Общественное объединение "Бир Дуйно- Кыргызстан" инициировало судебные разбирательства в защиту конституционного права на свободу объединений и реализацию гражданами права участвовать в управ
Ноя 20.202427 августа 2024 года Кабинет Министров Кыргызской Республики (далее – Кабинет Министров) издал Постановление от 27 августа 2024 года №518 (далее - Постановление), которым утвердил Положение о порядке ведения Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и проведения проверки их деятельности (далее - Положение) в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о НКО).
Положение устанавливает процедуру включения некоммерческих организаций (НКО) в Реестр НКО-иностранных представителей (НКО-Иностранный представитель), требования к проведению обязательных финансовых аудитов и порядку проведения государственных проверок НКО-Иностранный представитель и иные требования.
На сегодняшний день, мы, изучив Постановление, приходим к выводам, что при его издании Кабинетом Министров нарушены и не соблюдены следующие нормативные правовые акты:
1) Конституция Кыргызской Республики;
2) Руководящие принципы по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ;
3) Закон «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»;
4) Закон «О некоммерческих организациях».
Первое, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Положение установило новые нормы права (правовые нормы). И его положения соответствуют определению абзаца 9 статьи 2 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» - являются общеобязательными правилами поведения, рассчитаны на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Следует отметить, что новые нормы права выходят за пределы Закона о НКО. А именно:
1) Пункт 8 Положения предусматривает требование о предоставлении информации, не предусмотренной Законом о НКО, а именно:
- юридический адрес;
- реквизиты банковского счета;
- идентификационный налоговый номер (ИНН) учредителя(ей) и руководителя;
- сведения о работниках (фамилия и инициалы работников);
2) Абзац 2 пункта 31 Положения предписывает НКО-Иностранный представитель уведомлять МЮ о приеме или увольнении работников в течение 7 календарных дней.
Второе, со стороны Минюста не были соблюдены требования статьи 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», согласно которым «проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, […] подлежат общественному обсуждению». Также Руководящие принципы по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ (далее - Руководящие принципы) также указывают на необходимость консультаций с объединениями в ходе подготовки и применения нормативных правовых актов, которые затрагивают интересы объединений (пп. 32, 106). Однако Кабинет Министров не опубликовал проект для общественного обсуждения на Едином портале (http://www.koomtalkuu.gov.kg). При этом никаких обсуждений, консультаций с представителями НКО и гражданского общества проведено не было. Что является нарушением нормотворческого процесса.
Третье, утвержденное Постановлением Положение расширило перечень уполномоченных государственных органов по проведению проверок НКО – Иностранный представитель. Закон о НКО (статья 17-1) наделяет единственный уполномоченный государственный орган (в данном случае - Министерство юстиции Кыргызской Республики) правом «проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами». Однако в Положении Кабинет Министров расширил перечень органов, уполномоченных проводить проверки НКО-Иностранный представитель. В соответствии с пунктом 37 Положения проверки могут проводить также:
1) налоговые органы – по вопросам соблюдения требований финансовой транспарентности и налогового законодательства;
2) Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызстан – по вопросам маркировки материалов, производимых или распространяемых НКО-«Иностранный представитель»;
3) органы прокуратуры – по вопросам, связанным с участием НКО в политической деятельности, а также проверке соблюдения уставных целей и иных требований законодательства;
4) другие государственные органы, чья сфера деятельности и компетенции касается основных видов деятельности НКО, - по вопросам соответствия их деятельности уставным целям.
Четвёртое, часть 3 статьи 23 Конституции Кыргызской Республики запрещает «принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина». Согласно части 2 статьи 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормативный правовой акт не должен противоречить нормативному правовому акту, имеющему по сравнению с ним более высокую юридическую силу. Также согласно пункту 109 Руководящих принципов «любые правовые и иные ограничения, наложенные на НКО, должны основываться на конституции или быть предусмотрены другим законом». Таким образом, новые дополнительные обременительные требования к НКО-Иностранный представитель, которых нет в Законе о НКО, во исполнение которого принят подзаконный нормативный правовой акт, нарушает указанные нормы Конституции Кыргызской Республики и Закона «О нормативных правовых актах», а также международные стандарты права на объединение.
Пятое, Положение (пункт 36) разрешает проведение проверок НКО на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления или средств массовой информации, даже устных, о предполагаемом нарушении НКО Закона о НКО или несоответствии деятельности НКО ее уставным целям. При этом в нем отсутствуют четкие механизмы защиты НКО от необоснованных или произвольных заявлений. Оно не предусматривает предварительной проверки достоверности полученной информации перед началом непосредственной проверки НКО-Иностранный представитель, что может открыть возможность для злоупотреблений как со стороны органов власти, так и других заинтересованных сторон.
Положение также не содержит четких и конкретных процедур, касающихся процесса проверок НКО-Иностранный представитель. В первую очередь относительно продолжительности, сроков и частоты проверок, а также способов и критериев, которыми органы власти будут отслеживать и оценивать вовлеченность НКО в политическую деятельность и по другим вопросам, предусмотренным Положением. Отсутствие этих важных норм и процедур создает правовую неопределенность и может поставить под угрозу право НКО-Иностранный представитель на объективную и справедливую оценку их деятельности.
При этом проигнорирован пункт 22 Руководящих принципов, согласно которому «…правовые положения, касающиеся объединений, должны быть хорошо проработаны. Они должны быть ясными, точными и бесспорными. Помимо этого, для того, чтобы можно было гарантировать, что содержание закона встретит поддержку всех заинтересованных сторон, процесс принятия таких положений должен быть открытым, доступным для всех и основанным на участии всех заинтересованных сторон».
Исходя из имеющих место обстоятельств, мы констатируем, что Кабинет Министров, издав обжалуемое Постановление, которым утверждено Положение, превысил свои полномочия и также в нарушение абзаца 6 статьи 2 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» вышел за пределы своей компетенции. Что недопустимо для высшего органа исполнительной власти, функцией которого является обеспечение исполнения Конституции, законов Кыргызской Республики и вступивших в силу международных договоров, осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан.
В связи с вышеперечисленными нарушениями законодательства, в том числе международных обязательств, ОО "Бир Дуйно- Кыргызстан" подало заявление в Административный суд г.Бишкек о признании недействительным вышеуказанное Постановление.
28 октября в 11:00 часов прошло подготовительное слушание по адресу г.Бишкек ул.Ибраимова 64. На слушание явились: представители истца, ответчика (Кабинета Министров Кыргызстан), третьих сторон (прокуратуры) и Института Омбудсмена (Акыйкатчы). К нашему сожалению, представительница Института Омбудсмена (Акыйкатчы) высказалась об отказе в дальнейшем участии в рассмотрении дела. Хотя по нашему мнению указанный институт, функцией которого является парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека в Кыргызстане, должен быть заинтересован в оспаривании нормативных правовых актов, препятствующих свободному осуществлению прав гражданами и каждого права, в первую очередь на объединение, а также реализацию гражданами права участвовать в управлении делами общества и государства.
Суд также обязал сторону ответчика (Кабинета Министров Кыргызстан) представить весь пакет документов, касаемо оспариваемого Постановления. Также представитель истца запросил истребовать через суд (на последующие заседания) заключение прокуратуры относительно рассматриваемого дела согласно части 3 статьи 42 АПК Кыргызстан. Следующее заседание назначено на 20 ноября в 14:00. Просим все заинтересованные стороны, а также неравнодушных граждан, активистов, журналистов поддержать нашу организацию и поприсутствовать на следующих заседаниях суда.