ОО «Правозащитное движение: Бир Дуйно – Кыргызстан»


Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященное человеческому измерению

(г. Варшава, 16-27 сентября 2019 года)

Сессия 12 «Толерантность и не дискриминация»

Права этнических меньшинств в Кыргызстане

Сегодня в Кыргызстане проживают более 80 национальностей, представляющих различные культуры, религиозные конфессии. Этническое и культурное многообразие в стране всегда оказывало позитивное воздействие на развитие государственности, продвижение духовных ценностей, толерантности в обществе.

В то же время, с момента приобретения независимости, государством не уделялось должного внимания межэтническим отношениям в стране, на развитие которых влияли различные политические, социально-экономические, культурные, психологические и иные факторы. Кризисные явления во всех сферах жизнедеятельности республики проецировались на сферу межэтнических отношений и привели к ряду межэтнических конфликтов в 2006, 2009, 2010 и 2011 годах[1]. Лишь в 2011 году, после произошедшего в 2010 году на юге Кыргызстана кыргызско-узбекского межэтнического конфликта, был создан Отдел этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом в Аппарате Президента КР, одним из направлений которого стала разработка государственной политики в сфере межэтнических отношений[2].

С целью реализации межэтнической политики в 2013 году в Кыргызстане была принята «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике», система принципов, целей и задач, разработанная для конкретизации и реализации приоритетов раздела «Обеспечение межэтнического согласия, укрепление единства народа» Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы[3].

Сроки реализации данной концепции были завершены в 2017 году, далее профилирующий отдел Аппарата Президента КР приступил к разработке Концепции «Развитие гражданской интеграции «Кыргыз жарамы» (Гражданин Кыргызстана). Спустя два года, данная Концепция все еще не принята, в связи с затягиванием   ее утверждения в Аппарате Президента. Отсутствие документа, а также неэффективность Национального плана действий создает серьезные трудности в деятельности Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений (ГАМСУМО) и других государственных органов в связи с отсутствием четких пониманий целей и задач в направлении гражданской интеграции и иных вопросах межэтнической политики КР.

24-25 апреля 2018 года в Женеве на 95-й сессии Комитета ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации состоялась защита 8-10 периодического доклада Кыргызской Республики по выполнению Международной Конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации. [4]

Для дальнейшей реализация рекомендаций   КЛДЖ набавленных на улучшение межэтнической политики в Кыргызстане, предотвращение дискриминации в отношении меньшинств,    Кыргызстану необходимо принятие соответствующих программ и политик, поддержка деятельности ГАМСМО, в том числе техническая, повышение экспертного потенциала, для возможности   своевременного реагирования на конфликтные ситуации через мониторинги и эффективную информационную работу с работу с населением через созданные в 18 районах и 5 городах общественные приемные.

Поэтому на данный момент, в сфере межэтнических отношений актуальными остаются проблемы, представленные в Альтернативном отчете «О соблюдении Кыргызской Республикой Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации» для 95-й сессии КЛДЖ ООН 24 апреля-11 мая 2018г. АДЦ «Мемориал» и Правозащитным движением «Бир Дуйно-Кыргызстан»[5]:

  • Не соблюдение положений Концепции 2013г., касающихся языковой политики государства;
  • Не принято антидискриминационное законодательство, и нет специальных антидискриминационных программ или программ в области предоставления равных возможностей.
  • До сих пор, справедливость в отношении жертв межэтнического конфликта не восстановлена. По ряду резонансных дел, относящихся к событиям 2010 года, Кыргызстан не выполнил решения международных органов: так, правозащитник Азимжан Аскаров (этнический узбек) до сих пор находится в заключении.
  • Представители различных этнических меньшинств считают актуальными: ксенофобию со стороны большинства, неравное отношение со стороны милиции, сложности при трудоустройстве, утрату родного языка и отсутствие условий для его изучения и использования, низкий средний уровень образования, нарушения прав девочек и женщин в силу патриархальности общин.
  • Одно из наиболее стигматизированных меньшинств – рома (цыгане). Типичные для этого меньшинства: бедность, отсутствие документов у детей и взрослых, что затрудняет доступ к социальной помощи и школьному образованию.
  • Положение узбеков в южных районах страны опрошенные нами эксперты оценили как не вполне благополучное, самоощущение – как депрессивное. Это связано не только с экономическими проблемами Кыргызстана в целом и Юга страны в частности, но в первую очередь – с предвзятым отношением к узбекскому меньшинству во всех сферах жизни (бытовое общение, школьное образование, трудоустройство, правосудие и др.): Для узбекского населения Юга Кыргызстана оказалось очень драматичным резкое сокращение преподавания в школах на узбекском языке, произошедшее после 2010 года, и массовый перевод преподавания на кыргызский язык. Необходимость массового переход на кыргызский язык обучения власти объясняют тем, что нужно преодолеть изолированность узбекской общины, обеспечить ее интеграцию в общую жизнь страны.
  • Низкая представленность в государственных органах, трудности ведения бизнеса. По данным исследования Бир Дуйно Кыргызстан (2015), доля узбеков в органах милиции на Юге страны составляет около 6% (при 28%-ном узбекском населении в южных областях КР), среди них нет ни одного руководителя областного, районного или городского отделов внутренних дел. Нет ни одного представителя узбекской части населения в руководстве органами прокуратуры, в органах судебной системы работают единицы. Такая ситуация становится одной из причин необъективности при расследовании уголовных дел в отношении узбеков и обвинительного уклона при рассмотрении таких дел в судах.
  • Радикализация как следствие невостребованности в светской жизни Эксперты отмечают тенденцию к религиозной радикализации в Кыргызстане в целом, причины которой кроются в том числе в невозможности реализоваться в светской жизни. Это касается в том числе узбекской части населения, в особо уязвимом положении находится молодежь.
  • По имеющимся файлам Бир Дуйно Кыргызстан, среди осужденных за экстремизм на Юге Кыргызстана узбеки составляют около 90%, одновременно наблюдается увеличение числа осужденных за экстремизм и терроризм в Кыргызстане в целом (за последние 7 лет – в 3,5 раза, сегодня наказание за такие преступления отбывают 185 человек, в том числе 7 женщин). 8 Подавляющее число приговоров за «экстремистскую деятельность» вынесено за хранение экстремистских материалов. Согласно закону «О противодействии экстремистской деятельности», информационные материалы признаются экстремистскими судом по месту их обнаружения, на основании представления прокурора, судебное решение направляется в органы юстиции, а список экстремистских материалов подлежит опубликованию в СМИ и на официальных ресурсах уполномоченных государственных органов в сфере юстиции. Однако список экстремистских материалов был опубликован лишь в 2016 году – спустя 11 лет после принятия закона «О противодействии экстремистской деятельности» (2005). Многие обвиняемые по экстремистским статьям жалуются, что запрещенные материалы были подброшены при обыске оперативными работниками милиции, есть жалобы на пытки. Имеются случаи незаконного изъятия работниками милиции мобильных телефонов, вынуждение раскрыть пароли аккаунтов в социальных сетях. Эксперты отмечают большое количество сфабрикованных дел, несоразмерную жестокость приговоров и ужесточение законодательства и практики в отношении осужденных по политическим статьям (отмена УДО, неправомерное ужесточение режима).
  • По ряду резонансных дел, относящихся к событиям 2010 года, Кыргызстан не выполнил решения международных органов: так, правозащитник Азимжан Аскаров (этнический узбек) до сих пор находится в заключении.

Рекомендации:

  • Усиление контроля над реализацией международных обязательств и норм национального законодательства по недопущению дискриминации и насилия в частной и публичной сферах, а также национальных документов в сфере достижения межэтнического согласия такими государственными органами Кыргызской Республики, как Жогорку Кенеш, Правительство, Государственная кадровая служба, Генеральная прокуратура и т.д.;
  • Принятие эффективной политики в сфере межэтнических отношений, с включением в ее разработку представителей различных этнических групп, гражданских организаций;
  • Рассмотреть возможность передачи разработки Концепций по межэтническим отношениям в ведение ГАМСУМО, обеспечив необходимой технической поддержкой. Разработка политик и программ в сфере межэтнических отношений ГАМСУМО вовлечет широкий круг гражданских организаций, этнических групп;
  • Обеспечить ГАМСМО необходимыми полномочиями, технической поддержкой и экспертным потенциалом для возможности   своевременного, эффективного реагирования на конфликтные ситуации через мониторинги и общественные приемные, созданные в 18 районах и 5 городах;
  • Международным организациям ООН, ОБСЕ, оказывающим техническую помощь в сфере межэтнических отношений, вести мониторинг эффективности и пользования средств государственными органами .

Рекомендации представленные в Альтернативном отчете «О соблюдении Кыргызской Республикой Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации» для 95-й сессии КЛДЖ ООН 24 апреля-11 мая 2018г. АДЦ «Мемориал» и Правозащитным движением «Бир Дуйно-Кыргызстан»[6]:

  • Разработать и принять комплексное антидискриминационное законодательство, запрещающее все формы дискриминации и дающее ясное определение расовой дискриминации, в соответствии с международными стандартами и документами КЛРД ООН.
  • Запретить должностным лицам публично выражать нетерпимость и неуважение к любым группам по признакам расы, цвета кожи, этнической и национальной принадлежности, религии или верований.
  • Обеспечить правовую защиту лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам, беспристрастное применение закона без какой бы то ни было дискриминации в отношении граждан различной этнической принадлежности при осуществлении государственными и муниципальными органами и организациями своей деятельности;
  • · Прекратить этническое профилирование со стороны правоохранительных органов, приводящей к произвольным задержаниям представителей этнических меньшинства;
  • · Вести кадровую политику с учетом этнического разнообразия населения Кыргызстана; обеспечить представительство этнических меньшинств в государственных органах, органах местного самоуправления, судебных органах, уделив особое внимание представительству в правоохранительных органах (милиции, прокуратуре).
  • Защитить представителей этнических меньшинств от всех форм дискриминации в сфере образования, трудоустройства, социальных услуг; от преступлений на почве ненависти и языка вражды, в том числе в СМИ.

 


[1] http://www.ca-portal.ru/article:11028

[2] http://www.ca-portal.ru/article:11028

[3] http://www.president.kg/files/docs/kontseptsiya_ukrepleniya_edinstva_naroda_i_mejetnicheskih_otnosheniy_v_kr.pdf

[4] http://www.gamsumo.gov.kg/ru/press-center/news/431

[5] https://www.labourcentralasia.org/upload/iblock/45f/45f1ef2de20ed8b27c1bd31cce346a6e.pdf

[6] Польный список рекомендаций по ссылке :https://www.labourcentralasia.org/upload/iblock/45f/45f1ef2de20ed8b27c1bd31cce346a6e.pdf