9 октября в 10:00 утра журналисты приняли участие на на пресс завтраке, организованном Правозащитным Движением «Бир Дуйно Кыргызстан». Сотрудники и адвокаты Бир Дуйно проинформировали и представили журналистам все материалы по итогам защиты конституционного права граждан на мирные митинги и собрания.

«Защита свободы мирных собраний является принципиально важным фактором для создания толерантного и плюралистического общества, в котором могут мирно сосуществовать группы с различными убеждениями, обычаями или образом действий», подчеркивается в Руководящих принципах по свободе мирных собраний БДИПЧ ОБСЕ.

«Бир Дуйно Кыргызстан» приветствует решения Межрайонного суда г.Бишкек, Решение Первомайского районного суда, Дисциплинарной комиссии мэрии г.Бишкек, защитивших конституционного право граждан на свободу мирных собраний и призывает мэрию г.Бишкек, учитывая наш кейс, в дальнейшем реализовывать свои функциональные обязанности в формате законности и обязательств Кыргызстана в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами, внося свой вклад в защиту реализации права граждан на свободу мирных собраний в Кыргызстане.

300

Ограничение права ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» на мирные митинги и собрания
15 января 2018 года Общественное объединение «Правозащитное движение «Бир Дуйно - Кыргызстан» (далее - БДК) обратилось в мэрию города Бишкек с уведомлением о намерении проведения мирного собрания – мирного марша 20 января 2018 года с 15:00 часов от памятника Уркуи Салиевой (пер.пр.Чуй/ул.Ю.Абдрахманова (бывш.Советская)) до площади «Ала - Тоо» в честь защиты прав женщин Кыргызстана. Обращение было направлено нижестоящей инстанции - Муниципальной администрация мэрии г.Бишкек по Первомайскому административному району г.Бишкек (далее - Администрация).

Однако за день до проведения мероприятия 19 января 2018 года Администрация сообщила письмом, что (цитируем):

«…проведение марша по проезжей части создаст затруднение движению транспорта (влечет ответственность согласно законодательству) и марш по тротуару создаст неудобства для граждан, не участвующих в мероприятии.

В связи с чем, рекомендуем проведение мероприятия возле памятника Уркуи Салиевой без проведения марша в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О мирных собраниях».

В итоге БДК, отказавшись от первоначальных намерений провести мирный марш, провело мероприятие на месте у памятника Уркуи Салиевой.

Однако позже, считая, что Администрация незаконно отказалась исполнять свои обязанности по обеспечению проведения мирного марша, представитель по доверенности БДК Арыков Т. обратился в мэрию г.Бишкек как вышестоящую инстанцию с административной жалобой в соответствии с Законом «Об основах административной деятельности и административных процедурах» (в досудебном порядке разрешении споров).

Мэрия в свою очередь также проигнорировала требования указанного закона и не рассмотрела жалобу в указанные в нем сроки - 30 рабочих дней. Что послужило основанием обращения в Межрайонный суд г.Бишкек уже на незаконное бездействие мэрии.

По результатам разбирательства суд установил, что мэрией не были соблюдены нормы закона и своим решением от 22 июня 2018 года обязал ее рассмотреть административную жалобу БДК и выдать соответствующее решение по результатам рассмотрения. После вступления решения суда в силу в Подразделение службы судебных исполнителей по экономическим делам г.Бишкек был направлен исполнительный лист для исполнения.301

Так как судом было установлено несоблюдение мэрией норм закона, БДК обратилось в прокуратуру г.Бишкек, осуществляющей надзор за точным и единообразным соблюдением государственными, муниципальными органами и их должностными лицами законодательства, с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении согласно Кодексу «Об административной ответственности» и направить материалы в суд для наложения административного взыскания на виновных в административном правонарушении сотрудников мэрии г.Бишкек, а также вынести акт прокурорского реагирования в отношении Первомайской районной администрации о недопустимости нарушения Закона «О мирных собраниях».

30 июля 2018 года прокурор Первомайского района г.Бишкек вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении руководителя аппарата мэрии г.Бишкек Садыкова А.А. по ст.400 Кодекса КР «Об административной ответственности» и направлено в Первомайский районный суд для рассмотрения по существу.

Также внесено представление (акт реагирования) в мэрию г.Бишкек, согласно которому предложено:

1. Принять меры по устранению нарушений законодательства о мирных собраниях.

2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

В итоге по результатам предпринятых мер и действий БДК в защиту конституционного права на свободу мирных собраний:

1. Межрайонным судом г.Бишкек было установлено незаконное бездействие мэрии г.Бишкек по жалобе БДК (решение от 22 июня 2018 года).

2. Дисциплинарная комиссия мэрии г.Бишкек приняла решение о привлечении ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Муниципальной администрации г.Бишкек по Первомайскому административному району Айдарова К.У. к дисциплинарной ответственности за неисполнение требований Закона «О мирных собраниях» (распоряжением районной администрации №113-б «О дисциплинарном взыскании» от 08 августа 2018 года применено дисциплинарное взыскание в виде выговора).

3. Первомайский районный суд г.Бишкек 22 сентября 2018 года постановил подвергнуть руководителя аппарата мэрии г.Бишкек (на момент вынесения постановления - бывшего) Садыкова А.А. административному взысканию в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 400 Кодекса «Об административной ответственности» в виде штрафа в размере ста расчетных показателей (10 000 сомов).

Национальное законодательство гарантирующее право граждан на свободу собраний

Статья 34 Конституции Кыргызской Республики гарантирует каждому право на свободу мирных собраний.

Закон «О мирных собраниях» устанавливает, что организаторы и участники мирных собраний при их проведении имеют право проводить собрания в любых формах (пункт 7 статьи 9).

Органы местного самоуправления во взаимодействии с органами внутренних дел и иными государственными органами обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению проведения мирных собраний.

В соответствии с Руководством, Кыргызстан, как член ОБСЕ должен соблюдать 7 основополагающих принципов , среди которых:

Презумпция в пользу проведения собраний. Поскольку право на свободу мирных собраний относится к основным правам, то его реализацию следует, по мере возможности, обеспечивать без какого-либо регулирования.

Позитивное обязательство государства по содействию мирным собраниям и их защите. Важнейшей обязанностью государства является создание необходимых механизмов и процедур, позволяющих обеспечить реальное осуществление свободы собраний без чрезмерного бюрократического регулирования.

Законность. Любые ограничения должны быть основаны на положениях закона и должны соответствовать Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также другим международным инструментам в области прав человека.

Пропорциональность. Любые ограничения в отношении свободы собраний должны быть пропорциональными. В процессе достижения органами власти законных целей предпочтение следует отдавать мерам, предусматривающим наименьший уровень вмешательства.

Недискриминация. Каждый имеет право на свободу мирных собраний. При регулировании свободы собраний соответствующие органы власти обязаны не допускать дискриминации ни по какому признаку в отношении какого-либо лица или группы лиц.

Надлежащая администрация. О любых ограничениях применительно к конкретному собранию необходимо немедленно сообщить в письменном виде организатору этого мероприятия с объяснением причины каждого ограничения. Такие решения должны приниматься как можно раньше, с тем чтобы любая апелляция в независимый суд могла быть рассмотрена до даты, указанной в уведомлении о собрании.

Надлежащая администрация. Общественность должна быть проинформирована о том, какой государственный орган отвечает за принятие решений об администрации свободы собраний, и эта ответственность должна быть четко закреплена в законодательстве.

Ответственность административного органа. Административные органы должны выполнять свои правовые обязанности и нести ответственность за любое их невыполнение – процедурное или по существу. Эта ответственность должна определяться согласно принципам административного права и судебного контроля, касающегося злоупотреблений властью.

По всем вопросам обращайтесь в ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» по телефонам 0312 383330, емейлу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

1. https://www.osce.org/ru/odihr/83237?download=true
2. https://www.osce.org/ru/odihr/83237?download=true