100Фестиваль документальных фильмов
«Бир Дуйно Кыргызстан-2017»
Лаборатория «Защита прав трудовых мигрантов
и предотвращение торговли людьми»
8 ноября, 2017

 

Итоговые рекомендации по результатам работы лаборатории «Защита прав трудовых мигрантов и предотвращение торговли людьми»

8 ноября 2017г. состоялась лаборатория «Защита прав трудящихся мигрантов и предотвращение торговли людьми»,  организованная   Правозащитным Движением «Бир Дуйно Кыргызстан», членами Партнерской-Гражданской Платформы «Центральная Азия в Движении», в рамках  Международного XIФестиваля документальных фильмов по правам человека «Бир Дуйно Кыргызстан».

Участники  лаборатории, среди которых  депутат ЖК КР  Аида Касымалиева, представители Государственной Службы миграции при Правительстве КР,  Института Омбудсмена КР,  эксперты, представляющие  Российскую Федерацию,  Республику Казахстан,  Республику Таджикистан, профсоюзов и неправительственных организаций   обратили внимание на следующие проблемы:

  • Трудовая миграция все больше зависима от  геополитических и экономических  процессов, что влияет на  возможность обеспечения и реализации  прав трудящихся мигрантов;
  • Существует необходимость активизации  работы по расширению международно-правовой базы, касающейся трудовой миграции и включение этой темы в повестку всех переговоров;
  • Принимающие страны воспринимают трудящихся мигрантов  только как  получателей выгод, а не  тех, кто вносит  значительный вклад и инвестиции в  экономики принимающих стран;
  • Вступление в ЕАЭС  для трудящихся мигрантов из Кыргызстана упростил процедуры для законного пребывания,  проживания и работы, однако актуальными остаются проблемы пересечения границ стран ЕАЭС, дискриминации и ксенофобии, нарушения прав человека, в том числе  на достойный труд,  заработную плату, доступ к социальным и медицинским услугам,  включая право на репродуктивное здоровье, доступ к образованию детей, отдых и пенсионное обеспечение;
  • До сих пор остается актуальным вопрос  эффективной правовой помощи в отправляющих и принимающих странах  для трудящихся мигрантов;
  • Женщины и дети, включенные в миграционные процессы являются наиболее уязвимыми по причине незащищенности, бесправности,  традиционных взглядов и патриархальных стигм. В результате, чего растет число разделенных семей, разводов, брошенных жен и детей, социальных сирот,  сексуального и физического насилия  над женщинами и детьми, а также разрушение семейных ценностей. Проблема усугубляется отсутствием системных программ по  защите  женщин и детей в миграции и женщин как жен и детей трудящихся мигрантов в странах исхода;
  • Часть мигрантов из Кыргызстана в принимающих странах воспринимают  себя  не  как трудящихся мигрантов а как инвесторов и индивидуальных предпринимателей, вносящих вклад в благосостояние Родины;
  • Существует недостаток информированности трудящихся мигрантов о возможностях  содействия в продвижении их правам через  диаспоральные структуры и профсоюзы;
  • Недостаток информации и незнание законов принимающих стран приводят к ущемлению прав трудящихся мигрантов и увеличивают  угрозы трудовой и сексуальной эксплуатации, в том числе и торговли людьми;
  • Ограничительная и исключительная миграционная политика ведет к неадекватной защите мигрантов в целом и несовершеннолетних в частности.

Рекомендации:

  • Ситуация с  соблюдением прав трудящихся мигрантов  в  принимающих странах в условиях вступления в ЕАЭС, изменяющегося  окружения и  последних политических процессов: вызовы и пути  решения.
  • Государственным структурам, дипломатическим ведомствам необходимо:

-  усилить работу по защите прав сограждан, находящихся в трудовой миграции;

-  лоббировать изменения законодательства и практики в странах приема в целях приведения их в соответствие с международными правозащитными стандартами;

- добиваться прекращения дискриминационной  практики профилирования по этническому признаку со стороны полиции и других силовых структур, а также судов, бесчеловечного отношения в местах ограничения свободы, разлучения детей и родителей при выдворении, заточения родителей и детей мигрантов в специализированные учреждения;

  • Термин «трудящейся мигрант»  привести в соответствии с Конвенцией ООН о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей;
  • В Законодательстве Кыргызской Республики необходимо уточнить понятие «соотечественник» и  придать правовой статус диаспорам; 
  • Обеспечить антикоррупционный контроль в отношении диаспоральных организаций;
  • Расширить информационное сопровождение мигрантов, открыть центры по информационной и юридической поддержке мигрантов;
  • Создавать условия для развития профсоюзного движения среди трудящихся мигрантов;
  • Способствовать развитию бизнеса и трудоустройства в стране через развитие частно-государственного партнерства с участием трудящихся мигрантов (использование заработанных за рубежом средств для создания бизнеса на родине с привлечением государственных средств).

Доступ к базовым услугам трудящихся мигрантов:

  • Разработать механизм процедуры   включения  стажа работы  и социальных отчислений для получения в последующем пенсий трудовых мигрантов;
  • Улучшение информирования  и консультирования по доступу к социальным услугам  в странах исхода и назначения для трудящихся мигрантов;
  • Содействовать проведению  мониторинга по  доступу к дошкольным учреждениям  для детей мигрантов и вести адвокацию на дипломатическом уровне по выделению квот в эти учреждения;
  • Внести изменения в законодательство с целью  включения женщин как брошенных жен трудовых мигрантов, а также их детей в качестве социально уязвимых граждан;
  • Проведение социальной диагностики и разработки индивидуальных программ реабилитации женщин-трудовых мигрантов  и их детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • Ввести социальный патронаж и сопровождение   с консультативной  и социально-психологической  помощью  женщинам-трудовым мигрантам и их семьям;
  • Организовать  резервные фонды  для социальной  помощи соотечественников за  рубежом;
  • Для повышения информированности по правам трудящихся мигрантов в стране  исхода и в стране назначения, проводить день открытых дверей в посольствах и консульствах за рубежом ежемесячно;
  • Расширить оказание правовой помощи трудящимся мигрантам  по доступу и защите права на  социальные  услуги через государственные ведомства и неправительственные организации;
  • Внести изменения по упрощению  процедуры оформления пенсий внутренних мигрантов  по месту фактического проживания;
  • Улучшить регистрационный учет внутренних мигрантов, отменив временный регистрационный талон и требования прописки.

Право на здоровье  и защита  репродуктивного здоровья:

  • Правительству Кыргызской Республики разработать проект межправительственного Соглашения со странами приема   по медицинскому обслуживанию трудящихся-мигрантов;
  • Обеспечить  правовые гарантии защиты для нерегулируемых мигрантов в законодательстве касающемся внешней миграции;
  • Совместно со страховыми  компаниями стран приема усилить механизм страхования кыргызских трудовых мигрантов с правом приобретения  ими страховых полюсов до  въезда  или о признании полученных в Кыргызской Республике полисов медицинского страхования;
  • Создать базу  данных о медицинских учреждениях по вопросам репродуктивного здоровья в странах пребывания;
  • Предвыездная подготовка потенциальных женщин-мигранток во избежание  проблем с репродуктивным здоровьем  и информирования  о  путях решения;
  • Создание единого ресурса на родных для мигрантов языках с информацией об анатомии и физиологии, контрацепции и с возможностью индивидуального подбора контрацепции;
  • Выстраивание партнерств между разными организациями (НПО, диаспоры, сообщества), в т.ч. с роддомами и поликлиниками, по информированию их о возможностях получения помощи.
  • Развитие системы приютов, пунктов временного пребывания, оказывающих помощь вне зависимости от формальных критериев (гражданство, регистрация);
  • Провести исследование о причинах   не использования в полной мере  медицинских полисов ( возможно причина в стигме  и дискриминации труд мигрантов).

Трудовая миграция и предотвращение торговли людьми.

  • Создание единого координирующего органа в области миграции, либо расширение  полномочий действующей Государственной службы  миграции  при Правительстве КР с увеличением  человеческих и финансовых ресурсов;
  • Создание межведомственной комиссии по борьбе с торговлей людьми;
  • Увеличить количество  информационно-консультационных центров в регионах Кыргызстана для мигрантов, в том числе по предотвращению торговли людьми;
  • Широкое участие гражданского общества в разработке стратегических планов  по борьбе с торговлей людьми;
  • Привлечение МСУ  по информированию населения о рисках торговли людьми;
  • Усилить межгосударственное сотрудничество  в борьбе с торговлей людьми, в том числе  привлечением профсоюзных  организаций в рамках ЕАЭС;
  • Активно использовать профсоюзы в широком информировании в образовательных и медицинских и других учреждениях о рисках торговли людьми;
  • Включить   тему торговли людьми в школьное образование в виде классных часов и т.д.;
  •  Государство обязано выделять средства на  национальную информационную компанию  о рисках нерегулируемой  трудовой миграции и торговли людьми. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13