БДИПЧ/ОБСЕ. Совещание по Человеческому Измерению. Правозащитное Движение «Бир Дуйно Кыргызстан» 2018
Сен 30.2018Свобода объединений: [1]
Свобода объединений – одно из основных прав человека, необходимое для функционирования демократии, а также чрезвычайно важное условие реализации других прав человека. Объединения играют большую роль в достижении целей, отражающих общественные интересы, и являются незаменимыми субъектами защиты прав человека и выполнения обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения.
Вызовы миграции [2]:
Помимо повышения степени религиозности населения Кыргызстана, высокими темпами развивались также процессы трудовой миграции из страны в ближнее и дальнее зарубежье. Безработица вынуждает молодых людей думать только об одной перспективе для своего будущего — найти работу в России, Казахстане или любой другой стране. Однако процесс миграции имеет много негативных сопутствующих импликаций.
Уязвимыми становятся не только мигранты, в силу того, что большая часть трудовых мигрантов молоды, наивны и часто малообразованны, но и члены их семей, в первую очередь дети, которые вырастают без присмотра и воспитания родителей, чувствуют разочарование и обиду, частично этим объясняется всплеск уровня суицида среди школьников. Согласно данным государственного органа, ответственного за вопросы миграции, наблюдается тенденция роста миграции женщин, которая достигает на сегодня около 48% из числа всех мигрантов, выезжающих за пределы страны.
В результате этого количество проблем, связанных с гендерной спецификой процессов миграции также растет. К примеру, некоторые женщины присоединились по своей воле в ряды ИГИЛ, так как это позволяло решить целый клубок проблем, в которых они «увязли», будучи дома.
Гендерная ситуация [3]:
В связи с ростом религиозности и в целом консерватизма во взглядах и практиках населения Кыргызстана, становится, к сожалению, «нормальным», что есть гендерно дискриминационные практики, несмотря на то, что политика и формальные нормы официально регулируют обратное.
Ранние браки, многоженство, незарегистрированные браки и, как следствие, отсутствие прав и документов как супруги, так и матери детей; жены мигрантов, которые остаются как невестки в доме мужа, и живут в тяжелых физических и психологических условиях; даже есть случаи, когда родители молодых девушек готовы как можно раньше и «подороже» отдать свое дитя замуж.
Нельзя не упомянуть про домашнее насилие в отношении жен и детей, все еще присутствующие случаи «ала-качуу» (кража невесты), халатное и непрофессиональное отношение правоохранительных органов к гендерно чувствительным случаям (недавняя трагедия Бурулай, которую похитили (ала-качуу), но тем не менее уже будучи в здании милиции, была убита своим похитителем). Когда девушки и женщины пытаются бежать от всех этих проблем, ищут способы выживания в миграции, претерпевают многие сложности в трудовой миграции и возвращаются, их встречают члены их сообщества с большим количеством стереотипов и осуждений (аргументируя, что будучи в миграции она вела аморальный образ жизни и т.д., в то время как более распространенная практика заведения новых семей и жен мужчинами мигрантами после их возвращения такому осуждению не подвергается).
[1] file:///C:/Users/Administrator/Downloads/Guidelines_Freedom%20of%20Association_FINAL_2014_ru.pdf
[2] FIDH. ADC Memorial. Bir Duino Kyrgyzstan. “ Kyrgyzstan. Women and children from Kyrgyzstan affected by migration. An exacerbated vulnerability”. 2016.
FIDH-ADC “Memorial”-ILI / Invisible and exploited in Kazakhstan: the plight of Kyrgyz migrant workers and members of their families. 2018
[3] https://analytics.cabar.asia/ru/radikalizatsiya-zhenshhin-na-religioznoj-pochve-v-kyrgyzstane/