Толекан Исмаилова, Вице Президент FIDH
Кишинев, Молдова,
15 лет-юбилей PROMO-LEX

Bune Sera!
Мне выпала сегодня большая честь принять участие на празднике Promo-Lex и поздравить с юбилеем от имени членских организаций FIDH. Мы все горды партнерству с Вами, в самые тяжелые переходные годы Молдовы, Ваша организация была остается примером приверженности ценностям демократии, прав и свобод человека. Особое внимание Вашей организацией и международным сообществом уделялось людям, находящихся в конфликтной зоне, страдающих от потери реализации своих основных фундаментальных прав и свобод человека.

В апреле 2014 г., совместно с Вами Международная Федерация за права человека (FIDH) организовала двухдневный семинар, посвященный Подходам к защите прав человека в спорных субъектах Восточной Европы: Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии и Крыме. Эти пять субъектов во многом отличаются друг от друга, разнятся и проблемы в области прав человека, с которыми сталкивается их население. Если первые четыре территории функционируют как де факто государства, Крым, аннексированный Россией, с 21 марта 2014 г., является де-факто частью этой страны. Тем не менее, общим для всех этих территорий является их спорный и, следовательно, неопределенный статус, оказывающий негативное влияние на возможность реализации их гражданами своих прав. Это и стало основным фокусом семинара FIDH. Мы обращали внимание на то, что в международном правовом вакууме оказались 3,3 миллиона человек, проживающих на территориях, в совокупности охватывающих 47,223 кв. км. Как показала аннексия Крыма и разрастающийся конфликт на Востоке Украины, эта тенденция продолжает развиваться.

Мы фокусировали внимание международного сообщества на основное системное противоречие, в разрыве между положениями международного права в области прав человека и реалиями на спорных территориях. Права человека носят универсальный характер и распространяются на всех и каждого. Таким образом, совершенно недопустима ситуация, при которой спорный политический статус какой-либо географической территории и создаваемый им институциональный вакуум ведут к потере гражданами возможности защиты своих прав. Эта ситуация существует уже два десятка лет и требует немедленного решения. В попытке способствовать выработке новых подходов к разрешению сложившейся ситуации, FIDH собрала на своем семинаре 35 участников – в основном правозащитников-практиков с указанных спорных территорий и из стран, вовлеченных в связанные с ними конфликты: из Молдовы, Армении, Азербайджана, Грузии и России. К ним присоединились эксперты ряда международных организаций: Совета Европы, Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также эксперты FIDH. Организаторы ставили перед собой задачу предоставить всем участникам возможность встретиться и обменяться мнениями по стратегиям улучшения защиты прав человека на территориях спорных субъектов.
Международные правила обязывают Правительства обеспечить соблюдение гарантированных прав на всей национальной территории. Одной из трудностей остается порядок и механизмы по обеспечению прав и основных свобод в зонах, лишенных конституционного контроля, так называемых” зон конфликта” с де-факто режимом. Из-за специфики данных конфликтов, механизм обеспечения прав человека практически отсутствует.

В течение 25 лет приднестровский регион Республики Молдова остается изолированным и управляется режимом, не соблюдающим демократические принципы и права человека. Следует отметить, что де-факто администрация препятствует применению национального законодательства и международных норм, в том числе противостоит или отказывается от любого предложения о сотрудничестве в данной области. Одним из примеров могут послужить Рекомендации Эксперта ООН, Т. Хаммарберга, о соблюдении прав человека в приднестровском регионе, которые не были внедрены де-факто администрацией. Напомним, что в течение 2012 года, эксперт руководил тремя миссиями по мониторингу прав человека в приднестровском регионе, координируемыми Офисом ООН в Республике Молдова. Цель посещений приднестровского региона состояла в выявлении недостатков и проблем, которые должны быть разрешены. Он внес предложения в отношении того, что могли бы сделать де-факто администрация и международные агентства, чтобы способствовать обеспечению прав человека в регионе. Следует отметить, что эксперт не изучал область соблюдения свободы выражения мнения и не сделал никаких отдельных рекомендаций по этому вопросу. Несмотря на то, что рекомендации были представлены в 2013 году, де-факто администрация до сих пор их не внедрила, мотивируя это тем, что они не носят обязательного характера.

В течение более чем 25 лет де-факто администрация региона препятствовала любому усилию со стороны международных организаций или гражданского общества по проведению мониторинга и эффективному участию в защите прав человека на этой территории. Вследствие обстоятельств политического и геополитического характера, пока не были установлены эффективные механизмы, которые обусловили бы данную администрацию соблюдать минимальный пакет правил и стандартов, гарантирующих фундаментальные права человека. Действия де-факто администрации продолжают в то же время порождать правовые последствия и приводить к системным нарушениям прав и свобод человека.

Promo-LEX в течении многих лет использовал международные механизмы защиты прав человека, как механизмы ООН и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), чтобы добиться признания ответственности государств в обеспечении и защиты прав человека в спорных территорий.

Так, 23 февраля 2016 года, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что Российская Федерация и Республика Молдова обязаны незамедлительно принять меры для обеспечения правовой основы, совместимой с Европейской конвенцией для Приднестровского региона, как говорится в решении по дело «Мозер против Молдовы и России», представленное в ЕСПЧ юристами и юристами Ассоциации Promo-LEX.

Увы, незадолго до этой важной победы, в апреле 2015 года, де факто власти Приднестровья сообщили об открытии уголовного дела против Promo-LEX. С тех пор, проведение мониторинга в области прав человека правозащитниками Promo-LEX стало невозможным. Это влечет за собой отсутствие ответственности местной администрации за совершенные деяния и грубое нарушение прав человека.

Сегодня от имени FIDH хочу заявить о том, что совместно с Promo-LEX , мы будем привлекать внимание международного сообщества к проблемам приднестровского региона, ситуации с правами и свободами человека в Молдове, содействовать применению международных инструментов для разрешения в мирном формате, существующие проблемы.

Мы присоединяемся, как сеть солидарности и партнерства к рекомендациям Ассоциации Promo-LEX:

Президента Игоря Додона, в своих беседах с лидером де-факто администрации региона затронуть вопрос свободного доступа членов Promo-LEX в приднестровский регион;

Правительство Республики Молдова, в частности, Бюро по Реинтеграции, настоятельно предлагать включить в повестку дня заседаний в формате „5+2” вопросы, касающиеся прекращения угроз со стороны КГБ в адрес Ассоциации” Promo-LEX”;
де-факто администрацию приднестровского региона, в частности, г-на Игнатьева Виталия, ответить на вопросы, сформулированные Специальным Докладчиком ООН 7 декабря 2015 года, который просил объяснить юридические основания уголовного дела, а также специальных следственных мер, примененных к Promo-LEX и его членам;

Следственный комитет” RMN” предоставить информацию по возбужденным уголовным делам, сообщить информацию о специальных следственных мерах, примененных по отношению к членам Promo-LEX и вручить постановление о возбуждении так называемого уголовного дела, инициированного против Promo-LEX;

Г-на Лапицкого Михаила, так называемого министра государственной безопасности” ПМР” снять запрет в отношении членов Promo-LEX.

Be felegit, La muls Anь