logo

Безнаказанность и ограничение в доступе к равному и справедливому правосудию.
Бездействие государства на Соображения Комитета ООН по Правам человека на индивидуальные жалобы жертв пыток. Сколько кейсов, сколько получено ответов
Статья 299 УК КР. Проблемы, несоизмеримость применения.

1. В работе по противодействию пыткам не выстроена четкая система

Пытки как правило сопровождаются при задержании лица подозреваемого в преступлении. Задержанный водворяется в ИВС. (Это учреждение подчинено МВД, которое без проблем посещают работники милиции). При встрече с ним он заявляет о пытках. Нужно как минимум немедленно перевести его в СИЗО. Возникают проблемы.

Лицо, к которому применяется насилию продолжает находится в ИВСе установленном сроке законодательством -10 дней.

- Задержанного после установленного законодательством 48 часов ведут в суд для ареста. Задержанный заявляет, что к нему было применено насилие (пытки), его избили. Ни суд, ни прокурор не реагируют на это заявление. Ходатайство защиты к суду, вынести определение и поручить прокурору провести проверку остается без удовлетворения. Прокурор считает, что это санкция и поэтому вопрос не подлежит рассмотрению.

- Аналогично на судебном процессе подсудимый заявляет, что к нему было применено насилие, пытки. Ни прокурор, ни суд не реагируют.

(Примечание: Уголовно-процессуальный кодекс конкретно в ч.1 статьи 155 определяет это как сообщение о преступлении. Прокурор, участвующий при санкционировании после суда должен написать рапорт прокурору, района, города области, который поручит кому-то из прокуроров провести проверку. И в срок, установленный ч. 2 ст. 156 УПК КР решить вопрос о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении (в трехдневный срок, а в исключительных случаях - в срок не более десяти дней).

Пример: В Чуйском областном суде 1 ноября 2016 года, по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривалось уголовное дело известного правозащитника Азимжана Аскарова. По ходатайству адвокатов были опрошены 6 жителей села Базар-Коргон, осужденных вместе с А.Аскаровым по аналогичным обвинениям. По версии следствия все они якобы находились вместе с Аскаровым на мосту, где было совершено преступление.

Опрошенные говорили, что работники милиции избивали и пытали их как при задержании, так и при проведении следственных действий, рассказывали об угрозах их близким и наглом вымогательстве. Одна из осужденных женщина со слезами на глазах говорила о том, как ее задерживали милиционеры 26 июня 2010 года. Милиционеры издевались над ней и ее шестилетним сыном. Ее доставили в Базар-Коргонское РОВД. Требовали у нее 5 тысяч долларов за освобождение. Ей сказали, что Аскаров сам дал показания против нее, и поэтому она должна заявить, что он был на мосту в тот день, когда был убит сотрудник милиции. Но она не видела Аскарова на мосту, так как ее там просто не было. Однако ее били и заставили подписать показания…

Другие осужденные рассказывали на этом процессе, как на голову им надевали целлофановые пакеты, чтобы перекрыть дыхание, избивали дубинками, чтобы получить нужные показания – в том числе против Азимжана Аскарова.

То, о чем говорили осужденные, это заявление о тяжком преступлении. Согласно УПК, поводом для возбуждения уголовного дела могут быть как устные, так и письменные заявления. В таких случаях прокурор должен оформить устное заявление, как это определено уголовно-процессуальным кодексом, и провести проверку в установленные сроки. Если обнаружен состав преступления, возбудить уголовное дело, если состава преступления нет – отказать в возбуждении. С материалами проверки необходимо ознакомить заявителей или их представителей. Это требование закона.

Адвокаты неоднократно обращались к суду и прокурорам с ходатайством о необходимости задокументировать указанные выше показания, провести проверку и дать правовую оценку этим фактам. Однако все ходатайства были отклонены.

2. Очень низкий уровень качество проверки по заявлению о пытках.

- В материалах об отказе уголовного дела не исследуются, когда и во сколько часов задержанный был доставлен в задание правоохранительного органа

-Сколько времени он находился в кабинете следователя и был ли ему предоставлен адвокат, с момента доставления.

- Не делаются цветные фотографии телесных повреждений.

-не назначается психологическая экспертиза и оценку психологического состояния предполагаемой жертвы пыток и т.д.

При обжаловании об отказе в возбуждении уголовного дела следователя прокурор несмотря на явные нарушения законности выступает против отправления дела на дополнительную проверку.

Нами в судах отменено 4 отказных материалов, как незаконные. Прокуроры нас не поддержали.

Предлагается:

Для МВД

-Пересмотреть систему оценки, деятельности работников МВД оценивая её по результатам изучения ситуации на местах, на основе данных изучения общественного мнения, исключив из ведомственной отчетности запланированные показатели. («палочную систему оценки»)

Для прокуратуры

-заявление в суде обвиняемого, (подсудимого), что к нему было применено насилие (пытки), в соответствии с ч.1 ст. 155 УПК КР является сообщением о преступлении; прокурору провести проверку и в срок, установленный ч. 2 ст. 156 УПК КР решить вопрос о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении (в трехдневный срок, а в исключительных случаях - в срок не более десяти дней).

- Большинство жалоб на действия работников милиции ограничиваются формальной проверкой и не приводят к тщательному и расследованию; повысит качество надзора за проверкой жалоб по пыткам и предварительным следствием.

-В соответствии с договорными обязательствами государства, в ратифицированном Пакте о гражданских и политических правах, проводить проверки и решить вопрос о возбуждении уголовных дел по Соображениям Комитета ООН по правам Человека, в которых указываются о примененных пытках, произвольном аресте, жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство обращения.
Верховному суду КР

-На Пленуме Верховного Суда, рассмотреть и разъяснить методы выявления недопустимых доказательств и их исключения по уголовному делу, обратив особое внимание исключению доказательств, полученных под пытками.

-Рекомендовать судьям при санкционировании ареста и начале судебных рассмотрений по уголовным дела задавать вопрос подсудимым о том, не подвергались ли они пыткам или жестокому обращению во время задержания и нахождения под стражей; в случае заявления в суде обвиняемого, (подсудимого), что к нему было применено насилие (пытки), вынести определение, которым поручить прокурору провести проверку по такому сообщению.

Омбудсмену

В рамках предоставленных прав проверять состояние соблюдения прав и свобод человека и гражданина, оперативных работников милиции осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обратив особое внимание предупреждению пыток.

-Обратится в Верховный суд с предложениями об изучении и обобщении судебной практики и даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства по выявлению недопустимых доказательств и их исключения по уголовному делу, обратив особое внимание исключению доказательств, полученных под пытками.

Для НЦПП

-Во взаимодействии с Омбудсменом, правозащитными организациями (НПО) определить системные причины, которые влекут применение пыток и жестокое обращение в отношении лишенных свободы лиц, довести их до общественности

В Комитет ООН по правам Человека адвокатами БДК направлено 10 индивидуальных жалоб по 13 лицам. Комитет вынес решения по 3 жалобам на 6 лиц, Все они по Ошским событиям 2010 года. Закончена коммуникация по 2 жалобам.

По все принятым Соображениям Комитет в отношении 6 лиц, это 17 марта 2017 года по делу № 2359/2014; Сайдаров Алимжон, Эрбабаев Хикматилло, Давудов Аваз , Василов Эркин, 28 июля 2017 года по делу 435/2014 Аширов Фахритдин указал, что к ним были применены пытки, жестокие, бесчеловечные и унижающему его достоинство обращения. И что Государство в нарушение договорных обязательств, в области прав человека не обеспечил эффективное средство правовой защиты, установленное законодательством и предусмотренное правовой системой государства, они были подвергнуты произвольному аресту и содержанию под стражей, лишены свободы в нарушение процедур, установленных законом.

Статья 1 Факультативного протокола к Международному Пакту о гражданских и политических правах, к которому Кыргызская Республика присоединилась постановлением Жогорку Кенеша КР от 12 января 1994 года № 1406-XII устанавливает, что «Государство - участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».

В пункте 10 указанного выше дел Комитет попросил государство-участник в течении 180 дней проинформировать о принятых мерах по выполнению соображений Комитета, опубликовать их в том числе на официальном языке государства, принять иные меры в соответствии с обязательствами принятыми государством ратифицировавшему Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Прошло уже более года, однако до настоящего времени государством не исполнено Соображения Комитета, не приняты меры по восстановлению нарушенных прав жертвы пыток.

Предлагается:
Правительству КР

В соответствии с пунктом 10 Соображений, принятым Комитетом ООН по правам человека, опубликовать по 6 лицам решение Комитета, в том числе на официальном языке и проинформировать общественность и Комитет о принятых мерах по восстановлению их прав, в соответствии с обязательствами принятым государством ратифицировавшему Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

ГП КР В соответствии с договорными обязательствами государства, в ратифицированном Пакте о гражданских и политических правах, провести проверки и решить вопрос о возбуждении уголовных дел по Соображениям Комитета ООН по правам Человека, в которых указываются о примененных пытках, произвольном аресте, жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство обращения.

Для НЦПП

-Внести в государственные органы, Правительство, Верховный суд, Генеральную прокуратуру КР предложения о порядке исполнения Соображений Комитета ООН по правам Человека, в которых указываются о примененных пытках, произвольном аресте, жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство обращения.

Омбудсмену

Омбудсмену, в рамках предоставленных ему прав, по совершенствованию законодательства, внести в государственные органы, Правительство, Верховный суд, Генеральную прокуратуру КР предложения о порядке исполнения Соображений Комитета ООН по правам Человека.

По статье 2992 УК Кыргызской Республики.

Ни в одной стране постсоветского пространства нет такой статьи по которой осуждают за хранение якобы экстремисткой литературы.

Должен быть умысел почему хранится этот материал.

Предложения

-Рекомендовать Жогорку Кенешу, рассмотреть вопрос об исключении этой статьи из уголовного кодекса.

-Омбудсмену в рамках предоставленных ему прав по совершенствованию законодательства инициировать приведению этой нормы закона в соответствие с Конституцией и международными стандартами в этой области прав человека;

7