Обеспечение демократических и свободных выборов — один из ключевых моментов в благополучии, спокойствии страны и приоритетный аспект национальной стратегии и укрепления имиджа на международном уровне.

Подлинно демократические выборы дают возможность населению страны выразить свою политическую волю, что, согласно Всеобщей декларации прав человека и другим базовым международным соглашениям по правам человека, является основой любой власти.

В большинстве стран мира прозрачность выборного процесса обеспечивается посредством его мониторинга силами международных и нейтральных национальных наблюдателей.

Мониторинг выполняет функции повышения прозрачности избирательного процесса, повышения информированности общественности о выборах, фиксирования правонарушений в ходе избирательного процесса, разработки рекомендаций по улучшению избирательного процесса, информирования международного сообщества о положении с гражданскими и политическими правами граждан, имеющими отношение к процессу выборов.

Правозащитное движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» в рамках проекта «Усиление прав человека в Кыргызстане через укрепление и расширение политического пространства» провело мониторинг нарушений избирательного законодательства на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики VI созыва, прошедших 4 октября 2015 года.

Методология

Источниками информации для настоящего отчета послужили данные, полученные от региональных мониторов-партнеров «Правозащитного движения «Бир Дуйно Кыргызстан». Во всех областях страны опытные правозащитники и журналисты наблюдали за ходом голосования 3-4 октября 2015 г. Кроме того, в экспертная группа проводила мониторинг, обработку и оценку обращений граждан, поступивших на «Горячую линию», а также предоставляла юридические разъяснения в онлайн режиме (www.birduino.kg) накануне и в день выборов.

Предварительные итоги мониторинга предвыборной ситуации, в части описания «электоральной коррупции», сопровождающей ситуацию перед выборами,(http://birduino.kg/blog/2015/09/21/kyrgyzstan-situatsiya-s-osnovnymi-pravami-i-svobodami-cheloveka-v-formate-chelovecheskogo-izmereniya-obse-2015/) были представлены как в Кыргызстане, так и на конференции ОБСЕ по Человеческому измерению в Варшаве.

Введение

4 октября 2015 года прошли выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики VI созыва.

В целом они прошли на конкурентной основе при активном участии граждан на протяжении всей избирательной кампании. Государственные и частные средства массовой информации активно освещали эти мероприятия. Центральной избирательной комиссией были зарегистрированы списки кандидатов 14 политических партий. По предварительным результатам минимальные пороги для получения мест в парламенте преодолели 6 политических партий.

Процесс голосования в день выборов прошел в спокойной обстановке, и необходимые процедуры были в целом соблюдены. В ходе голосования обнаружены некоторые нарушения, но они не повлияли на общие результаты.

Проведение любых выборов является политической кампанией, в течение которой неизбежно сталкиваются интересы различных противоборствующих субъектов.

Несовпадение интересов вызывает появление разнообразных конфликтных ситуаций, разрешение которых необходимо для успешного проведения свободных демократических выборов.

Своевременное же рассмотрение и правильное разрешение разногласий между участниками избирательного процесса компетентными органами (избирательными комиссиями или судом) являются гарантией соблюдения законных прав и обязанностей участников избирательного процесса.

На выборах практически на каждой стадии избирательного процесса можно выявить правонарушения, связанные с противоречивостью правового регулирования избирательных отношений, наличием в нем многочисленных пробелов и коллизий, недостаточным уровнем правовой культуры организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, политическим противоборством субъектов избирательного процесса.

Законодательная база выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики VI созыва, прошедшие 4 октября 2015 года, проводились на основе Конституции КР, Конституционного закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», законов «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О политических партиях», других нормативных правовых актов. Кроме того, обязательными к исполнению участниками избирательного процесса являлись постановления, решения и положения Центральной избирательной комиссии (далее по тексту ЦИК КР).

Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей избирательные отношения, показывает такие дефекты избирательного законодательства, как пробелы, коллизии (противоречия), неопределенности, неясности норм и др.

Конституционный закон о выборах представляет достаточную правовую основу для проведения демократических выборов, однако в нем сохраняются существенные недостатки.

В частности, Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее по тексту Конституционный закон) недостаточно регламентирует процедуры, связанные с отдельными стадиями избирательного процесса.

Избирательные комиссии

На выборах депутатов Жогорку Кенеша, прошедших 4 октября 2015 года, практика применения избирательного законодательства избирательными комиссиями иногда была противоречивой, имели место превышение полномочий, установленных избирательным законодательством, отказ в рассмотрении того или иного вопроса, неправильное применение избирательного законодательства.

Центральная избирательная комиссия была вынуждена принять несколько решений, направленных на разрешение неясностей, недочетов норм избирательного законодательства, касающегося процесса голосования. Однако эти документы иногда противоречили действующему законодательству. Пробелы же избирательного законодательства, касающиеся допуска политических партий к выборам, отмены регистрации списка кандидатов, правил предвыборной агитации, остались неразрешенными. Поэтому из-за пробелов, нечеткости формулировок в законодательстве отдельные политические партии столкнулись с проблемами допуска к участию в выборах, в свою очередь избирательная комиссия принимала совершенно противоположные решения по одним и тем же вопросам.

В соответствии с ч. 3. ст.7 Закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» Центральная избирательная комиссия за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий несет ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 12 ст. 18 Закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», решения Центральной избирательной комиссии, противоречащие Конституции, законодательству либо принятые с превышением установленных полномочий, подлежат отмене Центральной избирательной комиссией либо в судебном порядке.

Формирование избирательных комиссий

В соответствии с п. 4. ч. 1 ст. 7 Закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР» Центральная избирательная комиссия рассматривает и утверждает схему и границы избирательных участков и округов по предложению территориальных избирательных комиссий, а территориальная избирательная комиссия согласно ч. 1 ст. 19, п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 20 этого же закона вносит предложения для рассмотрения и утверждения Центральной избирательной комиссией схем и границ избирательных участков и округов и формирует и утверждает составы участковых избирательных комиссий на постоянной основе сроком на два года и публикует места их расположения в средствах массовой информации.

В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 24 указанного закона …участковая избирательная комиссия расформировывается вышестоящей избирательной комиссией в случаях нарушения требований статьи 19 настоящего закона, в частности, на основании заявления, поданного в срок не позднее чем за десять календарных дней до дня голосования. Заявление о расформировании… участковой избирательной комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через два календарных дня со дня подачи заявления. Такой же порядок формирования и расформирования участковых избирательных комиссий предусмотрен Положением о порядке формирования и расформирования избирательных комиссий, утвержденным постановлением ЦИК КР за №7 от 8 июля 2011года.

Из указанных положений избирательного законодательства следует, что процессу формирования участковых избирательных комиссий предшествует процедура определения схем и границ избирательных участков.

Центральная избирательная комиссия своими постановлениями от 23 июля за №76 (в редакции от 3 сентября 2015 года №131, 15 сентября 2015 года №138)» и 6 августа за №106 посодействовала организации 46 временных дополнительных избирательных комиссий в Бишкеке и Оше, не предусмотренных законодательством. Незаконность создания дополнительных избирательных комиссий заключается в следующем.

Во-первых, по законодательству единую систему избирательных комиссий Кыргызской Республики образуют Центральная избирательная комиссия, территориальная и участковые избирательные комиссии. Указанными постановлениями организован новый вид избирательных комиссий, не предусмотренный законодательством, — так называемые дополнительные избирательные комиссии.

Во-вторых, законодательством также не предусмотрена организация временных избирательных комиссий. Следовательно, итоги голосования, установленные дополнительными избирательными комиссиями, незаконны и должны быть признаны недействительными.

Расформирование избирательных комиссий

По законодательству для расформирования избирательной комиссии необходимы очень веские причины, к их числу относится, например, нарушение порядка формирования избирательной комиссии, установленного ст. 19 Закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики». Следовательно, установление такого факта в сроки не позднее чем за десять календарных дней до дня голосования является достаточным основанием для расформирования незаконно созданной избирательной комиссии.

По информации представителей политической партии «Эгемен Кыргызстан» следует, что они обращались в ЦИК КР с просьбой расформировать дополнительные избирательные комиссии как организованные в нарушение требований избирательного законодательства в срок более чем за 10 дней до дня выборов. Однако Центральной избирательной комиссией не рассмотрено заявление о расформировании по существу, заявителю дан письменный ответ руководителем аппарата ЦИК КР Баженовым П. П. об отказе в рассмотрении заявления из-за пропущенного трехдневного срока на подачу заявления, что является грубым нарушением избирательного законодательства со стороны Центральной избирательной комиссии и ее представителя.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 24 Закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», заявление о расформировании избирательной комиссии принимается к рассмотрению немедленно. И уже в дальнейшем при принятии решения она обязана оценить доводы заявителя и вынести решение по нему в течение двух календарных дней со дня подачи заявления. Нерассмотрение и непринятие решения по заявлению о расформировании избирательной комиссии Центральной избирательной комиссией признается ее бездействием, а принятие решения по заявлению за ЦИК КР руководителем ее аппарата — превышением должностных полномочий.

Выдвижение и регистрация (отмена регистрации) кандидатов, списка кандидатов

На данной стадии выборного процесса правонарушения были связаны с действиями участников избирательного процесса по вопросам выдвижения, регистрации и отмены регистрации списка кандидатов (кандидатов).

Порядок выдвижения списка кандидатов

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Конституционного закона «для регистрации списка кандидатов уполномоченные представители политических партий не позднее чем за 40 календарных дней до дня выборов, до 18 часов местного времени, представляют в Центральную избирательную комиссию следующие документы: …». Эта норма реализована в п. 5.8 Календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 4 октября 2015 года, утвержденного постановлением ЦИК КР за №77 от 28 июля 2015 года (далее по тексту Календарный план) в следующей форме: «Представление документов уполномоченными представителями политических партий для регистрации списков кандидатов осуществляется не позднее 25 августа 2015 года до 18 часов».

Представление в ЦИК документов для регистрации списка кандидатов осуществляется в рамках определенного периода, поэтому основная часть правонарушений при представлении для регистрации списка кандидатов связана с установлением нарушения сроков или с их двояким толкованием.

К примеру, одной из причин правонарушений данной категории стали разногласия по поводу того, какой день считается последним при представлении в Центральную избирательную комиссию документов для регистрации списка кандидатов, выдвинутых политической партией.

По законодательству последним днем и сроком представления в ЦИК КР документов для регистрации списка кандидатов определено до 18 часов 24 августа 2015 года или не позднее чем за 40 календарных дней до дня выборов (до 25 августа) до 18 часов местного времени. Данное обстоятельство подтверждается определением сроков, установленных другими нормами избирательного законодательства.

Например, ч. 5 ст. 61 Конституционного закона установила, что «регистрация списка кандидатов в депутаты заканчивается за 30 календарных дней до дня выборов». Согласно п. 5.13 Календарного плана, установленный законодательством срок «за 30 календарных дней до дня выборов», Центральной избирательной комиссией определен днем до 4 сентября 2015 года.

Или другой пример. Ч. 10 ст. 61 Конституционного закона установила, что «кандидат, состоящий в списке кандидатов, вправе в любое время, но не позднее, чем за 3 дня до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, подав письменное заявление об этом в Центральную избирательную комиссию. Политическая партия в любое время, но не позднее, чем за 3 календарных дня до дня голосования, вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах либо исключить некоторых кандидатов из списка, подав соответствующее письменное заявление в Центральную избирательную комиссию».

Согласно п. 5.16 и 5.17 Календарного плана, установленный законодательством срок «не позднее, чем за 3 дня до дня голосования» Центральной избирательной комиссией определен днем до 1 октября 2015 года. Соответственно и последним днем, установленным законодательством согласно норме «не позднее, чем за 40 календарных дней до дня выборов», является 24 августа 2015 года, или день, предшествующий 40-му календарному дню до дня выборов (до 25 августа 2015 года).

На практике Центральная избирательная комиссия в нарушение действующего законодательства заняла такую позицию, в соответствии с которой прием документов для регистрации списка кандидатов осуществлялся до 18.00 25 августа 2015 года.

В частности, Центральная избирательная комиссия приняла документы для регистрации списка кандидатов от политической партии «Конгресс народов Кыргызстана» в 20.00 24 августа 2015 года и от политической партии «Эгемен Кыргызстан» в 16.05 25 августа 2015 года, а также часть документов (факт внесения избирательного залога 25 августа) от политической партии «Ар-Намыс» 25 августа 2015 года.

Следовательно, к выборам были незаконно допущены политическая партия «Конгресс народов Кыргызстана», представившая в ЦИК КР документы для регистрации списка кандидатов в 20.00 24 августа 2015 года, т.е. позже на два часа установленного законом срока, и политическая партия «Ар-Намыс», несвоевременно исправившая несоответствия в документах, являющиеся препятствием для регистрации списка кандидатов, и внесшая избирательный залог 25 августа 2015 года — позже на один день установленного законом срока.

Регистрация списка кандидатов

В Центральную избирательную комиссию документы для регистрации списка кандидатов политическими партиями были сданы в следующие сроки:

«Ата Мекен» — 18 августа 2015 года;

«Бир Бол» — 19 августа;

«Ар-Намыс» и «Онугуу — Прогресс» — 20 августа;

«Демократическая партия «Азаттык», «Республика — Ата-Журт», «Аалам — Партия беспартийных» и СДПК — 21 августа;

«Бутун Кыргызстан — Эмгек» — 22 августа 2015 года.

Все списки кандидатов указанных политических партий были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией 3 сентября 2015 года, т.е. более чем за 10 дней с момента подачи документов. Тем самым со стороны Центральной избирательной комиссии были нарушены правила регистрации списков кандидатов, установленной избирательным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Конституционного закона Центральная избирательная комиссия в течение 10 календарных дней со дня принятия документов обязана была проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям Конституционного закона и осуществить регистрацию списка кандидатов либо вынести мотивированное решение об отказе в регистрации.

Пунктом 3 ч. 3 ст. 46 Конституционного закона предусмотрена отмена регистрации списка кандидатов в сроки не позднее, чем за 5 календарных дней до дня голосования, за нарушение правил регистрации списка кандидатов, определенных статьями 21, 53, 61 настоящего Конституционного закона.

Следовательно, нарушение правил регистрации списка кандидатов, определенных статьей 61 Конституционного закона, со стороны Центральной избирательной комиссии могло стать основанием для отмены регистрации списка кандидатов, выдвинутых политическими партиями.

Финансирование выборов

Пробелы, коллизии (противоречия), неясности и неопределенность избирательного законодательства стали причиной принятия противоречивых решений в отношении политических партий, допустивших одинаковые нарушения, а также уклонения от принятия соответствующих мер за нарушение финансовой дисциплины.

По информации, представленной политической партией «Эгемен Кыргызстан», причиной недопуска ее к выборам стало несвоевременное внесение избирательного залога.

Необходимость внесения избирательного залога в полном объеме до окончания срока представления в ЦИК КР документов для регистрации списка кандидатов в последующем подтверждена судебными решениями по спору об избирательном залоге между политической партией «Эгемен Кыргызстан» и Центральной избирательной комиссией.

В то же время политическая партия «Ар-Намыс», несвоевременно исправившая несоответствия в документах, являющиеся препятствием для регистрации списка кандидатов, и внесшая избирательный залог позже установленного законом срока, была допущена к выборам.

Важным также является вопрос о неправомерном использовании средств из избирательного фонда или об использовании денежных средств, минуя избирательные фонды. За нарушения финансовой дисциплины, в том числе за использование денежных средств, минуя избирательный фонд, предусмотрена ответственность по избирательному законодательству.

По информации интернет-изданий, правозащитник Ирискулбеков Э. Б. обращался в соответствующие органы с требованием отменить регистрацию списка кандидатов, выдвинутых политической партией «Конгресс народов Кыргызстана». По его мнению, со стороны политической партии были допущены нарушения финансовой дисциплины при выдвижении списка кандидатов, связанные с использованием политической партией при финансировании своей избирательной кампании иных денежных средств, помимо средств, поступивших в избирательный фонд. Факт совершенного правонарушения был подтвержден позже Центральной избирательной комиссией, которая ограничилась принятием мер ответственности в виде предупреждения.

Нарушение финансовой дисциплины в процессе выдвижения списка кандидатов является нарушением порядка выдвижения списка кандидатов, установленного избирательным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 61 Конституционного закона несоблюдение порядка выдвижения списка кандидатов, предусмотренного избирательным законодательством, могло быть основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутого политической партией.

Центральная избирательная комиссия в свое время либо специально, либо по другим основаниям уклонилась от принятия соответствующих мер ответственности к нарушителю финансовой дисциплины.

В результате политическая партия «Конгресс народов Кыргызстана» была допущена к выборам. Из этого следует, что Центральная избирательная комиссия ненадлежащим образом исполнила свои обязанности, касающиеся своевременного рассмотрения и правильного разрешения допущенных правонарушений.

Предвыборная агитация

Центральная избирательная комиссия, наделенная обязанностью соблюсти законность, единообразное применение законодательства, равенство сторон в вопросе соблюдения правил предвыборной агитации участниками избирательного процесса принимала решения, противоречащие действующему законодательству, либо уклонялась от принятия какого-либо решения.

28 сентября 2015 года Центральная избирательная комиссия отменила регистрацию кандидата в депутаты от политической партии «Республика — Ата-Журт» К. Ташиева за нарушение правил ведения предвыборной агитации. Представители ЦИК посчитали нарушением правил предвыборной агитации со стороны К. Ташиева его появление в офисе политической партии «Онугуу — Прогресс», порчу ее имущества и уничтожение агитационных материалов.

Отмена регистрации кандидата за нарушение правил предвыборной агитации допускается только в случае неоднократного нарушения им правил предвыборной агитации. Так, ч. 9 ст. 28 Конституционного закона гласит, что «в случае нарушения кандидатом, политической партией требований, установленных статьями 22-27 настоящего Конституционного закона, а также настоящей статьей, соответствующая избирательная комиссия вправе сделать им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения кандидатом, политической партией вышеуказанных требований Центральная избирательная комиссия по ходатайству соответствующей избирательной комиссии либо по своей инициативе вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов».

За нарушение условий проведения предвыборной агитации (ст. 52 Кодекса об административной ответственности) и умышленное уничтожение или повреждение агитационных материалов (ст. 56 Кодекса об административной ответственности) предусмотрена ответственность по административному законодательству в виде наложения денежного штрафа.

Следовательно, решение Центральной избирательной комиссии в отношении Ташиева К. является принятым необоснованно и с нарушением установленных законодательством требований, так как до 28 сентября 2015 года он ни разу не нарушал правила предвыборной агитации и к нему ранее не принимались никакие меры взыскания по избирательному законодательству за нарушение правил предвыборной агитации.

ЦИК не дала соответствующую правовую оценку и не принимала никаких мер в отношении депутатов Жогорку Кенеша, принимавших участие в выборах в качестве кандидатов в депутаты и участвовавших в агитационных мероприятиях в нарушение правил предвыборной агитации. По законодательству действующие депутаты обязаны исполнять свои полномочия в выборный период. Но, несмотря на требования законодательства, депутатский корпус, участвовавший в выборах, с сентября самовольно приостановил исполнение своих обязанностей перед избирателями и занялся агитационной деятельностью в рабочее время.

18 сентября 2015 года Центральная избирательная комиссия сделала предупреждение «Демократической партии «Азаттык» за нарушение правил ведения предвыборной агитации и обязала ее демонтировать в 3-дневный срок агитационные баннеры с изображением несовершеннолетнего. В данном случае ЦИК нарушением правил ведения предвыборной агитации в виде использования несовершеннолетнего в агитационной деятельности посчитала использование изображения несовершеннолетнего на агитационных баннерах, что не запрещается законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Конституционного закона «при проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; использование фото - и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики».

В то же время Центральная избирательная комиссия не дала соответствующей правовой оценки и не принимала никаких мер в отношении политических партий «Бутун Кыргызстан — Эмгек» и СДПК за непосредственное использование в агитационной деятельности лица, не достигшего 18 лет, — певицы Аяны Касымовой. По сведениям интернет-изданий, СМИ и телевидения, Аяне Касымовой 16 лет и она непосредственно принимала участие в агитационных мероприятиях указанных партий. К примеру, выступала в качестве агитатора за политическую партию «Бутун Кыргызстан — Эмгек» в видеоролике, который транслировался по телевидению, непосредственно принимала участие в агитационных мероприятиях СДПК, проведенных на площади Ала-Тоо в Бишкеке, и др.

Ч.15 ст. 22 Конституционного закона запрещает работникам государственных органов и органов местного самоуправления, членам избирательных комиссий, наблюдателям, международным наблюдателям, судьям, представителям религиозных организаций, членам организаций, занимающихся благотворительной деятельностью, лицам, не достигшим 18 лет, иностранным гражданам и организациям, лицам без гражданства проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

Голосование

Конституционный закон описывает детальную процедуру включения избирателей в списки избирателей, а также обеспечивает достаточные гарантии недопущения многократного голосования.

Впервые использовавшиеся на выборах идентификация личности на основе биометрических данных избирателя и система автоматического подсчета результатов голосования функционировали в полной мере, за исключением небольших перебоев на некоторых избирательных участках.

Избирательный адрес

Ч. 4 ст. 15 Конституционного закона предусматривает, что каждый избиратель не позднее 15 календарных дней до дня голосования вправе заявить о намерении голосовать именно на том избирательном участке в пределах единого избирательного округа, в котором он изъявил желание голосовать, а обязанность уполномоченного государственного органа — включить его в список избирателей выбранного им избирательного участка.

В нарушение указанных требований законодательства Центральная избирательная комиссия приняла постановления 23 июля за №76 (в редакции от 3 сентября 2015 года №131, 15 сентября 2015 года № 138)» и 6 августа за №106. Своим решением она установила запрет на голосование по избирательному адресу в пределах одного и того же населенного пункта или органа местного самоуправления, в котором прописан заявитель, и разрешила избирателям голосовать по избирательному адресу в Бишкеке и Ош только на специально созданных избирательных участках. Такие решения Центральной избирательной комиссии являются противоречивыми, так как по содержанию принятых решений никакие специальные избирательные участки не создавались, и принятыми с превышением установленных законодательством полномочий, которые препятствуют свободному осуществлению избирательных прав граждан.

Порядок голосования

Согласно абз. 6 ст. 1 Конституционного закона, к документам, удостоверяющим личность избирателя, отнесены паспорт гражданина (ID-карта) или общегражданский паспорт гражданина Кыргызской Республики.

18 сентября 2015 года Центральная избирательная комиссия приняла постановление за №145 «Об обеспечении избирательных прав граждан, имеющих паспорта образца 1994 года и прошедших биометрическую регистрацию», которым внесены дополнительные требования к документу, удостоверяющему личность избирателя, в виде вклеенного в паспорт удостоверения социальной защиты, что является дополнительным препятствием в реализации избирательных прав граждан.

По информации, представленной представителями политической партии «Эгемен Кыргызстан», следует, что они обращались в ЦИК КР с просьбой об отмене как противоречащего действующему избирательному законодательству постановления ЦИК КР КР «Об обеспечении избирательных прав граждан, имеющих паспорта образца 1994 года и прошедших биометрическую регистрацию» от 18 сентября 2015 года за №145. Однако Центральная избирательная комиссия не рассмотрела заявление по существу, заявителю был дан письменный ответ руководителем аппарата ЦИК КР Баженовым П. об отказе в рассмотрении заявления из-за пропущенного трехдневного срока на подачу заявления. Это является грубым нарушением избирательного законодательства со стороны избирательной комиссии и ее представителя, так как п. 12. ст. 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР» позволяет Центральной избирательной комиссии отменять свои же решения, противоречащие Конституции, законодательству либо принятые с превышением установленных полномочий вне зависимости от времени принятия.

29 сентября 2015 года Центральная избирательная комиссия приняла постановление за №161 «Об обеспечении избирательных прав граждан, находящихся в день голосования в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых», согласно которому «при проведении выборов депутатов ЖК КР 4 октября 2015 года в качестве документа, удостоверяющего личность подозреваемых и обвиняемых, прошедших биометрическую регистрацию, включенных в список избирателей и находящихся в день голосования в местах содержания под стражей, можно использовать копию паспорта, заверенную руководителем следственного изолятора и следователем».

Правозащитные организации «Бир Дуйно-Кыргызстан», «Кылым шамы» и «Эгль» выступили с заявлением о незаконности решения Центризбиркома КР о возможности голосования на парламентских выборах по ксерокопиям паспортов, которое нарушает порядок голосования, установленный ч. 5 ст. 31 Конституционного закона, согласно которому избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, только по предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность избирателя.

Правозащитники заявили, что постановление ЦИК должно быть отменено, так как оно нарушает положения избирательного законодательства, регламентирующие порядок голосования, и ставит под сомнение итоги голосования того избирательного участка, где голосовали граждане, содержащиеся в учреждениях уголовно-исправительной системы.

Пункт 1 ч. 4 и ч. 5 ст. 37 Конституционного закона предусматривает признание итогов голосования на избирательном участке недействительными, если при проведении голосования… имели место нарушения, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования. В данном случае под нарушениями, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования избирателей, понимаются нарушения порядка голосования, не позволяющие достоверно определить количество голосов, полученных каждым списком кандидатов.

Гарантия свободы выборов

Немаловажной также является позиция судебных органов, которые поспешно, без участия сторон выносили решения по поступившим обращениям об отказе в принятии заявлений. Суды вне зависимости от предмета спора просто отказывали в принятии к рассмотрению заявлений субъектов избирательного процесса (избирателей, политических партий и т.д.), ссылаясь на пропущенный 3-дневный срок для обращения, и тем самым не обеспечили гарантию соблюдения законных прав и обязанностей участников избирательного процесса.

Информация ПД «Бир Дуйно-Кыргызстан» по итогам «горячей линии» по приему обращений граждан о правонарушениях в ходе выборов 3-4 октября 2015 г.:

http://birduino.kg/blog/2015/10/04/itogi-raboty-goryachej-linii-pd-bir-dujno-kyrgyzstan-3-4-oktyabrya-2015-g/

Заключение

В целом проведенные выборы отвечают международным стандартам, хотя были отмечены существенные нарушения и недостатки в ходе выборного процесса. Следует отметить, что Центральная избирательная комиссия неоднократно выходила за рамки своих полномочий при принятии решений в выборный период.

Пробелы, противоречия, неопределенность, неясность положений актов законодательства и другие дефекты избирательного законодательства оказывают негативное влияние на регулируемые избирательные отношения.

Дефекты в законодательстве могут существенно влиять на решение вопроса о привлечении к ответственности, когда имеются различные оценки правовой нормы правоприменителем и правоохранительными органами.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о важности своевременного устранения пробелов и дефектов в законодательстве и в целом их недопущения.

Имеющиеся дефекты в избирательном законодательстве и правоприменении можно устранить за счет совершенствования избирательного законодательства, а также исправления правоприменительной практики. Необходимо стремиться к принятию нормативных правовых актов, которые содержат ясные и однозначно воспринимаемые формулировки.

Рекомендации:

  1. Жогорку Кенешу Кыргызской Республики необходимо обеспечить стабильность избирательного законодательства; устранить пробелы, противоречия, неопределенность, неясность избирательного законодательства и тем самым оградить его от манипуляций в интересах отдельных субъектов политического процесса. Для этого многие избирательные процедуры должны быть детально отображены в избирательном законодательстве, а именно: необходимо детализировать виды нарушений избирательного законодательства и вид наказания за каждое нарушение; подробно должна быть расписана процедура обжалования решений, действий, бездействия, связанных с выборами, включая субъектов и объектов обжалования. В Гражданском процессуальном кодексе должны быть исключены коллизии, имеющиеся противоречия с избирательным законодательством; следует подробно описать процедуру, сроки рассмотрения избирательных споров. Комитетам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики необходимо осуществлять контроль за соблюдением требований действующего законодательства участниками избирательного процесса.
  2. Избирательным комиссиям необходимо обеспечить процессу принятия решений открытый и гласный характер, как того требует действующее избирательное законодательство; гарантию соблюдения законных прав и обязанностей участников избирательного процесса; своевременное рассмотрение и принятие решений по жалобам о нарушениях избирательного законодательства; процесс идентификации по биометрическим данным в централизованном порядке; бесперебойную работу автоматических считывающих устройств.
  3. Судебным и правоохранительным органам следует более добросовестно рассматривать, расследовать нарушения и преступления, зафиксированные во время выборов, основываясь на очевидных доказательствах, равенстве сторон; пресекать правонарушения, связанные с использованием преимуществ должностного положения на выборах.
  4. Органам прокуратуры необходимо принять меры ответственности лицам, допустившим нарушения действующего законодательства; направить акты реагирования в органы, принявшие нормативные правовые акты, противоречащие Конституции, Конституционному закону, законам.

 

Отчет подготовлен экспертной группой
ОО «Правозащитное движение
«Бир Дуйно-Кыргызстан»

 

С другими отчетами ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» по предвыборной ситуации, итогам горячей линии о правонарушениях в ходе выборов и сужению политического пространства для НПО можно познакомиться по следующим ссылкам:

1. Отчет ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» по итогам горячей линии по приему обращений граждан о правонарушениях в ходе выборов 3-4 октября 2015 г. можно найти здесь:
http://birduino.kg/blog/2015/10/04/itogi-raboty-goryachej-linii-pd-bir-dujno-kyrgyzstan-3-4-oktyabrya-2015-g/

2. Отчет ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» об электоральной коррупции вы сможете, подготовленный перед выборами, вы сможете найти здесь:
http://birduino.kg/blog/2015/09/21/kyrgyzstan-situatsiya-s-osnovnymi-pravami-i-svobodami-cheloveka-v-formate-chelovecheskogo-izmereniya-obse-2015/

http://birduino.kg/en/2015/09/21/kyrgyzstan-situation-with-the-fundamental-human-rights-and-freedoms-in-the-framework-of-human-dimension-implementation-meeting-osce-2015/

http://www.osce.org/odihr/184061?download=true

3. Краткий анализ сужения политического пространства НПО, преследований правозащитников, членов их семей и адвокатов в КР можно найти здесь:
http://birduino.kg/blog/2015/06/22/kratkij-sovmestnyj-analiz-situatsii-po-suzheniyu-politicheskogo-prostranstva-dlya-npo-presledovanij-pravozashhitnikov-chlenov-ih-semej-i-advokatov-v-kr/

По всем вопросам обращайтесь в ПД «Бир Дуйно Кыргызстан» по телефонам: 0 (312) 31 42 38, 0(556) 01 38 40, по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.