news

После рассмотрения официального странового отчета Кыргызстана, представленного властями страны 20 января 2020 года на 35-ой сессии Универсального периодического обзора, FIDH и три организации-члена FIDH в стране, «Бир Дуйно», «Адилет» и «Кылым Шамы», выражают свою тревогу по поводу трех законодательных инициатив, которые, если будут приняты, могут серьезно подорвать свободу ассоциаций в Кыргызстане и диалог между гражданским обществом и властями.

В конце этого месяца Парламент Кыргызстана (Жогорку Кенеш) рассмотрит проект закона о внесении изменений в действующее законодательство о неправительственных организациях (НПО) и юридических лицах. Законопроект № 6-28018/19 от 30 декабря 2019 года предъявляет дополнительные обременительные требования к отчетности для НПО. В частности, в дополнение к ежегодным отчетам о доходах и расходах, НПО необходимо будет подробно описать размер и структуру своих доходов и расходов, стоимость имущества, количество сотрудников, включая волонтеров, и их зарплаты. В случае непредставления информации, НПО будут ликвидированы в течение одного года. Кроме того, государственные органы будут иметь право проводить специальные инспекции, запрашивать дополнительные документы и другую информацию с целью более пристального контроля за деятельностью НПО. FIDH и организациичлены FIDH считают, что предложенная инициатива является новой попыткой властей установить более жесткий контроль над некоммерческим сектором.

Ранее, в 2019 году, в Жогорку Кенеше были внесены две другие поправки в закон об НПО, якобы для усиления правительственного надзора за НПО и профсоюзами. Законопроект от апреля 2019 года «О профсоюзах» навязал бы профсоюзам вертикальную организационную структуру и установил бы специальные процедуры для создания профсоюза. Среди прочего, законопроект предлагает назначить Федерацию профсоюзов единственным уполномоченным представителем работников. Однако членство в Федерации открыто только для зарегистрированных профсоюзов, что исключает значительную часть независимых профсоюзов, которые не зарегистрированы. Если эта инициатива будет принята, она также приведет к централизации управления профсоюзами в руках председателя Федерации профсоюзов, что нарушит право профсоюзов на самоорганизацию и саморегулирование. Эта инициатива также будет нарушать основные принципы профсоюзной деятельности, такие как добровольное вступление в профсоюзные организации и их ассоциации и принцип федерализма.

Еще одна попытка ограничить свободу ассоциаций - это законопроект, изменяющий процедуру проведения проверок предприятий, приравнивая НПО к коммерческим предприятиям в том, что касается мер контроля, включая плановые и внеплановые проверки 10 различными государственными органами. Законопроект был внесен в парламент Министерством экономики в августе 2019 года и в настоящее время рассматривается Жогорку Кенешем. Принятие законопроекта даст властям еще больше возможностей для контроля и надзора за деятельностью гражданского общества.

FIDH, «Бир Дуйно», «Кылым Шамы» и «Адилет» считают, что эти три законодательные инициативы, навязывая чрезмерные требования к отчетности организаций гражданского общества и расширяя государственный контроль над управлением и отчетностью НПО и профсоюзов, будут противоречить свободе ассоциации, гарантируемой статьей 35 Конституции Кыргызстана, статьей 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьей 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участником которых является Кыргызстан.

Власти Кыргызстана систематически пытаются усилить государственный контроль над гражданским обществом, фактически ограничивая свободу ассоциаций. В частности, в период с 2013 по 2015 г. Жогорку Кенеш попытался внести поправки в закон об НПО, введя в законодательство положение об «иностранных агентах». Эта мера, являющаяся зеркальным отражением пресловутого российского закона об «иностранных агентах», наложила бы на организации гражданского общества ряд ограничений в том, что касается получения финансирования от международных доноров. Вследствие решительной мобилизации со стороны гражданского общества и международных организаций, после двухлетней борьбы парламент был вынужден отклонить эти законодательные поправки.

Приветствуя предыдущие шаги, предпринятые правительством для содействия содержательному диалогу с гражданским обществом, который оказался плодотворным и привел к укреплению демократических институтов и снижению неравенства, что принесло пользу всему кыргызскому обществу, FIDH и три организации-члена FIDH в Кыргызстане обращаются к властям Кыргызстана с призывом продолжать курс на вовлечение и либерализацию гражданского общества. Эти организации призывают Кыргызстан отозвать вышеупомянутые законопроекты как противоречащие внутренним и международным обязательствам государства.