Административный суд г.Бишкек рассмотрел административный иск ОО "Бир Дуйно- Кыргызстан" на Постановление Кабинета министров Кыргызской Республики (об иностранных представителях)
Янв 16.202527 августа 2024 года Кабинет Министров Кыргызской Республики (далее – Кабинет Министров) издал Постановление от 27 августа 2024 года №518 (далее - Постановление), которым утвердил Положение о порядке ведения Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и проведения проверки их деятельности (далее - Положение) в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о НКО).
Положение устанавливает процедуру включения некоммерческих организаций (НКО) в Реестр НКО-иностранных представителей (НКО-ИП), требования к проведению обязательных финансовых аудитов и порядку проведения государственных проверок НКО-ИП и иные требования.
Эксперты организации, изучив Постановление, пришли к выводам, что при его издании Кабинетом Министров нарушены и не соблюдены следующие нормативные правовые акты:
1) Конституция Кыргызской Республики;
2) Руководящие принципы по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ;
3) Закон «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»;
4) Закон «О некоммерческих организациях».
В связи с чем 26 сентября 2024 года ОО "Бир Дуйно- Кыргызстан" подало административный иск в Административный суд г.Бишкек о признании недействительным вышеуказанное Постановление.
Основными доводами административного иска были следующие нарушения:
Первое, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Положение установило новые нормы права (правовые нормы), которые выходят за пределы Закона о НКО. А именно: 1) пункт 8 Положения предусматривает требование о предоставлении информации, не предусмотренной Законом о НКО; 2) абзац 2 пункта 31 Положения предписывает НКО-ИП уведомлять Минюст о приеме или увольнении работников в течение 7 календарных дней.
Второе, в нарушение статьи 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», пунктов 32, 106 Руководящих принципов по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ Кабинет Министров не опубликовал проект для общественного обсуждения на Едином портале (http://www.koomtalkuu.gov.kg). При этом никаких обсуждений, консультаций с представителями НКО и гражданского общества проведено не было. Что является нарушением нормотворческого процесса.
Третье, утвержденное Постановлением Положение расширило перечень уполномоченных государственных органов по проведению проверок НКО – ИП. Закон о НКО (статья 17-1) наделяет единственный уполномоченный государственный орган (в данном случае - Министерство юстиции Кыргызской Республики) правом «проводить проверки» деятельности НКО. Однако Кабинет Министров расширил перечень органов, уполномоченных проводить проверки НКО-ИП. В соответствии с пунктом 37 Положения проверки могут проводить также: 1) налоговые органы; 2) Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР; 3) органы прокуратуры; 4) другие государственные органы, чья сфера деятельности и компетенции касается основных видов деятельности НКО.
Четвёртое, Положение (пункт 36) разрешает проведение проверок НКО на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления или средств массовой информации, даже устных, о предполагаемом нарушении НКО Закона о НКО или несоответствии деятельности НКО ее уставным целям. При этом в нем отсутствуют четкие механизмы защиты НКО от необоснованных или произвольных заявлений. Оно не предусматривает предварительной проверки достоверности полученной информации перед началом непосредственной проверки НКО-ИП, что может открыть возможность для злоупотреблений как со стороны органов власти, так и других заинтересованных сторон.
Пятое, Положение также не содержит четких и конкретных процедур, касающихся процесса проверок НКО-ИП. В первую очередь относительно продолжительности, сроков и частоты проверок, а также способов и критериев, которыми органы власти будут отслеживать и оценивать вовлеченность НКО в политическую деятельность и по другим вопросам, предусмотренным Положением. Отсутствие этих важных норм и процедур создает правовую неопределенность и может поставить под угрозу право НКО-ИП на объективную и справедливую оценку их деятельности.
Шестое, проигнорирован пункт 22 Руководящих принципов по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ, согласно которому «…правовые положения, касающиеся объединений, должны быть хорошо проработаны. Они должны быть ясными, точными и бесспорными. Помимо этого, для того, чтобы можно было гарантировать, что содержание закона встретит поддержку всех заинтересованных сторон, процесс принятия таких положений должен быть открытым, доступным для всех и основанным на участии всех заинтересованных сторон».
28 октября в 11:00 часов прошло подготовительное слушание по адресу г.Бишкек ул.Ибраимова 64 под председательством судьи Досмамбетовой Ч.М. На слушание явились: представители истца, ответчика (Кабинета Министров КР), третьих сторон (прокуратуры) и Института Омбудсмена (Акыйкатчы). К нашему сожалению, представительница Института Омбудсмена (Акыйкатчы) высказалась об отказе в дальнейшем участии в рассмотрении дела. Хотя по нашему мнению указанный институт, функцией которого является парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека в Кыргызстане, должен быть заинтересован в оспаривании нормативных правовых актов, препятствующих свободному осуществлению прав гражданами и каждого права, в первую очередь на объединение, а также реализацию гражданами права участвовать в управлении делами общества и государства. Далее органы прокуратуры также проигнорировали заседания суда по делу и не участвовали в процессе.
20 ноября 2024 года суд удовлетворил ходатайство истца о приобщении к материалам дела Заключения Венецианской комиссии Совета Европы (Европейская Комиссия за Демократию через Право) от 14 октября 2024 года, Страсбург CDL - AD (2024) 033. Перевод с английского языка на русский язык осуществлён по инициативе истца дипломированным профессиональным переводчиком.
На предыдущее заседание 9 декабря 2024 года представители Кабинета Министров и Министерства юстиции КР не явились без объяснения причин, хотя на предыдущем заседании представитель Кабмина расписался в уведомлении о назначении очередного процесса.
14 января 2025 года в 14:00 часов состоялось очередное заседание суда, на котором дело было рассмотрено по существу. В тот же день, выслушав мнения сторон, изучив имеющиеся материалы дела, суд вынес решение – в удовлетворении административного иска ОО "Бир Дуйно- Кыргызстан" - отказать.
В настоящее время наша организация ожидает письменное мотивированное решение суда по нашему делу. Однако до этого момента считаем важным предварительно отметить следующие моменты и вопросы, обнаружившиеся в ходе прошедшего процесса:
1) представитель ответчика признал, что запрашиваемая согласно Положению информация уже предоставляется в соответствующие органы (Минюсту, налоговым и статистике), и соответственно, очередное представление информации является дублированием и двойным обязательством НКО;
2) представитель Минюста не мог разъяснить - принимаются ли достаточные меры для обеспечения сохранности собранных данных (по статье 21 Закона «Об информации персонального характера»);
3) основанием для начала проверки НКО может послужить даже устное заявление, так как в Положении нет требования о письменной форме заявления;
4) со слов представителя Кабинета министров – количество проверок (в том числе одновременных) может быть неограниченным;
5) осталось неясным – обязана ли НКО переводить запрашиваемые при проверке документы, существующие на иностранных языках, на кыргызский и русский языки.
ОО "Бир Дуйно- Кыргызстан" отмечает, что организация, после получения письменного мотивированного решения Административного суда г.Бишкек, намерена обратиться с апелляционной жалобой в Бишкекский городской суд в предусмотренные законодательством сроки.
По всем вопросам обращаться к юристу по номеру 0770 341 720 или по email: birduinokyrgyzstan@gmail.com