Попытки ограничения свободы ассоциаций в Кыргызстане
Сен 30.2019
ОО «Правозащитное движение: Бир Дуйно – Кыргызстан»
Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященное человеческому измерению
(г. Варшава, 16-27 сентября 2019 года)
Сессии 6: «Основные свободы. Свобода ассоциаций»
Очередные попытки ужесточения контроля за неправительственным сектором в Кыргызстане.
Гражданский сектор в Кыргызстане всегда отличался высоким уровнем активности, вносил неоспоримый вклад в защиту прав человека и демократии. Однако за последние несколько лет парламентарии и Правительство Кыргызской Республики инициировали ряд законодательных инициатив, направленных на сужение политического пространства гражданского общества. Многие из этих инициатив продиктованы процессом сближения с Россией, интеграционными процессами вхождения в Таможенный союз и ЕАЭС, в связи с чем шло копирование российского законодательства, направленного на подавление гражданского общества и преследование правозащитников.
В 2014г. экс Омбудсмен КР, депутат V созыва Жогорку Кенеша КР Турсунбек Бакир уулу, выдвинул на рассмотрение парламента законопроект «Об иностранных агентах». Голосование проходило без каких-либо общественных слушаний и благодаря активным эдвокаси компаниям правозащитников и гражданских активистов, 13 мая 2016г. в третьем чтении, документ был отклонен парламентариями.
В 2019г. в СМИ появляется информация о том, что в стране готовят очередной законопроект по ужесточению контроля за неправительственным сектором[1]. 2 августа 2019 года на официальном сайте Правительства КР был размещен проект Закона КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» для общественного обсуждения. В качестве инициатора выступает Министерство экономики КР[2].
В соответствии с проектом закона[3], «предлагается распространить действие Закона не только на субъекты предпринимательства, но и на некоммерческие организации, подлежащие проверкам со стороны уполномоченных государственных органов, так как проверяющие органы при проверках некоммерческих организаций проводят по своим процедурам, которые не содержат четкие сроки проверок и т.п.
В справе-обосновании указано, что «Единое регулирование (одним законом) проверок всех субъектов, во-первых, позволит в равной степени защитить все проверяемые субъекты и предоставить всем им одинаковые права и обязанности при проведении проверок, а во-вторых, позволит унифицировать соответствующие регулирующие нормы (в том числе виды проверок, сроки их проведения, документы, принимаемые на различных этапах проверок, и пр.) и, тем самым, упростить для самих же проверяющих органов проведение проверок различных категорий субъектов»[4].
3 сентября 2019 года ОФ «Адилет» представил общественности анализ проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства»[5], и согласно его заключению:
- Принятие законопроекта в размещенной для общественного обсуждения редакции государство получит еще больше возможностей по осуществлению контроля и надзора за деятельностью некоммерческого сектора.
- Закон КР «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» устанавливает широкий спектр контрольных мероприятий, проводимых различными уполномоченными государственными органами. Так, Министерство экономики КР фактически предлагает, чтобы весь объем различных контрольных механизмов в виде плановых, внеплановых, контрольных и других проверок в полном объеме применялся к неправительственному сектору со стороны следующих уполномоченных органов:
- Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР;
- Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве КР; 7 Постановление Жогорку Кенеша КР «Об утверждении Перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства» от 10 ноября 2016 года № 1057-VI. 5
- Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР;
- Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве КР;
- Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при Правительстве КР;
- Социальный фонд КР;
- Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарноэпидемиологического надзора Министерства здравоохранения;
- Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники при Министерстве здравоохранения КР;
- Департамент драгоценных металлов при Министерстве КР;
- Управление по регулированию и контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР.
По мнению правозащитников, данная инициатива Министерства Экономики появилась на фоне постепенного усиления действующей власти и приближающихся парламентских выборов в Кыргызстане в связи с чем, продвижение законопроекта может быть связанно с возможностью контроля над деятельностью не только НКО, но и политических партий в преддверии выборов.
Сегодня в Кыргызстане существует необходимая законодательная база, обеспечивающая функционирование и требуемый надзор неправительственных организаций, их отчётности в том числе в налоговые органы, социальный фонд.
ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» считает, необходимым отказаться от лоббирования проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства». Законопроект направлен на создание дополнительных механизмов контроля негативно скажется на уровне реализации права граждан на свободу ассоциаций, отката от демократических ценностей, усиления тенденций авторитаризма действующих власти.
Рекомендации Жогорку Кенешу КР и Правительству КР:
- Государственным органам отказаться от инициатив продвижения и принятия антиконституционных законов, направленных на ограничение основных гражданских и политических прав граждан, включая на свободу ассоциаций и мирные собрания;
- Руководствоваться рекомендациями Венецианской Комиссии[6] в дальнейшем при инициировании поправок, затрагивающих свободу ассоциаций;
- Государственным и местным органам власти создать благоприятные условия для работы НКО в соответствии с принципом 2 (обязанность государства уважать, защищать и способствовать осуществлению права на свободу объединений) и иными принципами, предусмотренными Руководящими принципами по свободе объединений ОБСЕ/БДИПЧ;
- Положить конец чрезмерному контролю и неправомерному вмешательству в деятельность НПО, а также запугиванию и преследованию отдельных лиц и групп, которые занимаются вопросами прав человека;
- Покончить с практикой безнаказанности и привлечь к полной ответственности сотрудников силовых ГКНБ, Генеральной прокуратуры, МВД, судебных органов инициировавших преследования, обыски, беспочвенные обвинения, судебные процессы в отношении правозащитников и правозащитных организаций.
- Воздержаться от политических инициатив и риторики, дискредитирующих деятельность НПО и правозащитников, и не относиться к НПО (местным или международным) как к источнику угрозы стабильности и безопасности. Вместо этого они должны публично признать важность усилий НПО по поощрению прав человека, осуждать нападения на НПО и их членов, поддерживать участие НПО в процессе принятия решений на всех уровнях, а также сотрудничать с НПО для улучшения ситуации с защитой прав человека на уровне законодательства и на практике;
- Обратить внимание на «язык вражды», широко используемый СМИ, ТВ, радио КР против НПО, правозащитных организаций и правозащитников.
Попытки ограничения деятельности и контроля профсоюзных организаций
В апреле 2019 года на общественные слушания в парламенте Кыргызстана поступил проект закона «О профессиональных союзах». Инициаторами документа выступили депутаты Данияр Толонов, Гульшат Асылбаева, Мирлан Бакиров и Таалайбек Масабиров. и равноправия членских организаций. Законопроект был вынесен в парламенте на рассмотрение в апреле 2019, в то время как межведомственная рабочая группа была создана в марте 2019 года и практически не приступила к работе.
17 июня 2019 года представители отраслевых профсоюзов провели акцию протеста под лозунгом "Мы имеем право на свободу объединения!" По их мнению, законопроект направлен на подавление свободы и независимости профсоюзов, направлен на создание рычагов контроля и давления над ними.
В соответствии с проектом, закон устанавливает обязательное требование к уставу профсоюза относительно организационной структуры, порядок формирования профсоюза, порядок участия в качестве членской организации и т. д.), конкретизации прав профсоюзов, установления их обязанностей.
Законопроект определяет Федерацию профсоюзов - единственным полномочным представителем работников, членских организаций в социальном партнерстве с правительством страны. При этом в составе федерации должно быть более половины зарегистрированных отраслевых (межотраслевых) профсоюзных объединений[7].
Проект закона противоречит Конвенциям Международной организации труда №87«О свободе объединения и защите права на объединения в профсоюзы», №98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров», №144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», Конституции Кыргызской Республики (ст.4, 35), Трудовому кодексу КР (ст. ст. 29-34), закону КР «О профессиональных союзах»[8].
Юристы ОФ «Адилет» провели анализ документа, придя к выводу о том, что законопроект может негативно отразиться на развитии профсоюзной деятельности в Кыргызстане. Он направлен на формирование централизованного вертикального управления профсоюзной деятельности с усилением полномочий председателя Федерации профсоюзов и рядом других негативных изменений. Законопроект нарушает основные принципы профсоюзной деятельности, такие как добровольность вступления в профсоюзные организации и их объединения, принцип федерализма.
Согласно «доработанному» проекту ко второму чтению, предлагается законодательно закрепить следующие условия, которые не изменили проблемные положения [9]:
1. Учащиеся и пенсионеры все также лишаются права на объединение в профсоюзы и защиту своих прав.
2. Полноценное членство профсоюзов в международных профобъединениях не предусмотрено. Разрешено лишь сотрудничество и заключение соответствующих соглашений.
3. Единственным полномочным представительным органом работников, членских организаций в социальном партнерстве с Правительством КР, является Федерация профсоюзов Кыргызской Республики.
4. Членские организации в своей деятельности подконтрольны и подотчетны Федерации профсоюзов, являются структурными подразделениями. Т.е. руководители отраслевых и региональных профсоюзов будут назначаться и освобождаться председателем ФПК. Следовательно, они будут находиться в прямой зависимости от руководителя Федерации и их членство в Совете ФПК будет формальным.
5. Уставы членских организаций утверждаются Федерацией профсоюзов. При этом основные положения уставов закрепляются в предлагаемой редакции закона.
6. Члены Совета ФПК могут занимать пост не более 2-х сроков подряд и Членом СФПК, председателем ФПК не может быть гражданин моложе 35 лет и старше 65 лет.
7. Председатель Федерации профсоюзов избирается и освобождается от должности исключительно на Съезде ФПК. Совет ФПК таких полномочий не имеет.
8. Заместители председателя ФПК будут избираться Советом ФПК по предложению председателя ФПК. Т.е. будут практически назначаться председателем ФПК и будут его марионетками.
9. Областные полномочные представительства являются структурными подразделениями Федерации, а председатели облсовпрофов назначаются решением Президиума ФПК.
10. Вводится институт территориальных объединений профсоюзов, что идет в противоречие с областными представительствами.
11. Отраслевое объединение профсоюзов входит в состав Федерации профсоюзов в качестве членской организации и является структурным подразделением Федерации профсоюзов. Это нонсенс, быть одновременно членской организацией и являться структурным подразделением. Это невозможно. Членская организация имеет автономию, самостоятельность, независимость и свободное право вхождения и выхода из членства. А структурное подразделение предполагает подотчетность, подконтрольность и полную зависимость.
12. Вводится понятие независимого профсоюза. Все профсоюзы априори независимы. Это заложено в самой сущности, в понятии профсоюзов. Это один из основополагающих принципов деятельности профсоюзов – принцип независимости.
13. Первичные профорганизации являются структурными подразделениями независимых или отраслевых профсоюзов и функционирует без образования юридического лица.
14. Порядок удержания членских профсоюзных взносов и их перечисление устанавливается Правительством Кыргызской Республики. Это прямое вмешательство Правительства в дела профсоюзов.
15. В статье 35 предусматривается принудительная ликвидация профсоюзов, запрещенная Конвенцией МОТ №87.
Все эти положения проекта, предлагаемые инициаторами и комитетом ЖК КР по соцполитике, противоречат основополагающим принципам деятельности профсоюзов, Конвенциям МОТ № 87, 98 и др., Конституции Кыргызской Республики.
Проект закона направлен на установление абсолютной тоталитарной власти председателя ФПК, полную кадровую, финансовую, информационную и иную зависимость, подконтрольность и подотчетность первичных профорганизаций, отраслевых и территориальных объединений профсоюзов, практически всех профсоюзов Кыргызстана единому профцентру - ФПК.
При этом устанавливается неприкосновенность и иммунитет председателя ФПК на период избрания до следующего Съезда.
В результате принцип коллегиальности принятия решений, система сдержек и противовесов исчезнут, члены Совета попадут в полную зависимость от председателя ФПК, который ни за что не будет нести ответственность, начнется разгул коррупции и принятия недобросовестных решений, собственность профсоюзов будет распродана за копейки, профсоюзы ослабнут, начнется массовый выход из профсоюзов, и в итоге, они исчезнут.
И самое главное, положение с соблюдением трудовых прав работающих резко ухудшится, соответственно, снизится уровень социально-экономической защищенности граждан, т.е. уровень жизни, и естественно, в целом, ухудшится трудовое законодательство.
Сама Федерация профсоюзов Кыргызстана выступает против этого проекта закона. На сайте ФПК оглашено её отношение к законопроекту. «Проектом закона грубо ограничиваются права профсоюзов и их объединений самостоятельно определять организационную структуру, формы и виды объединений, условия численности членов профсоюзов, право устанавливать свои органы управления, сроки их выборности и другие. Все эти вопросы должны регламентироваться Уставами профсоюзов, и регулируются ими в настоящее время. Однако в новом законопроекте устанавливаются рамки, за которые профсоюз не может выходить. Это касается количества заявленных членов профсоюза для обеспечения правоспособности профорганизаций, возрастные и количественные ограничения избрания выборных работников и т.д.»[10].
Рекомендации Жогорку Кенешу КР и Правительству КР:
- С целью обеспечения права граждан на свободу ассоциаций и обеспечения независимости деятельности профсоюзов, инициаторам отозвать законопроект «О профессиональных союзах» и в дальнейшем в случае доработки законодательства руководствоваться Конституцией КРЮ, Конвенциям МОТ № 87, 98 и др.
Правозащитное Движение: «Бир Дуйно Кыргызстан»
Тел.: +996 312 38 33 30, факс.: +996 312 38 33 30
Email: birduinokyrgyzstan@gmail.com
[4] Справка-обоснование к проекту Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства». http://www.gov.kg/?p=135990&lang=ru
[5] Анализ проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства»http://www.adilet.kg/ru/news/full/382
[6] http://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-PI(2016)009-e