Бишкекский городской суд и Верховный суд КР отказываются рассматривать жалобы на незаконные действия Первомайской муниципальной райадминистрации

07 апреля 2025
Бишкекский городской суд и Верховный суд КР отказываются рассматривать жалобы на незаконные действия Первомайской муниципальной райадминистрации и Первомайского РУВД г.Бишкек по ограничению права граждан на свободу мирных собраний
Бир Дуйно КР, изучив негативную практику Муниципалитета Первомайского района, который на протяжении последних нескольких лет, принимает незаконные решения об ограничении мирных собраний на территории Первомайского района г. Бишкек,
включая последнее, от 27 декабря 2024 года №01- 16-770 на период с 1 января по 31 марта 2025 года. А Первомайский районный суд признавал и признал указанные решения законными, нарушая конституционные права граждан на мирные митинги и демонстрации, и Закон о мирных собраниях КР[i].
3 апреля 2025 года Верховный суд КР окончательно отказал ОО “Бир Дуйно - Кыргызстан” (а по сути дела – любому другому заинтересованному лицу) в восстановлении сроков на подачу апелляционной жалобы на решение Первомайского районного суда г.Бишкек от 26 марта 2025 года, признав законным решение Первомайской муниципальной райадминистрации «Об ограничении места мирных собраний» за исх.№01-16/602 от 26.03.2025г.
Отметим, что ранее, 18 марта 2025 года ОО "Бир Дуйно- Кыргызстан" подало заявления в исполнительные органы власти г. Бишкека в лице Первомайской муниципальной райадминистрации и Первомайского РУВД, где просило исполнительные органы власти г. Бишкек соблюсти ряд требований Закона «О мирных собраниях», с просьбой привлечь нас к рассмотрению дела о возможном ограничении мирных собраний. Мы просили в случае принятия решения судом о запрете или ограничении собрания довести до сведения ОО «Бир Дуйно - Кыргызстан» письменной форме в течение 24 часов со дня их вынесения и выдать его копию. Однако наше заявление было Муниципальной администрацией незаконно проигнорировано.
Копия обжалуемого акта была необходима, чтобы соблюсти требования статьи 325 Гражданского процессуального кодекса и легитимно указать обжалуемое решение, привести доводы жалобы как контраргументы мотивам суда, его вынесшего, и легитимно сформулировать просьбу самой подаваемой жалобы. В результате же незаконного бездействия муниципалитета по объективным причинам организацией был пропущен срок для обращения с жалобой в Бишкекский городской суд.
В связи с чем экспертами ОО "Бир Дуйно- Кыргызстан" было подано заявление о восстановлении пропущенного срока на обращение (по уважительной и объективной причине) в Бишкекский городской суд. 1 апреля городской суд рассмотрел заявление, при этом была рассмотрена жалоба по существу, выслушаны стороны, прошли прения. Однако в результате суд ограничился тем, что пришел к выводу о пропуске нашей организацией сроков для подачи апелляционной жалобы.
Отметим основные выводы Бишкекского городского суда:
Пропуск сроков для подачи суд считает неуважительными, при этом ни слова не сказано о подачи нами предварительного заявления о просьбе привлечения нас к рассмотрению решения об ограничении мирных собраний.
Не дана оценка незаконному бездействию Муниципальной администрации, которые не обеспечили доступ к решению суда в письменном виде в предусмотренные законом сроки.
Мы требовали их прекратить негативную практику, когда о принятых решениях о запрете или ограничении мирных собраний общественность узнает постфактум из средств массовой информации, когда Муниципальная администрация создает специальные условия, при которых становится крайне затруднительно или невозможно обжаловать подобные решения в судебном порядке.
В своем решении суд без какого – либо законного обоснования отмечает, что решение об ограничении места мирных собраний носит публичный характер и доводится гражданам через средства массовой информации или в устной форме. И идет отсылка к новостным порталам Аки пресс и 24.KG, на которых была размещена информация об оспариваемом решении суда от 27 марта 2025 года в 08:51 и 11:49 часов. Однако судом не учтено, что эти новостные сообщения не содержат полного текста судебного решения, необходимого для подготовки юридически мотивированной апелляционной жалобы.
Приведем основные доводы организации в пользу незаконности решения муниципалитета об ограничении мирных собраний:
Согласно части 2 статьи 14 Закона «О мирных собраниях» территориальные подразделения органов внутренних дел и органы местного самоуправления, на подведомственных территориях которых проводятся собрания, также вправе принять решение об ограничении по времени, месту проведения или маршруту движения либо о запрещении только в отношении проводимого собрания и при наличии оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Из решения суда, оно принято не в отношении конкретного проводимого собрания (в единственном числе), а в отношении неопределенного количества мирных собраний, которые могут быть в будущем инициированы или организованы заинтересованными лицами в течение трех месяцев, определенных решением суда. Что является нарушением указанных норм закона.
Если обратиться к основаниям, по которым проведение мирного собрания (в единственном числе) может быть ограничено, то согласно части 1 статьи 15 Закона «О мирных собраниях» «решение об ограничении собрания по времени, месту проведения или маршруту движения принимается на период действия обстоятельств, когда есть реальная угроза безопасности участников собрания и иных граждан, находящихся в указанных местах. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны довести до сведения организаторов и участников собрания информацию о причинах введения ограничения собрания».
Но как следует из решения суда, со стороны Муниципальной администрации не были представлены какие – либо фактически подтвержденные и достоверные данные, которые могут позволить судить о том, что с 1 апреля по 30 июня 2025 года (включительно), к примеру, на площади «Ала - Тоо» находиться небезопасно для наших граждан и гостей столицы. Таких данных и доказательств не приведено. Есть только определенные предположения и подозрения представителей местной власти и субъективные (и анонимные) суждения отдельных граждан и самой Муниципальной администрации.
Если следовать логике решения суда, то если бы на территории той же площади «Ала - Тоо» (и в других местах, определенных в решении суда) существовала бы реальная угроза безопасности граждан, то ее необходимо было оцепить и проводить соответствующие экстренные и чрезвычайные мероприятия. Но как показывает практика – граждане абсолютно мирно гуляют и проводят время на площади «Ала - Тоо».
Более того, непоследовательность решения суда заключается в том, что мнимая «угроза безопасности» граждан каким – то образом временно исчезает или устраняется на время проведения государственных и муниципальных мероприятий на площади «Ала - Тоо». Однако после проведения мероприятий, организованных органами власти, «угроза безопасности» незамедлительно наступает. И так с 1 апреля по 30 июня 2025 года (включительно).
Отметим ряд нарушений со стороны Первомайской райадминистрации положений Закона «Об основах административной деятельности и административных процедурах» (далее - Закон):
Согласно пункту 6 статьи 4, пункту 2 части 1 статьи 49, части 4 статьи 50 Закона административный акт Муниципальной администрации является обременительным, ограничивающим право на мирные собрания, зарегистрирован за исх.№01-16/602 от 26.03.2025г.
В итоге, административный акт Муниципальной администрации противоречит ряду требований Закона:
1) не обладает индивидуально-определенным характером (подпункт а) пункта 6 статьи 4 Закона);
2) не содержит фамилию, имя, отчество лица, которому адресован административный акт; полное наименование юридического лица (пункт 3 части 4 статьи 50 Закона);
3) не содержит срок обжалования акта и орган, где может быть обжалован этот акт (пункт 8 части 4 статьи 50 Закона).
Соответственно, исходя из положения пункта 2 части 2 статьи 55 Закона административный акт Муниципальной администрации является ничтожным, по причине и основании того, что он является таковым, если из акта не ясно, какому лицу он адресован.
Эксперты ОО “Бир Дуйно - Кыргызстан” на основании определения суда от 1 апреля 2025 года апелляционной и постановления от 3 апреля 2025 года кассационной инстанций приходят к выводу, что суды применили формальный подход при рассмотрении жалоб и заявлений организации с акцентированием внимания на определение сроков для обжалования решения суда первой инстанции, с целью отказа вынесения решения и оценки действий исполнительных органов власти по существу и на основании требований Закона “О мирных собраниях”. Тем самым не обеспечив реализацию гарантированного Конституцией КР права на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина в правовом и демократическом государстве.
Юристы и правозащитники Бир Дуйно КР обращают внимание высшего руководства страны, ключевых людей, принимающих решения о системном нарушении прав граждан на мирные митинги и собрания, когда есть новые риски, конфликты и бедствия в мире, ЦА регионе, особенно в КР, которые необходимо предупреждать через соблюдение прав и свобод человека, верховенства права и обеспечивая равный доступ к справедливому правосудию[ii].
Бир Дуйно продолжит защиту с партнерами, с сетями солидарности фундаментального права граждан на мирные собрания и демонстрации, требуя восстановить законность и выполнять взятые международные обязательства Кыргызской Республикой.
По всем вопросам просьба обращаться к юристу Бир Дуйно Тимур Арыкову, тел.+996770341720 или по email: birduinokyrgyzstan@gmail.com