объединений ОБСЕ/БДИПЧ, обеспечить для объединений, их учредителей и членов, а также лиц, стремящиеся осуществить свое право на свободу объединений, доступ к эффективным средствам
правовой защиты с тем, чтобы оспорить или добиться пересмотра решений, затрагивающих осуществление их прав;
- Жогорку Кенешу, Правительству Кыргызской Республики поддержать инициативы по принятию национального законодательства по защите прав правозащитников в соответствии с Декларацией ООН по правозащитникам, Руководством ЕС по защите правозащитников, Руководящими принципами ОБСЕ по защите правозащитников.
В случае возникновения вопросов, пожалуйста, обращайтесь в ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» по email: birduinokyrgyzstan@gmail.com, тел.: +996 312 31 76 71,
+996 550 18 40 95 / www.birduino.kg
[1] http://www.kenesh.kg/ru/article/show/9730/na-obshtestvennoe-obsuzhdenie-s-21-noyabrya-2022-goda-vinositsya-proekt-zakona-o-vnesenii-izmeneniy-v-nekotorie-zakonodatelynie-akti-kirgizskoy-respubliki-zakon-kirgizskoy-respubliki-o-nekommercheskih-organizatsiyah-zakon-kirgizskoy-respubliki-o-gosudarstvennoy-registratsii-yuridicheskih-lits-filialov-predstavitelystv-ugolovniy-kodeks-kirgizskoy-respubliki
[2] http://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-PI(2016)009-e