Помогая другим, помогаешь себе. Как жители Оша пережили режим чрезвычайного положения?
Май 12.2020Пандемия значительно изменила течение жизни многих людей. Поначалу люди не знали, как реагировать на изменения, что делать и что будет дальше. Сплошные вопросы и нехватка достоверной информации о ситуации. Вынужденное бездействие и необходимость социального дистанцирования влияли на настроение. Люди проходили все этапы разных психических состояний от паники, отрицания до пассивности. Это была проверка на прочность, гуманность и доброту. Каждый по-своему пытался найти место в новой жизни, которая уже никогда не будет прежней.
В той прежней до пандемии жизни 27-летний ошский юрист Саидалимхан Расаходжаев был очень занят текущей деятельностью: встречи с клиентами, консультации по правовым вопросам, подготовка документов, нескончаемая вереница хождения по кабинетам госорганов, участие в сложных и утомительных судебных процессах, работа в общественной организации.
Он находил время для участия в мероприятиях по повышению потенциала правозащитника. Порой казалось, что нет конца такому насыщенному графику, постоянная усталость, нехватка времени на общение с близкими. Привычка быть занятым формировала его мироощущение.
Пока новости о пандемии касались других стран, он не думал, что все может поменяться и в его укладе жизни, но когда в Кыргызстане появились первые случая выявления у людей COVID-19, пришлось задуматься: «Неужели и нас коснулось? Что дальше?» Второй вопрос стал все чаще мелькать в голове. Введение карантина, постоянные рекомендации об изоляции, усиление режима чрезвычайного положения серьезно изменили жизнь молодого юриста.
«Как ни странно, ЧП началось неожиданно лично и для меня. Жизнь изменилась кардинально. В первую неделю я и не понимал, что дальше делать. Профессиональная деятельность перешла на новый этап. Активность перешла на уровень телефонных звонков, онлайн консультаций по мессенджерам. Это было время осознания, что нужно перестраиваться, ведь люди все равно нуждались в услугах юриста. У меня, в основном дела, в которых я защищаю интересы уязвимых, малоимущих граждан».
Юрист пояснил, что в Оше суды своевременно и правильно отреагировали, сократив количество судебных процессов, тем самым сократив контактирование людей. «Судьи городского суда молодцы, они минимизировали контакты и возможно смогли предотвратить распространение вируса. Прежде в судах всегда было так многолюдно...»
В дни карантина телефон стал главным инструментом работы. «Звонков было много, люди спрашивали, что такое режим ЧП, насколько законны установленные на территории города блокпосты, какие есть государственные гарантии охраны здоровья граждан. Люди нуждались в достоверной информации. На нас обрушился огромный поток информации. Широкое распространение фейковых новостей сеяло панику и способствовало негативным настроениям в обществе. Каждый раз я объяснял, что не нужно верить всему, что распространяется в социальных сетях и мессенджерах. Нужно перепроверять информацию в разных источниках и не сеять негатив».
Работа в общественной организации, где он вел дела по защите прав уязвимых граждан, приобрела другое направление. Все больше поступало звонков с просьбами об оказании гуманитарной помощи. Оставшись без заработка, многие люди начали испытывать материальные затруднения. Так начался длинный этап, продолжающийся и по сей день, по оказанию помощи нуждающимся.
Активные граждане создали группы по оказанию помощи. Саид отметил, что в их случае поиск средств не превратился в показательные акции с целью саморекламы. Активисты использовали контакты, звонили, беседовали, словом, работали в непростое для страны время. «Знаете, эти сложные времена пройдут, главное сохранить лицо перед людьми, делать работу с достоинством. Из-за этого мы старались не "хайпить". Мы не устраивали акции, не собирали деньги, не выкладывали в социальные сети».
Саид рассказал, как начиналась работа: «Все приходит с опытом, на постах стояли совсем молодые ребята и пара офицеров. Они выполняли свои обязанности: останавливали людей, проверяли документы. Из-за этого некоторые стали относиться к ним как к "врагам". Когда в первый раз мы с друзьями закупили бутилированную воду и в районе, где живём, пытались раздать патрулировавшим ребятам вдоль дорог и постам, последним это не понравилось, они говорили чтобы мы сидели дома, и соблюдали требования. Потом мы научились делать это "профессионально" с соблюдением норм защиты: надели белые костюмы, маски и т. д. Нам стали доверять».
После снятия режима ЧП работа по оказанию помощи продолжается. «Возможно, наш вклад - капля в море, мы в меру возможностей и бюджета пытаемся охватить большее количество людей. И я свято верю, что мы действительно смогли кому-то помочь. В любой ситуации главное - оставаться людьми!» Такие люди, как Саидалимхан Расаходжаев вселяют надежду и укрепляют веру в лучшее.