Многие активисты замечают, что из года в год грантовая поддержка деятельности организаций гражданского общества становится слабее, поэтому приходится всерьез задумываться о других источниках финансирования.

Есть примеры успешного развития в обоих направлениях: на гранты и развитие коммерческой деятельности. Это позволяет продолжать правозащитную работу согласно миссии организации и в то же время, быть финансово устойчивыми независимо от наличия или отсутствия грантов.

Большинство общественных организаций не умеют, не знают как это можно сделать и находятся в зависимости от грантов. Звучат слова, что коммерческая деятельность может привести к ослаблению правозащитного направления. Активисты привыкли к тому, что оказание бесплатных услуг — это моральная позиция, неэтично брать с населения оплату (хотя бы частичную). С другой стороны, многие бенефициары привыкли к этому и воспринимают НПО как постоянный источник услуг на безвозмездной основе, не вдаваясь в подробности, есть ли источник финансирования у организации или нет.

С целью получения знаний о финансовой устойчивости сотрудники ПД "Бир Дуйно Кыргызстан" прошли обучение по поиску альтернативных источников финансирования с последующим получением консультаций. Обучение было в рамках программы содействия равноправию и социальной справедливости, организованное УВКПЧ ООН при поддержке Европейского Союза и Фонда Миростроительства ООН.

Эксперты Фатима Якупбаева и Альмут Роховански помогли активистам провести финансовый анализ благополучия своих организаций. Обсуждение вопросов финансирования позволило взглянуть с другой стороны на свою деятельность, увидеть свою экспертную значимость и ценность для общества и новые возможности для продвижения.

Эксперт Якупбаева перечислила некоторые виды коммерческой деятельности, способные придать финансовую устойчивость НПО: размещение средств на депозитных счетах, покупка ценных бумаг, покупка доли в уставном капитале, выдача займов, предоставление в аренду офисного оборудования, предоставление экспертных услуг на платной основе и др. Также можно продвигать такие бизнес-идеи как: открытие пекарни, клининговой компании, реклама.

О запуске коммерческой деятельности нужно обязательно оповестить донорские организации и обсудить с ними определенные моменты. Как правило, донорские организации поддерживают подобные начинания, так как заинтересованы в укреплении позиций местных общественных организаций, чтобы они были устойчивыми и продолжали правозащитную деятельность.

Например, можно ввести градацию в оказании платных правовых услуг, когда частично работа по кейсу оплачивается за счет донора, частично за счет клиента.

После того, как организация определится с выбором финансовой модели, нужно тщательно продумать вопросы налогообложения для снижения рисков. Рекомендуется заключить соответствующие соглашения с сотрудниками с последующими отчислениями в фонд организации.

Отдельная сессия была посвящена поиску источников ресурсов. Активистам напомнили высказывание российского фандрайзера с многолетним опытом Виктории Рыжковой, что «фандрайзинг — это не о деньгах, но об отношениях с людьми». Нужно учиться выстраивать долгосрочные отношения с частными донорами. Это требует усилий, ресурсов (выделение отдельного сотрудника), времени. Фандрайзинг основан на некоторых принципах, например, не надо ждать, когда донор придет в организацию и предложит помощь, нужно искать, просить, продумывать пути предоставления помощи (через электронные кошельки, пожертвования через сайт и т. д.). Нужно понимать, что обратная связь по расходованию средств имеет большое значение для репутации организации, а благодарность донорам не занимает много времени, и помогает созданию долгосрочных отношений. Пиар тоже является частью фандрайзинга, ведь чем больше знают организацию, тем охотнее окажут помощь.

Организаторы помогли участникам определиться с видами доходоприносящей деятельности и в последующем продолжат оказание экспертной помощи.

b2