Открытое обращение команды Бир Дуйно Кыргызстан в ходе ежегодной встречи ЕБРР с гражданским обществом г.Ереван, Армения 14-17 мая 2024 г.
Май 16.202415 мая 2024 г. в ходе участия в ежегодной встрече Европейского Банка реконструкции и развития с представителями организаций гражданского общества Команда Бир Дуйно Кыргызстан выступила с официальными обращениями в адрес Президента ЕБРР и Совета Директоров в связи с принятием репрессивного Закона об иностранных представителях и последствиях влияния отмеченного закона на поддерживаемые проекты ЕБРР в Кыргызстане.
Особая важность обращений была подчёркнута в предлагаемых планах действий с учётом новой стратегии Евросоюза в условиях сужения пространства для гражданского общества. Оба обращения были переданы в адрес Президента ЕБРР Одиль Рено-Бассо и Директора по реализации партнерства с частным сектором и взаимодействия с гражданским обществом ЕБРР Олены Коваль.
Команда Бир Дуйно акцентировала внимание руководства ЕБРР на важности включения подготовленных рекомендаций в политику ЕБРР с учетом нужд и потребностей ключевых бенефициаров и местных сообществ в целях продвижения многостороннего и инклюзивного диалога с оказанием экспертного и институционального содействия со стороны ЕБРР.
Открытое обращение Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР):
Президенту ЕБРР г-же Одиль Рено-Бассо, 13 мая 2024 г.
Тема письма: Срочное обращение к ЕБРР принять меры против репрессивного закона Кыргызстана об «иностранных представителях»
Мы, Общественное объединение «Бир Дуйно-Кыргызстан», обращаемся к ЕБРР, чтобы призвать вас принять меры в отношении закона об «иностранных представителях». Несмотря на критику и протесты, отмеченный закон, созданный по образцу российского репрессивного закона об «иностранных агентах», был одобрен в третьем чтении и в конечном итоге подписан ПрезидентомКыргызстана Садыром Жапаровым 2 апреля 2024 года.
Принятый закон нарушает международные обязательства Кыргызстана в области прав человека, касающиеся права на свободу объединений, свободу выражения мнений и смежных прав человека, в частности, Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), участником которого является Кыргызская Республика. В 2023 году Европейский союз (ЕС) принял резолюцию, призывающую правительство КР пересмотреть репрессивный закон об иностранных представителях, который не соответствует международным обязательствам Кыргызстана. Представители ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Госдепартамента США, гражданского общества, активисты и многие другие заинтересованные стороны неоднократно призывали правительство Кыргызстана отменить репрессивный закон.
Дискриминационный закон требует, чтобы все общественные организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в «политической деятельности», регистрировались в качестве «иностранных представителей». Согласно этому закону, власти могут приостановить деятельность неправительственной организации на срок до шести месяцев без санкции суда или принудительно лишить ее регистрации, если она не зарегистрируется в качестве иностранного представителя. Кроме того, это налагает на НКО обременительные требования по отчетности, мониторингу и внеплановым проверкам со стороны государственных органов, что добавляет обременительные обязательства.
Кроме того, государственным чиновникам будет разрешено требовать от НКО внутренние документы и они также смогут направлять представителей государства для вмешательства во внутреннюю деятельность НКО.
Предоставление правительственным органам широких полномочий по мониторингу и воздействию на деятельность некоммерческих организаций противоречит международным стандартам в области прав человека. Внеплановые проверки также могут привести к запугиванию и преследованию организаций, критикующих правительство.
Принятый закон об иностранных представителях неизбежно создаст атмосферу запугивания, не позволяя активистам, правозащитникам и организациям гражданского общества открытовысказывать свое мнение из-за страха мести. Это также чревато последствиями для гражданского общества в других странах, что делает его вопросом регионального значения. Грузия, еще одна страна, в которой ЕБРР осуществляет свои инвестиции, придерживается аналогичной практики подавления инакомыслия, представляя и продвигая законопроект об «иностранных агентах».
Репрессивный закон будет напрямую препятствовать реализации проектов, финансируемых ЕБРР в Кыргызстане, поскольку он серьезно ограничивает значимое участие и вовлеченность организаций гражданского общества. Независимый мониторинг со стороны гражданского общества имеет решающее значение для обеспечения соответствия проектов экологическим и социальным гарантиям, стандартам в области прав человека и требованиям прозрачности. Ограничение возможностей гражданского общества открыто выражать обеспокоенность повышает вероятность негативного воздействия на местные сообщества и окружающую среду. ЕБРР обязан использовать свои инвестиции для соблюдения своей экологической, социальной политики и принципов управления.
Мы высоко ценим твердую приверженность ЕБРР принципам Статьи 1 Руководящих принципови стремление ЕБРР к диалогу с гражданским обществом, включая недавнее взаимодействие вице-президента ЕБРР в ходе его последнего визита в Кыргызстан с представителями гражданского общества. Мы также высоко ценим признание ЕБРР вопросов, поднятых в письме, представленном «Бир Дуйно» и другими организациями по поводу этого репрессивного закона и обязательство ЕБРР отслеживать ситуацию и отношение правительства к НКО.
Учитывая значительный портфель инвестиций и проектов ЕБРР в Кыргызстане, составляющий 970 миллионов евро по 242 проектам, крайне важно, чтобы Банк занял твердую и решительную позицию против этого репрессивного закона об «иностранных представителях», в том числе путем:
● Призыва к Правительству Кыргызстана отменить это недемократическое законодательство, подавляющее голоса гражданского общества и подотчетность общества.
● Приостановить все новое финансирование государственных учреждений в Кыргызстане до отмены закона, поскольку он повышает риск того, что проекты не будут соответствовать требуемым стандартам эффективности из-за ограниченных возможностей для значимого вовлечения заинтересованных сторон и мониторинга.
● Содействие защите свободы слова сообществ и правозащитников от репрессий, как, в случае с золотым рудником «Кумтор». ЕБРР должен обеспечить надежные механизмы рассмотрения жалоб и возмещения ущерба в случаях нарушения прав пострадавших местных сообществ.
При разработке следующей страновой стратегии ЕБРР для Кыргызстана необходимо проводить активные консультации с гражданским обществом, чтобы проекты и политика ЕБРР соответствовали демократическим принципам и стандартам в области прав человека.
● Высказывать озабоченность по поводу сокращения гражданского пространства правительству Кыргызстана с целью обеспечения того, чтобы пространство для гражданского общества и независимых СМИ оставалось открытым в Кыргызской Республике в соответствии с рекомендациями международных организаций по правам человека.
Кому: Президенту ЕБРР Одиль Рено-Бассо
Совету управляющих ЕБРР
Исполнительным директорам ЕБРР
Закон Кыргызстана «Об иностранных представителях» и риск для операций ЕБРР
12 мая 2024 г.
2 апреля 2024 года президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал Закон «Об иностранных представителях» (официально известный как Закон о внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях»). Ожидается, что полномасштабная реализация закона начнется после 15 мая 2024 года, когда Министерство юстиции утвердит подзаконные акты.
Закон требует, чтобы ОГО, получающие иностранное финансирование и занимающиеся «политической» деятельностью в широком смысле, вступали в публичный реестр «иностранных представителей» и маркировали свои публикации как произведенные иностранным представителем, тем самым ложно клеймя их как контролируемые иностранцами. Они также должны подчиняться дорогостоящим требованиям финансовой отчетности и обширному государственному надзору, который, по словам специальных докладчиков ООН 1, «может быть равносилен почти неограниченному административному контролю». За нарушения власти могут приостановить деятельность некоммерческих организаций на срок до 6 месяцев и заморозить их банковские счета без решения суда, после чего они могут быть закрыты по решению суда. Прекращение иностранного финансирования поставит под угрозу существование независимого гражданского общества, поскольку иностранное финансирование является единственным источником финансирования для многих ОГО в Кыргызстане. В срочном промежуточном заключении Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ говорится, что «закон заставит замолчать критические голоса в стране и окажет удушающее воздействие на общество в целом».
Закон «Об иностранных представителях» противоречит приверженности Кыргызстана политическому мандату ЕБРР, направленному на поддержку дальнейшего развития стран, исповедующих принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики. Этот новый закон находится в прямом противоречии с целями требования 10 к деятельности ЕБРР: взаимодействие с заинтересованными сторонами. Закон об «иностранных представителях», недавно принятый в Кыргызстане, ставит под прямую угрозу любое взаимодействие с заинтересованными сторонами и любое значимое участие в консультациях. Закон создает атмосферу страха, не позволяя людям, в том числе ОГО, высказывать свое мнение из-за боязни репрессий. Таким образом, он поставит под угрозу будущие проекты, финансируемые ЕБРР, серьезно ограничив возможности ЕБРР и его клиентов по проведению безопасного и значимого взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Текущие и будущие проекты ЕБРР в Кыргызстане подвергнутся гораздо большему риску коррупции, если гражданское общество будет уничтожено, что приведет к прекращению его роли наблюдателя и ключевого участника процесса обеспечения подотчетности общества. Кроме того, ЕБРР рискует, что потенциальный социальный и экологический ущерб останется незамеченным, поскольку информаторы, правозащитники и ОГО будут молчать из страха. Это позволит правительству работать, уделяя мало внимания мерам подотчетности, предотвращению и смягчению социальных и экологических последствий инвестиционных проектов, а также минимальному участию в борьбе с коррупцией.
Мы обращаемся к вашему учреждению, потому что закон представляет серьезную угрозу для успеха ваших будущих операций в стране и потому что мы надеемся, что ваше учреждение может помочь предотвратить дальнейшее ухудшение гражданского пространства, обратившись к властям Кыргызстана и выразив им свою обеспокоенность. Мы призываем ЕБРР:
● Публично выразить свою позицию по закону «Об иностранных представителях» и его последствиям для деятельности банка в Кыргызстане, учитывая, что закон подрывает обязательства ЕБРР в соответствии со статьей 1 Соглашения об учреждении.
● Четко подчеркнуть в Приложении 1 «Политическая оценка в контексте статьи 1» новой страновой стратегии для Кыргызстана риски, которые создает принятие закона об «иностранных представителях» для реализации требований экологической и социальной политики Банка, в том числе для значимого взаимодействия с заинтересованными сторонами, которое должно происходить в атмосфере, свободной от мести и страха репрессий.
● Поднять обеспокоенность по поводу сокращения гражданского пространства перед правительством Кыргызстана, чтобы гарантировать, что пространство для гражданского общества и независимых СМИ остается открытым в Кыргызской Республике в соответствии с рекомендациями международных органов по правам человека.
● Требовать от властей Кыргызстана принятия обязательств по предотвращению преследований, запугивания и насилия в отношении правозащитников, активистов и журналистов.
● Рекомендовать организовать регулярные структурированные диалоги между государственными чиновниками, МФО, ОГО и СМИ для обсуждения и анализа политики и законодательства, влияющих на пространство гражданского общества и свободу СМИ. Этому могут способствовать семинары, круглые столы или консультативные советы.
С уважением,
1. Бир Дуйно Кыргызстан, директор Толекан Исмаилова, birduinotia@gmail.com
2. Лира Асылбек, Коалиция за равенство, c.equality.kg@gmail.com
3. Адиль Турдукулов, студия TV Academy Production, kg.komitet@gmail.com
4. Ильгиз Камбаров, Зеленый альянс Кыргызстана
5. Бермет Борубаева, Инициатива «Бишкекский смог», borubaeva.bermet@mail.ru
6. Шармила Мона Синха, глобальный исполнительный директор, Equality Now, msinha@equalitynow.org
7. Рада Валентина Кызы, городская инициатива «Пешком» (Кыргызстан), peshcombishkek@gmail.com
8. Мария Колесникова, общественное объединение «MoveGreen», movegreen.bishkek.kg@gmail.com
9. Нуржан Чунуева, сообщество «Городской хаб», chunuevan@gmail.com