Роль гражданского общества в продвижении и защите Международного правозащитного и Международного гуманитарного права: Дополнительное совещание по человеческому измерению I | ОБСЕ.

Апр 25.2024

23 апреля 2924

Вена, Австрия

 

Сессия III: Сокращение пространства: вызовы, с которыми сталкиваются правозащитники и гражданское общество в регионе ОБСЕ

Уважаемый Председатель, уважаемый модератор, участники I Дополнительного Совещания по Человеческому измерению ОБСЕ, примите искренние слова благодарности за уникальную программу данного Совещания, проходящего в Вене в условиях новых рисков и бедствий в изменяющемся мире[1].

Позвольте сразу начать с важной просьбы и обратиться к странам членам ОБСЕ, предпринять инновационные, конкретные шаги для  освобождения наших коллег из тюрем:

из  Беларуси Алесь Беляцки, основатель и Лидер “Вясна”, Лауреат Нобелевской премии мира[2], также членов команды “Вясна” и партнеров.

Из России требуем освободить  Олега Орлова, известного правозащитника одного из учредителей общества «Мемориал», лишенного свободы 27 февраля 2024 года[3].

Из Украины, Максима Буткевича, находящегося в тюрьме в России[4].  

Содействовать: Мы также требуем от членов стран ОБСЕ отмены “драконовских” законов, так называемых “Об иностранных агентах” или “иностранных представителях”, которые растаптывают международные обязательства стран по созданию и содействию багоприятной среды для реализации фундаментального права граждан. Государства должны обеспечить защиту права граждан на свободу слова, свободы самовыражения, организации ассоциаций, объединений и мирных форм сопротивления против коррупции и нарушений прав и свобод человека в регионе ОБСЕ, особенно в регионе ЦА.

Анализ последних лет показывают тенденции, когда  чиновники  системных нарушений прав и свобод человека из-за безнаказанности совершают чудовищные преступления, включая преступления против человечности, как происходит с начала агрессии Россией в Украине.[5] 

Власти России применяют как открытые формы дискриминации, так и закрытые против мигрантов, меньшинств, женщин и молодежи. Открыто нападают, нарушая Хельсинские принипы  на  независимые организации в регионе ОБСЕ. Нарушения прав и свобод человека  масштабируются, фундаментальное право человека, право на жизнь и уважение человеческого достоинства находятся  сегодня под угрозой из за запугиваний высшим руководством РФ независимых НПО и правозащитников.

Бир Дуйно и партнеры отправим отчеты об инцидентах на почве ненависти за 2023 год от организаций гражданского общества в БДИПЧ ОБСЕ[6] .

Постпандемия, новые риски и бедствия, радикальное изменение климата, приграничные конфликты,  исходящие от Афганистана разного вида дискриминации и насилие в отношении девочек и женщин[7], негативно влияют на общую ситуацию с правами и свободами девочек и женщин в регионе ЦА.

Пример: власти Туркменистана, повторяют методы талибов в отношении девочек и женщин, что в настоящее время они не могут свободно выйти из дома без сопровождения мужчин, посещать салоны красоты или самостоятельно водить автомашины[8].

Пришло время, используя формат многостороннего подхода, мы должны объединиться и усилить партнёрство в борьбе против безнаказанности в регионе ОБСЕ[9].

В 2024 году СИВИКУС[10] зафиксировал самый низкий процент человечества, живущего в открытых странах, где гражданское пространство одновременно свободно и защищено. Сегодня лишь два процента населения мира пользуются свободой ассоциаций, демонстраций и выражения инакомыслия без существенных ограничений, в то время как всего пять лет назад этот показатель составлял почти четыре процента[11]. За последний год гражданское пространство в Европе и Центральной Азии продолжало разрушаться. Из 54 стран гражданское пространство открыто в 19, сужено в 19, затруднено в семи, подавлено в трех и закрыто в шести.

Остановлюсь на КЫРГЫЗСТАНе: несмотря на серьезные опасения кыргызских и международных НПО, международных организаций и правительств различных государств, 2 апреля 2024 г. президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал закон “Об иностранных представителях”, который вступит в силу через некоторое время, в данное время Министерство Юстиции совместно с группой экспертов разрабатывает Постановление по применению Закона об иностранных представителях на практике. Хотя президент Жапаров в своем посте в Facebook заявил, что в Кыргызстане не будет преследований НПО, финансируемых из-за рубежа, закон стигматизирует правозащитные организации и ужесточает контроль над ними, требуя, чтобы они зарегистрировались в качестве иностранных представителей и маркировали все свои материалы как; подготовленные, распространяемые и (или) направленные некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного представителя. Закон также неоправданно ужесточает государственный надзор за НПО, получающими иностранное финансирование, предъявляя к ним жесткие требования по отчетности, финансовому мониторингу и внеплановым проверкам. Если организации не будут соблюдать эти требования, их деятельность может быть приостановлена, а сама организация - ликвидирована.[12]

14 марта 2024 г. Жогорку Кенеш (парламент Кыргызстана) принял соответствующий законопроект в третьем чтении без проведения каких-либо обсуждений. Этот закон повторяет печально известный российский закон об “иностранных агентах”, впервые принятый в 2012 году и ставший еще более репрессивным благодаря последующим поправкам, которые привели к жесткому преследованию правозащитников в России, вынудив многих из них прекратить свою деятельность или бежать из страны.

В связи с тем, что правящая партия Грузии объявила о повторном внесении в парламент аналогичного законопроекта всего через день после принятия в Кыргызстане закона “Об иностранных представителях”, вышеуказанные организации с обеспокоенностью отмечают, что принятие подобного законодательства в Восточной Европе и Центральной Азии является крайне тревожной тенденцией.

Гражданские активисты Кыргызстана совместно с ведущими партнерами обратились с совместным заявлением в адрес банков по развитию: Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и развития, Азиатский Банк. Мы направили совместное Обращение  к МФИ, чтобы они  обратились к властям Кыргызстана с призывом отменить  закон, четко указав, что он противоречит принципам и целям их программ содействия развитию и приведет к пересмотру этих программ, так как их мандат нарушается с принятием Закона об иностранных представителях в КР[13].

Поэтому, учитывая тревожную ситуацию с гражданским обществом КР, мы просим власти КР гарантировать право на свободу ассоциаций, закрепленное в ряде международных документов по правам человека, включая статью 22 Международного пакта о гражданских и политических правах. Это право включает в себя обязательство государств воздерживаться от принятия законодательства или практики, которые препятствуют осуществлению права на эффективный поиск, получение и использование внутренних, иностранных или международных финансовых ресурсов.

Впервые по индексу безопасности Кыргызстан признан самой опасной страной для девочек и женщин в регионе ЦА. Закон об иностранных представителях также направлен против женщин лидеров и активистов, так как более 25 тысяс НПО зарегистрировано в МЮ КР, более 90% из них возглавляют  женщины.

Более сотни НПО КР, подписавших такое заявление, призывают международное сообщество занять твердую позицию солидарности с правозащитниками Кыргызстана, и, используя все имеющиеся в их распоряжении политические, дипломатические и экономические средства, призвать власти КР (в двустороннем порядке и на многосторонних форумах) отменить закон об иностранных представителях и гарантировать право на свободу объединений в стране.

Механизм принуждения к исполнению закона воспроизводит аналогичный законопроект 2013 года, осужденный Венецианской комиссией Совета Европы и ОБСЕ, но отличный от российского. Он состоит в том, что Министерство юстиции вправе приостановить деятельность некоммерческой организации на 6 месяцев, что будет означать, в частности, запрет большинства банковских операций. Организация сможет возобновить работу, только подав заявление о включении себя в реестр "иностранных представителей".

Этот механизм принуждения создает произвольные, ничем не ограниченные полномочия для Министерства юстиции. Указание в законопроекте на возможность обжалования в суд решения Министерства юстиции о приостановлении деятельности НКО не исправляет ситуацию и не влияет на вывод о произвольном характере полномочий министерства. Так, по результатам изучения более трехсот решений Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Кыргызской Республики, единственный возможный вывод состоит в том, что, рассматривая споры частных лиц с государственными органами, суды Кыргызстана не применяют ни Конституцию КР, ни нормы международного права, ни принцип правовой определенности, ни контроль правомерной цели, ни контроль пропорциональности. Таким образом, если закон предусматривает, что орган исполнительной власти может принять какое-либо решение, судебный контроль такого решения будет ограничен установлением, указанный ли в законе орган его принял. Инструменты подвергнуть оспоренное решение проверке на предмет его содержания у судов Кыргызстана отсутствуют. Если организации не будут соблюдать эти требования, их деятельность может быть приостановлена, а сама организация - ликвидирована.

Рекомендация: Мы знаем, что ОБСЕ создала ряд механизмов для мониторинга выполнения обязательств, взятых на себя государствами-участниками в области прав человека и демократии (человеческого измерения)[14].

Один из этих механизмов, так называемый механизм человеческого измерения, может применяться в каждом конкретном случае отдельным государством-участником или группой государств.

Он состоит из двух инструментов: Венского механизма (утвержденного Итоговым документом Венской встречи 1989 года) и Московского механизма (утвержденного на последнем совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 1991 г.)), который частично представляет собой дальнейшее развитие Венского механизма.

Венский механизм позволяет государствам-участникам, используя установленный набор процедур, поднимать вопросы, касающиеся положения в области человеческого измерения в других государствах-участниках.

Московский механизм использует это за основу и предоставляет дополнительную возможность государствам-участникам формировать из числа независимых экспертов специальные миссии для оказания содействия в разрешении конкретных проблем, связанных с человеческим измерением, будь то на их собственной территории или на территории другого государства-участника ОБСЕ.

БДИПЧ поручено предоставлять поддержку в применении Московского механизма, и оно ведет список экспертов, назначенных некоторыми государствами-участниками и готовых выполнять такие исследования.

Мы просим ОБСЕ обсудив трагичность ситуации с гражданским обществом в КР начать консультации для создания такого механизма ОБСЕ по Кыргызской Республике[15] для восставновления законности справедливости в КР.

Мы предлагаем ОБСЕ начать консультации с ведущими банками развития по их мандату поддержки ОГО и усиления программи пазвития, как по странам , так всем членам странам ОБСЕ[16] для восстановления конституционных прав граждан, как фундаментальное право на свободу ассоциаций и объединений в КР, включая выполнение КР взятых междунароодных обязательств в сфере защиты прав и свобод человека по выполнению Целей ЦУР[17]   и GSP +[18]

О ситуации с независимыми журналистами и правозащитникамив КР:

Поощрение и продвижение прав человека в Центральной Азии столкнулись с значительными препятствиями в 2021 и 2022. В то время как проблемы, вызванные вызванные пандемией COVID-19 постепенно преодолевались, возникли новые проблемы, связанные с резкими политических изменений и беспорядков, которые произошедших в нескольких странах ЦА. Все это, в совокупности, создали враждебный и нестабильный условия для тех, кто занимается правозащитной деятельностью. Правозащитники и правозащитницы адаптировались к этим беспрецедентным условиям и продолжали защищать права человека но, как следствие, подвергались многочисленным формам преследования. Судебные домогательства были самым наиболее распространенным нарушением, с которым столкнулись правозащитники в регионе ЦА. Судебные притеснения могли включать, но не ограничиваться, (произвольные) аресты и задержания, принятие репрессивного законодательства и политики, а также все другие формы обвинения, преследования и судебные обвинения, преследования и судебные процессы, навязанные с целью помешать работе правозащитников, и/или запугивания и преследования правозащитников[19].

“Международное сообщество должно держать эти дела в поле своего зрения, оказывать сильное давление на правительство Кыргызстана, привлекая внимание к его злоупотреблениям, а также оказывать прямую поддержку и целевую помощь местному гражданскому обществу, СМИ, правозащитникам, адвокатам и журналистам. Доноры и финансовые институты должны ссылаться на дело Темирова в числе прочих условий по соблюдению прав человека и законности при предоставлении финансовой помощи и кредитов правительству и другим государственным структурам и учреждениям. Правительство Кыргызстана должно немедленно отменить произвольные обвинения против Темирова; снять все ограничения, наложенные на независимые СМИ и отдельных журналистов; освободить правозащитников, все еще остающихся под стражей, а также задержанных по делу Кемпир-Абада; отменить меры, ограничивающие основные свободы частных лиц и НПО[20]”.

Последние исследования показывают, что правам женщин и девочек в Центральной Азии угрожают религиозный фундаментализм, миграция, политическая коррупция, российская агрессия и война против Украины, последствия пандемии, отсутствие эффективных правовых средств борьбы с дискриминацией. Они сталкиваются с препятствиями в политической, экономической и социальной сферах, помимо высокого уровня насилия, бедности, ограниченного доступа к здравоохранению и образованию, а также участия в общественной жизни. Для решения этих проблем необходимо уделять приоритетное внимание гендерному равенству, поддерживать организации, борющиеся с неравенством, выделять ресурсы на изменение политики и создавать сеть экспертов по региональному развитию и защите прав человека. Совместное партнерство должно быть направлено на обеспечение равных жилищных условий, признание неоплачиваемого домашнего труда, снижение уровня бедности, борьбу с дискриминацией с использованием цифровых технологий при участии глобальных женских и молодежных лидеров.

Поддержка женщин-правозащитниц жизненно важна перед лицом новых рисков и вызовов в Центральной Азии. Значимые и эффективные партнерские отношения возможны только при условии обеспечения безопасности правозащитников, а также ресурсов, позволяющих им продолжать свою работу.

Таким образом, партнерские отношения должны опираться на понимание того, что ООН является главным, как основного носителя обязанностей на международном уровне, а государства члены - в первую очередь как носители обязанностей.

Рекомендации:

  1. Странам членам ОБСЕ направить целевую поддержку на поддержку новых сетей гражданского патнерства  в ЦА с гендерной инклюзивностью, направленные на расширение прав и возможностей женщин, извлекая уроки по ситуации с правозащитниками,
  2. ОБСЕ совместно с ООН, Евросоюзом инициировать с властями стран ЦА принятие Закона о Равенстве, на основе международных стандартов защиты и продвижения прав и свобод человека.
  3.    Оказывать эффективную поддержку правозащитникам внутри стран и находящихся вне стран, создавая экспертные группы и сети солидарности по продвижению трех целей Человеческого измерения ОБСЕ  с широким вовлечением нового горизонтального лидерства с чрезвычайным планом действий для продвижения как конституционных прав и свобод граждан, также, влияя на процесс принятия решений ключевыми людьми на всех уровнях принятия решений, используя многосторонний подход.[21] 
  4. Пригласить в КР специального докладчика ООН по вопросам окружающей среды г-на Мишель Форст[22]  для создания новой программы , включая инновационные стратегии в формате Климат и принципы Орхусской Конвенции совместно с экспертами  ОБСЕ по вопросм изменения Климату.[23] 
  5. Учитывая новые риски и бедствия горных стран совместно с МЧС КР, ответственного Министерства: МИД КР за реализацию Стратегии КР по развитию горных стран, совместно с экспертами GNDR создать инклюзивный национальный План действий по предупреждению рисков и бедствий с принципами локализации, с сообществ и до глобального уровней.
  6. Содействовать созданию горизонтальной сетевой платформы в ЦА по усилению реализации Резолюции 1325 СБ ООН с вовлечением молодежных лидеров и молодых женщин, девочек с местного уровня до глобального уровней в процесс принятия решений с инновационным подходом и участием.

 

Благодарю за внимание и готова ответить на Ваши вопросы.

Толекан Исмаилова, Директор ОО Бир Дуйно-КP

E mail: birduinokyrgyzstan@gmail.com



[1] https://www.osce.org/odihr/shdm_1_2024

[2] https://www.bbc.com/russian/news-63170818

[3] https://memopzk.org/figurant/orlov-oleg-petrovich/

[4] https://adcmemorial.org/novosti/glavnoe/svobodu-pravozashhitniku-maksimu-butkevichu/

[5] https://www.ohchr.org/ru/press-releases/2023/10/un-commission-inquiry-ukraine-finds-continued-war-crimes-and-human-rights

[6] https://hatecrime.osce.org/infocus/2023-civil-society-call

[7] https://news.un.org/en/story/2024/02/1146642

[8] https://www.ohchr.org/en/news/2024/02/committee-elimination-discrimination-against-women-welcomes-turkmenistans- national#:~:text=Turkmenistan%20continued%20to%20rank%20lowly,the%20media%20perpetuated%20gender%20stereotypes.

[9] https://rm.coe.int/16806cd08c

[10] https://civicus.org/documents/toolkits/Human%20Rights%20reporting%20guide%20ru.pdf

[11] https://monitor.civicus.org/globalfindings_2023/

[12] http://birduino.kg/pressaru/analiz-zakona-kr-ob-inostrannyix-predstavitelyax

[13] https://iphronline.org/wp-content/uploads/2024/03/2024.03.01.-kg-foreign-representative-law-and-ifis-letter-1.pdf

[14] https://www.osce.org/ru/odihr/84451

[15] https://www.osce.org/ru/odihr/20067

[16] https://www.unep.org/ru/resources/otchet-za-2023-god

[17] https://www.stat.kg/ru/publications/monitoring-pokazatelej-celej-ustojchivogo-razvitiya-v-kyrgyzskoj-respublike/

[18] https://trade.ec.europa.eu/access-to-markets/en/content/generalised-scheme-preferences-plus-gsp

[19] https://forum-asia.org/wp-content/uploads/2023/06/Defending-in-Numbers-Rising-Together-Against-All-Odds-com.pdf

[20] https://www.justsecurity.org/87368/from-island-of-democracy-to-consolidated-authoritarian-regime-the-need-to-reverse-kyrgyzstans-slide/

[21] https://www.unep.org/ru/resources/otchet-za-2023-god

[22] https://unece.org/climate-change/press/un-special-rapporteur-environmental-defenders-under-aarhus-convention-releases

[23] https://www.osce.org/ru/proekty/izmenenie-klimata-i-bezopasnost

 

Дорогие Друзья!

Уважаемые гости нашего сайта!
Общественное Объединение «Правозащитное движение:
«Бир Дуйно Кыргызстан» обращается к вам с просьбой об оказании спонсорской
поддержки в виде материального пожертвования!

Пожертвовать

Отзывы наших фокус групп

Шахбоз Латипов

Шахбоз Латипов

К диплому о юридическом образовании должен прилагаться опыт

Шахбоз Латипов, 24 года, молодой адвокат: «Когда пришел на стажировку в БДК, у меня не было опыта в юридической и правозащитной деятельности. Вместе с опытными старшими коллегами стал посещать судебные процессы, изучал документы, постепенно руководитель Хусанбай Салиев стал доверять мне подготовку документов, тщательно проверял и давал дельные советы. Опыт приходит со временем и с делами. Каждый день к нам приходят десятки людей, нуждающиеся в помощи, многие из них из социально-уязвимых слоев: малоимущие, многодетные, престарелые граждане. Юрист в правозащитной организации порой выполняет функции психолога, здесь важно уметь сохранить профессионализм, проявить эмпатию. В конце 2019 года я успешно сдал экзамен на право занятия адвокатской деятельностью и теперь веду дела в качестве адвоката. По сложным вопросам обращаюсь за помощью к коллегам, они всегда подскажут. В этом одна из сильных сторон организации: есть поддержка и понимание».

Феруза Амадалиева

Феруза Амадалиева

Организация объединяет регионы

Феруза Амадалиева, соцработник, лидер, педагог: «ТОТ от БДК — отличная возможность познакомиться с участниками из регионов, мы продолжаем общаться в соцсетях, когда встречаемся на мероприятиях, как близкие друзья, настолько теплые у нас отношения! На мероприятиях я повысила свои знания, систематизировала, уточнила как применять на практике. Мне очень нравятся модули, как построена система обучения и практики: ролевые игры, теория, дискуссии. Каждый человек раскрывается. Я стала лидером для других уязвимых женщин, стараюсь помогать им и воволекать в подобные мероприятия». Феруза Амадалиева является постоянным участником многих мероприятий БДК, приглашает юристов БДК для оказания правовых консультаций уязвимым женщинам.

Нуриза Талантбек кызы

Нуриза Талантбек кызы

Стала уверенной в себе

Летом 2019 года Нуриза Талантбек кызы принимала активное участие в проведении региональных показов документальных фильмов, помогала с организационными вопросами во время проведения кампании, приуроченной к Дню защиты жертв пыток, участвовала в выездах, прошла ТОТ по женскому лидерству. В прошлом она мигрант, работала в одном НПО в Оше, сейчас трудится в Бишкеке в сфере услуг. Участие в ТОТ она называет "бесценным опытом": "Я впервые посетила подобное мероприятие, получила именно ту информацию, которая была мне необходима, за это я искренне благодарна организаторам. У меня в жизни случались очень тяжелые моменты, благодаря тем знаниям, я смогла их преодолеть, я выстояла! После ТОТ я стала более уверенная в себе, глубже понимать суть прав человека, научилась отстаивать свои интересы”.

Шукурулло Кочкаров

Шукурулло Кочкаров

Подсудимый скончался. Работа по его реабилитации продолжается

Дело Шукурулло Кочкарова показывает, что работа по сложным делам продолжается много лет. После пыток в 2010 году он стал инвалидом. Удалось добиться оправдания по одной из статей обвинения, продолжается работа по его реабилитации и признанию его жертвой пыток для выплат ущерба. Суды продолжаются уже без Шукурулло Кочкарова — 2 августа 2019 года он скончался. Его интересы представляет его отец Саидазиз Кочкаров, тоже имеющий инвалидность по зрению. «Много лет нас поддерживают сотрудники БДК, ведут дело моего сына, привозили его суд, так как он не мог самостоятельно передвигаться, постоянно помогают нашей семье: я и моя жена прошли курс реабилитации, сыну помогли с обеспечением лекарственных препаратов, оказывают всяческую помощь».

Дильер Джумабаев

Дильер Джумабаев

Всесторонняя поддержка пострадавшим от пыток

Житель Кара-Суйского района Дильер Джумабаев имеет большой опыт общения с правоохранительными органами. В 2010 году его обвинили в хранении огнестрельного оружия, благодаря работе юристов, он был оправдан. Через два года в его доме был первый обыск с целью обнаружения материалов экстремистского характера, но ничего не нашли. В 2014 году его обвинили в хранении экстремистских материалов. В суде прокурор просил 15 лет лишения свободы, суд осудил на 6 лет. Через несколько лет он вышел по условно-досрочному освобождению. «Я благодарен работе юристов БДК за квалифицированную правовую помощь. Участвовал в программе реабилитации потерпевших от пыток. Когда сталкиваюсь с нарушениями, рекомендую обращаться в эту организацию».

Партнеры

Все права защищены © 2020

Сайт разработан: http://webformat.kg