На семинаре, посвященном вопросам улучшения взаимодействия журналистов и юристов, обсуждали темы работы современных онлайн редакций, реагирования на вызовы современности. Подробнее ознакомились с практикой судебного репортажа российских коллег.

Один из гостей, главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов рассказал, как в 2014 году основал онлайн издание, которое специализируется на освещении знаковых уголовных дел и судебных процессов. Особенностей работы редакции является ведение прямых текстовых онлайн трансляций из зала суда, когда в связке работают корреспондент, находящийся в зале суда и редактор, который быстро подправляет текст и выставляет на сайт. Этот метод успешен в плане подачи оперативной и достоверной информации. «Задачей СМИ является максимально подробное и точное освещение дела», - отметил Смирнов. Он уверен, что современные СМИ должны подавать сухую информацию, основанную на материалах судебных дел. Как правило, если нет доступа к материала дела, то материал не публикуется, так как любая информация должна быть перепроверена в разных источниках.

Другой особенностью работы издания является сбор средств на ее существование. Смирнов рассказал, что они реализовали подписку на поддержку сайта, то есть любой гражданин может подписаться на ежемесячные выплаты определенной суммы со своей банковской карты. Суммы варьируются от 50 до 5 тысяч рублей в зависимости от возможностей подписчика. Это дает возможность понять редакции, на какую сумму расходов она может рассчитывать каждый месяц. Проводится анализ поступлений средств. Сейчас у редакции более 3800 подписчиков, за месяц набирается примерная сумма в 1,5 миллиона рублей. Это позволило расширить состав редакции, улучшить заработную плату (нет текучести кадров из-за оплаты труда!), запустить новые жанры и т.д. «Лучше иметь сто человек по 50 рублей подписчиков, чем одного на 5 тысяч. Потому что в случае отказа от услуг подписчика потери не столь ощутимые», - поделился опытом редактор.

Доступ к новостям сайта бесплатный. Люди платят не за информацию, а за причастность к действиям, это самовыражение своего мнения поддержки альтернативного СМИ. Помимо такого сбора средств редакция использует разные возможности краудфандинга.

Для продвижения сайта редакция активно пользуется SMM – рассылкой в социальных сетях на всех платформах.

Рассказывая об особенностях работы освещения судебных процессов, Смирнов подчеркнул, что порой бывает сложно получить комментарии у следствия и прокуратуры, тем более у суда, поэтому нужно стремиться всегда получить доступ к материалам дела, обычно это возможно через адвокатов. Поэтому с адвокатами нужно уметь выстраивать доверительные отношения.

Эту мысль развил адвокат, правовой аналитик «Агоры» из Казани Рамиль Ахметгалиев. В прошлом бывший следователь прокуратуры, более 15 лет работает адвокатом. Адвокаты бывают разные, им нужно разъяснять, почему важно сотрудничать с журналистами с целью обеспечения более эффективной защиты клиентам по делам, где имеются нарушения. Он добавил, что у адвоката должно быть разрешение доверителя на публикацию личной информации в СМИ. Если дело резонансное, то о нем можно свободно писать. Адвокат напомнил журналистам об ответственности при публикации цитат, в которых имеются оскорбительные, унижающие слова. «Надо быть аккуратнее с цитатами, иначе вас могут привлечь к ответственности». Адвокат рекомендовал воздержаться от публикации подобных цитат.

Участникам напомнили о правах и обязанностях при посещении судов, правила ведения аудиозаписи, необходимости разрешения на видеосъемку.

Следующая часть мероприятия была посвящена обсуждению барьеров, с которыми сталкиваются журналисты и юристы. Журналист, pr-консультант «Агоры» Дмитрий Колбасин подробнее остановился на том, зачем юристам нужна поддержка СМИ. Материалы в СМИ об уголовных и судебных делах способствуют повышению доверия к адвокату, его узнаваемости и востребованности. В целом, часто освещение в СМИ имеет положительное влияние на исход дела, но здесь не все так однозначно.

Что думают юристы о журналистах? В силу нехватки юридических знаний журналисты путают термины, искажают информацию, вытаскивают из общего контекста одну-две цитаты, додумывают прямую речь, преследуют свои цели, подводят по срокам.

Своим мнением о юристах поделились российские журналисты: не все юристы готовы общаться с СМИ, поэтому важно уметь выстраивать доверительные отношения, напомнили тренеры. Если юрист просит материал на допубликационную проверку, не обязательно ему предоставлять весь материал, можно показать лишь ту часть, где используются цитаты юриста как эксперта. Не все юристы понимают особенности работы журналистов, не умеют подать информацию кратко, сжато и на понятном языке.

Все эти наблюдения сторон друг о друге говорят о необходимости усиления диалога, укреплении взаимопонимания в одном направлении – способствовать снижению нарушений прав граждан.