По итогамобсуждения проекта доклада КР по выполнению положений МПГПП за период с 2014-го по 2018 годы в доме Правительства КР, подготовленного межведомственной рабочей группой под руководством Секретариата Координационного совета по правам человека при Правительстве КР, направляем вам следующие замечания и дополнения к проекту доклада:

  1. Необходимо дополнить статью 22 проекта доклада информацией о том, что в отчетный период, 12 мая 2016 года парламентом Кыргызстана в третьем чтении был отклонен проект закона «О некоммерческих организациях», против проголосовали 65 из 111 зарегистрированных на заседании парламентариев. Тем самым, было сохранено право на свободу ассоциации и выполнен пункт 25. Заключительных замечаний Комитета по правам человека по второму периодическому докладу Кыргызстана: «Комитет отмечает сообщения о возможных ограничениях деятельности неправительственных организаций в ряде законодательных предложений, включая ограничительные обязанности по представлению государственным властям информации, которые предусмотрены в законопроекте о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (статьи 2, 22 и 26).

Государству-участнику следует обеспечить свободу ассоциации в соответствии со статьей 22 Пакта и воздерживаться от введения несоразмерных или дискриминационных ограничений в отношении свободы ассоциации».

  1. В п. 7 ст. 1 проекта доклада приводятся положения Конституции КР о том, что «КР – суверенное, демократическое, правовое, светское, унитарное, социальное государств. КР обладает полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в КР. Данные положения Конституции КР полностью реализуются на практике».Последнее утверждение неуместно на наш взгляд.

  1. В п. 11 ст. 2 проекта доклада содержится информация о проведенной работе по повышению уровня информированности судей, адвокатов и прокуроров о положениях МПГПП  и о прямой применимости. Информация больше включает семинары и тренинги, которые были проведены при поддержке НПО, УВКПЧ ООН, международных организаций, зарубежных посольств и т.д. Что касается Высшей школы правосудия при Верховном Суде, отсутствует информация о том, включена ли в их учебную программу обучение положениям МПГПП и в целом международных договоров, участницей которых является КР, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся составной частью правовой системы КР. Считаем, что ВШП при ВС КР при подготовке специалистов на государственные должности аппаратов судов с последующей их подготовкой на должности судей, профессиональной переподготовке, повышении квалификации судей и работников аппаратов судов, следует предусмотреть обучение применению положений международных договоров по правам человека и международным стандартам. Включение обучения судей в План действий по правам человека на 2019-2021 годы приветствуется, но не подпадает в отчетный период.
  2. Согласно п. 12 ст. 2 проекта доклада, с 2013-го по 2015-й год договорными органами ООН по правам человека в общей сложности даны 664 рекомендаций, исполнение 584 рекомендаций из них предусмотрено в различных программах, стратегиях, частично исполнено, а оставшиеся 80 рекомендаций легли в План действий по правам человека на 2019-2021 годы. Однако включение рекомендаций в программы, стратегии и план действий – не является выполнением рекомендаций. Безусловно приветствуется принятие Правительством КР Плана действий по правам человека на 2019-2021 годы в целях исполнения рекомендаций по итогам представления КР национальных докладов по выполнению норм международных актов в сфере прав человека, однако не является непосредственным выполнением в отчетный срок. Так, согласно п. 6 Заключительных замечаний Комитета по правам человека по второму периодическому докладу Кыргызстана: «Государству-участнику следует принять все необходимые меры для обеспечения полного выполнения рекомендаций, содержащихся в Соображениях Комитета, принятых в отношении государства-участника. Совету по координации вопросов прав человека следует также поручить функцию по контролю за выполнением содержащихся в Соображениях Комитета рекомендаций, и ему следует заняться этим вопросом на приоритетной основе».
  3. Согласно п. 13 ст. 2 проекта доклада, приведение Закона КР «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» в соответствие с Парижскими принципами предусмотрено п. 11.2 Плана действий по правам человека на 2019-2021 годы. Однако, как рамках выполнения МПГПП, так и в рамках выполнения рекомендаций государств по итогам второго цикла Универсального периодического обзора (2015), внесение поправок в Закон КР «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» с целью обеспечения его соответствия Парижским принципам должно было быть осуществлено в течение отчетного периода и не отложено на следующий отчетный период.

п. 7 Заключительных замечаний Комитета по правам человека по второму периодическому докладу Кыргызстана гласит: «Государству-участнику следует незамедлительно привести мандат Омбудсмена (Акыйкатчы) в полное соответствие с Парижскими принципами и предоставить ему необходимые финансовые и людские ресурсы, с тем чтобы он имел возможность эффективно и независимо осуществлять свой мандат».

  1. Согласно п. 15 ст. 3 проекта доклада, «В КР действует всеобъемлющее законодательство в области гендерного равенства в части политического участия женщин. Так в конституционный закон КР «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР», включены обязательные гендерные квоты, а именно не более 70% одного пола должно быть представлено в законодательной власти».

Согласно п. 3 ст. 60 конституционного закона КР «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР», «При определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство:

- не более 70 процентов кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций». Таким образом, данное требование распространяется не на законодательную власть, а на список кандидатов политической партии. В связи с чем, на практике в действующем VI созыве парламента женщины не представлены в соответствии с 30% квотой.

  1. Согласно п. 15 ст. 3 проекта доклада в п. 50 Положения «О порядке проведения конкурса и служебного продвижения по государственной гражданской службе и муниципальной службе КР» предусмотрено что, если кандидаты получают равное количество баллов, конкурсная комиссия рекомендует кандидата, этническая принадлежность, пол которого менее представлен государственном органе, органе местного самоуправления. Далее приводится численность административных государственных гражданских служащих в гендерном разрезе, но не приводится их численность в этническом разрезе. Согласно статистическим данным, представленность женщин и этнических меньшинств на государственной и муниципальной службе крайне низкая, особенно в правоохранительных органах.
  2. Согласно п. 17 ст. 6 проекта доклада, в учреждениях ГСИН по противодействию терроризму и насильственному экстремизму, проводятся следующие мероприятия:

- обучающие мероприятия для сотрудников УИС КР по повышению квалификации в области противодействия насильственному экстремизму;

- в целях проведения мероприятий по ресоциализации осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности в учреждениях ГСИН реконструированы кабинеты психологов, комнаты телефонных переговоров, библиотек, которые оснащены мебелью, литературой;

- в изолированных участках для осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности учреждений ГСИН, установлено спортивное оборудование, открыты производственные камеры для привлечения осужденных данной категории к труду (осужденные обучаются и изготавливают национальные изделия из войлока и кожи).

Данная информация противоречит содержанию Стратегии развития уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы КР на 2018-2023 годы (постановление ПКР от 15 октября 2018 года № 478), согласно которой, одной из актуальных проблем в функционировании уголовно-исполнительной системы является содержание осужденных за преступления террористического характера и экстремисткой направленности, численность которых имеет устойчивую тенденцию к увеличению.

Содержание такой категории осужденных в исправительных учреждениях вызывает особые риски для системы обеспечения безопасности персонала и остальной категории осужденных, поскольку уголовно-исполнительная система не имеет специально подготовленных кадров для работы с ними, отсутствует необходимая нормативно-правовая и методическая база.

Учитывая предельную изношенность инфраструктуры уголовно-исполнительной системы, в том числе в секторе безопасности, отсутствие изолированных жилых зон по условиям содержания осужденных (облегченные, обычные, строгие), современных инженерно-технических средств охраны, надзора и контроля, администрация исправительных учреждений вынуждена решать вопросы обеспечения безопасности путем поиска компромиссов.

Средний возраст зданий и сооружений исправительных колоний составляет 50 лет, следственных изоляторов - 80 лет, при этом выделение финансовых средств на строительство и капитальный ремонт до 2015 года составляло 8-9% от расчетной потребности.

Ввиду отсутствия специализированного учебного заведения комплектование кадров осуществляется из числа лиц, окончивших общегражданские учебные заведения, не готовые к работе, требующей проявления высоких морально-волевых и профессиональных качеств. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе проходят службу только 148 человек, имеющих специализированное образование для работы в уголовно-исполнительной системе, что составляет 6,3% от общего числа персонала.

На 8162 осужденных, содержащихся в уголовно-исполнительной системе, приходится всего 17 психологов, из них только один имеет специализированное психологическое образование.

Нерешенными остаются проблемы улучшения инфраструктуры профессионально-технических училищ исправительных учреждений, комплектации их необходимым учебным инвентарем и оборудованием, а также организации образовательного процесса системы общего среднего образования для взрослых и несовершеннолетних осужденных.

Осужденных за преступления террористического характера и экстремисткой направленности - до 500 и более человек. Реализация норм уголовно-исполнительного законодательства (в том числе нового Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики) в части лишение их права на изменение вида условий содержания и условно-досрочное освобождение приведет не только к росту их численности, но и острой необходимости увеличения штатных единиц. При этом следует учитывать, что некоторые лица из данной категории осужденных имеют намерения официально отказаться от своей экстремисткой идеологии.

В случае непринятия срочных мер по возобновлению применения в отношении них таких мер ресоциализации, как условно-досрочное освобождение, прогрессивной системы наказания в виде обычных и облегченных условий, содержание такого количества в исправительных колониях негативно повлияет на общую режимную обстановку в системе.

  1. Согласно п. 63 ст. 24 проекта доклада в п. 1 ст. 14 Закона КР «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации рождения является:

- справка о рождении;

- документы родителей (одного из родителей) ребенка, удостоверяющие их личность;

- документы, выданные компетентными органами иностранных государств, подтверждающие факт рождения детей, родившихся в иностранном государстве, родителями которых являются граждане КР.

Однако п. 25 Заключительных замечаний Комитета по правам человека по второму периодическому докладу Кыргызстана гласит: «Государству-участнику следует обеспечить, чтобы каждый ребенок сразу же регистрировался после рождения, и принять меры, в том числе путем повышения уровня информированности, для облегчения процесса регистрации детей родителей, которые могут иметь конкретные трудности с предъявлением необходимых удостоверений личности».

Такую же рекомендацию обеспечить регистрацию всех детей сразу же после рождения независимо от наличия у их родителей документов, удостоверяющих личность, Кыргызстан получил в рамках Заключительных замечаний по объединенным третьему и четвертому периодическим докладам Кыргызстана по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка.

Однако, предъявление документов, удостоверяющих личности родителей, остается требованием в законодательстве для государственной регистрации рождения.

  1. Согласно п. 69 ст. 26 проекта доклада, «В отношении ЛГБТ действующее законодательство КР демонстрирует недискриминационное отношение и позитивную реализацию прав граждан.

В обществе, а также со стороны государственных и негосударственных субъектов действительно существовала латентная проблема, как сильно распространенная стигма в отношении ЛГБТ, отмечались случаи насилия со стороны их ближайшего окружения.

При этом, в следующих абзацах проекта доклада отмечается, что в КР нет закона о запрете дискриминации на основании сексуальной ориентации, гендерной идентичности и гендерной экспрессии. Также, указание на то, что представители ЛГБТ подвергаются насилию только со стороны их ближайшего окружения, не соответствует действительности. Согласно данным ЛГБТ организаций, представители данной уязвимой социальной группы часто подвергаются дискриминации, избиениям, угрозам и оскорблениям, в том числе со стороны представителей правоохранительных органов.

ОО ПД «Бир Дуйно – Кыргызстан»