Срочный пресс релиз "Бир Дуйно - Кыргызстан": Бишкекский городской суд начнет рассмотрение жалобы на решение Административного суда г. Бишкек по Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Р

20 марта 2025 года в 9:00 часов в Бишкекском городском суде назначено первое слушание по жалобе ОО "Бир Дуйно- Кыргызстан" на решение Административного суда г.Бишкек по Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики (об иностранных представителях).
14 января этого года суд первой инстанции отказал в признании незаконным Постановления Кабинета Министров КР от 27 августа 2024 года №518 (далее - Постановление), которым утвердил Положение о порядке ведения Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и проведения проверки их деятельности (далее - Положение) в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о НКО).
Положение устанавливает процедуру включения некоммерческих организаций (НКО) в Реестр НКО-иностранных представителей (НКО-ИП), требования к проведению обязательных финансовых аудитов и порядку проведения государственных проверок НКО-ИП и иные требования.
Эксперты организации, изучив Постановление, пришли к выводам, что при его издании Кабинетом Министров нарушены и не соблюдены следующие нормативные правовые акты:
1) Конституция Кыргызской Республики;
2) Руководящие принципы по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ;
3) Закон «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»;
4) Закон «О некоммерческих организациях».
Первое, Положение установило новые нормы права (правовые нормы), которые выходят за пределы Закона о НКО.
Второе, проект Положения не был опубликован для общественного обсуждения на Едином портале (http://www.koomtalkuu.gov.kg). При этом никаких обсуждений, консультаций с представителями НКО и гражданского общества проведено не было. Что является нарушением нормотворческого процесса.
Третье, утвержденное Постановлением Положение расширило перечень уполномоченных государственных органов по проведению проверок НКО – ИП. Закон о НКО (статья 17-1) наделяет единственный уполномоченный государственный орган (в данном случае - Министерство юстиции Кыргызской Республики) правом «проводить проверки» деятельности НКО.
Четвёртое, Положение (пункт 36) разрешает проведение проверок НКО на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления или средств массовой информации, даже устных, о предполагаемом нарушении НКО Закона о НКО или несоответствии деятельности НКО ее уставным целям. При этом в нем отсутствуют четкие механизмы защиты НКО от необоснованных или произвольных заявлений.
Пятое, Положение также не содержит четких и конкретных процедур, касающихся процесса проверок НКО-ИП. В первую очередь относительно продолжительности, сроков и частоты проверок, а также способов и критериев, которыми органы власти будут отслеживать и оценивать вовлеченность НКО в политическую деятельность и по другим вопросам, предусмотренным Положением.
Шестое, согласно пункту 22 Руководящих принципов по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ, «…правовые положения, касающиеся объединений, должны быть хорошо проработаны. Они должны быть ясными, точными и бесспорными. Помимо этого, для того, чтобы можно было гарантировать, что содержание закона встретит поддержку всех заинтересованных сторон, процесс принятия таких положений должен быть открытым, доступным для всех и основанным на участии всех заинтересованных сторон».
Стоит отметить выявленные вопросы и проблемы в суде первой инстанции при рассмотрении заявления ОО "Бир Дуйно- Кыргызстан":
1) представитель ответчика признал, что запрашиваемая согласно Положению информация уже предоставляется в соответствующие органы (Минюсту, налоговым и статистике), и соответственно, очередное представление информации является дублированием и двойным обязательством НКО;
2) представитель Минюста не мог разъяснить - принимаются ли достаточные меры для обеспечения сохранности собранных данных (по статье 21 Закона «Об информации персонального характера»);
3) основанием для начала проверки НКО может послужить даже устное заявление, так как в Положении нет требования о письменной форме заявления;
4) со слов представителя Кабинета министров – количество проверок (в том числе одновременных) может быть неограниченным;
5) осталось неясным – обязана ли НКО переводить запрашиваемые при проверке документы, существующие на иностранных языках, на кыргызский и русский языки.
Приглашаем все заинтересованные стороны, активных граждан, журналистов на заседании Бишкекского городского суда 20 марта 2025 года в 9:00 часов по адресу: ул.Орозбекова 37.
Вместе отстоим фундаментальное право граждан на свободу объединений и ассоциаций в Кыргызстане.
По всем вопросам обращаться к юристу по номеру 0770 341 720 или по email: birduinokyrgyzstan@gmail.com