"Рецензия ИАЦ «Сова» на проект Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности».

Янв 18.2022

Представленный проект Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности» имеет целью обновить и упорядочить законодательство КР в области противодействия экстремистской деятельности и, в частности, привести его в соответствие с Конвенцией Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму (далее – Конвенция ШОС).

Мы понимаем важность этих задач, но хотели бы указать на ряд позиций в законопроекте, которые требуют более или менее существенного уточнения или даже изменения формулировок, чтобы избежать двусмысленности толкования и внутренних противоречий в законодательстве КР. Мы предложим также минимально необходимые изменения, которые, на наш взгляд, следует внести в другие правовые нормы.

 

Основные замечания

Начнем с наиболее существенных замечаний, которые имеют значение для всего законопроекта.

1. Определение экстремизма в ч. 1 ст. 4 приведено в соответствие с Конвенцией ШОС, но требует уточнения.

Далеко не любые антиконституционные действия, то есть действия, идущие вразрез с Конституцией, являются признаком экстремизма, даже если у этих действий есть политические и т.п. цели (примеров можно привести очень много).

Поэтому предлагается в конце п. 1 после слова «действий», добавить: «, ведущих к насилию», сохраняя тем самым целостность определения в п. 1.

Это определение очень важно, так как далее к нему фактически апеллируют многие другие статьи законопроекта, где используется понятие «идеологии экстремизма». Можно прямо в ч. 1 ст. 4 либо при первом упоминании «идеологии экстремизма» оговорить, что под таковой понимается именно «идеология, направленная на достижение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных целей путем насильственных и иных антиконституционных действий, ведущих к насилию».

То же относится к понятию «экстремистские цели», которое используется в п. «б» ч. 2 ст. 4 законопроекта: их надо прямо увязать с ч. 1 той же статьи – как «достижение любых политических, социальных, расовых, национальных и религиозных целей путем насильственных и иных антиконституционных действий, ведущих к насилию».

Понятие «преступления экстремистской направленности», которое употребляется в п. «а» ч. 2 ст. 4 законопроекта, не имеет сейчас общего определения в законопроекте, а сам этот п. «а» перечисляет явно лишь часть таких преступлений. Во избежание недоразумений при дальнейшем использовании этого термина в законодательстве, имеет смысл после этих слов прямо дописать: «то есть совершаемых для достижения любых политических, социальных, расовых, национальных и религиозных целей путем насильственных или иных антиконституционных действий, ведущих к насилию». Следует считать, что такая формулировка включает в себя и любые преступления, совершаемые на почве разных видов вражды (розни), что является общим отягчающим обстоятельством согласно п. 2 ч. 1 ст. 74 УК.

Видимо, в связи с введением понятия «преступления экстремистской направленности» следует изменить и состав ч. 1 ст. 331 УК, чтобы эта часть относилась к организациям, совершающим любые такие преступления, а не только возбуждающим вражду, что неоправданно сужает состав ч. 1 ст. 331.

2. На сегодняшний день все прямо названные в ст. 4 экстремистские действия являются преступлениями, предусмотренными УК. Но некоторые из этих действий не представляют сами по себе столь значительной общественной опасности, чтобы считаться именно уголовными преступлениями.

В первую очередь это относится к распространению экстремистских материалов. Такое действие, если оно не содержит состава иного преступления (например, призывов к терроризму или возбуждения религиозной вражды), вполне может преследоваться в рамках Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях (далее – КоП), по аналогии с тем, как это сделано в законодательстве, например, Российской Федерации.

То же относится к распространению и демонстрированию атрибутики и символики запрещенных организаций.

Стоит рассмотреть также вопрос о частичной декриминализации некоторых других уголовно наказуемых деяний. Например, возбуждение вражды (ст. 330 УК) может рассматриваться как правонарушение, а не преступление, если оно не имеет квалифицирующих признаков (то есть подпадает под ч. 1 статьи) и не совершено повторно в течение года – такая система действует в России с начала 2019 года.

Если согласиться хотя бы с частью этих предложений, следует немного изменить формулировку первого абзаца п. «а» ч. 2 ст. 4 законопроекта: вместо «преступлений экстремистской направленности» должно быть написано «преступлений либо правонарушений экстремистской направленности».

3. Как распространение экстремистских материалов, так и распространение и демонстрирование атрибутики и символики запрещенных организаций не всегда имеют антиконституционные цели. Законопроект делает исключение для научных целей, но этого недостаточно. Легко привести примеры, когда такие материалы или символика используются в художественных и учебных целях, в целях информирования или в целях полемики с соответствующей экстремистской идеологией. Они также могут быть использованы случайно вне контекста такой идеологии.

Поэтому в ч. 5 ст. 4 законопроекта необходимо удалить второе предложение (о научной деятельности), а первое предложение продолжить словами «, с целью распространения идеологии экстремизма». Таким образом данное положение будет запрещать именно конкретные формы распространения такой идеологии.

Соответствующую поправку необходимо также внести в ст. 11 и 20 законопроекта и в ст. 332 УК (а если ее состав будет полностью или частично перенесен в КоП, то и туда).

5. Статьи 14-15 об ответственности средств массовой информации и статьи 17 и 19 об ответственности организаций предлагают сейчас недостаточно четко прописанный и неоправданно жесткий механизм реализации этой ответственности.

Например, ч. 1 ст. 14 начинается с предположения, что СМИ может распространять экстремистские материалы, но в этом не будет признаков преступления, хотя такое действие сейчас является преступлением согласно ст. 4 и согласно УК. Видимо, все же предполагается, что в каких-то случаях распространение экстремистских материалов преступлением не является. Само по себе это согласуется с нашим предложением считать такие действия не преступлением, а правонарушением. Но в нынешнем виде начало ст. 14 остается непонятным.

С другой стороны, даже совершение преступления экстремистского характера одним сотрудников СМИ или одним членом организации не должно является достаточным основанием для ликвидации всего СМИ / всей организации. Разумеется, такое событие многое говорит об этом СМИ / этой организации и привлекает к ней вполне правомерное внимание правоохранительных органов, но ликвидация за один такой эпизод является непропорциональной мерой.

Мы предлагаем переписать перечисленные четыре статьи таким образом, чтобы ввести единый и прозрачный механизм ответственности:

- в случае выявления факта распространения экстремистских материалов, символики или атрибутики экстремистских организаций, пропаганды идеологии экстремизма, либо (для организации) совершения иного преступления или правонарушения экстремистского характера СМИ/организация получает предостережение, в которое включается перечень мер для исправления нарушений (в случае, если такие меры в принципе могут быть приняты;

- обоснованность такого предостережения может быть обжалована СМИ/организацией через суд;

- СМИ/организация должны принять меры для исправления нарушений в течение 30 дней, если предостережение не признано судом незаконным;

- если меры не приняты в срок либо если в течение года после вынесения предостережения такой факт выявляется вновь, это может стать основанием для закрытия СМИ / ликвидации организации на основании судебного решения по иску Генеральной прокуратуры;

- наличие у Генпрокуратуры формальных оснований для подачи подобного иска само по себе не должно быть юридически обязывающим обстоятельством для принятия судом решения о ликвидации СМИ/организации. При рассмотрении иска суд должен принимать во внимание все обстоятельства дела, в том числе общую направленность деятельности, общественное значение и репутацию СМИ/организации и т. п. В результате суд должен иметь возможность принять и иное решение, например, дав СМИ/организации еще один шанс на исправление.

 

Частные замечания

Здесь мы приводим – по порядку следования статей законопроекта – частные замечания по формулировкам.

1. В ст. 3 в абзаце, начинающемся со слова «недискриминации…» имеет смысл термин «инвалидность» заменить или дополнить термином «состояние здоровья». Инвалидность является скорее техническим термином, означающим наличие соответствующего статуса, присвоенного системой здравоохранения, но дискриминация может осуществляться и по реальному состоянию здоровья вне зависимости от наличия или отсутствия этого статуса.

В законе КР от 27 апреля 2017 года № 63 «Об охране и защите от семейного насилия» используются понятия «гендерное равенство» и «гендерная дискриминация и насилие».

Следовательно, для формирования единообразного подхода в борьбе с дискриминацией, в том же абзаце ст. 3 законопроекта следует после слова «этнической» добавить слово «гендерной».

2. В п. «а» ч. 2 ст. 4 после слов «сепаратистская деятельность», следует добавить «, совершаемая насильственным путем», чтобы не создавать противоречия с УК КР.

3. Далее там же в перечне вариантов возбуждения розни встречаются подряд «этническая» и «национальная» рознь (вероятно, один термин восходит к Конституции, а другой – к Конвенции ШОС). В современном языке слова «этничность» и «национальность» могут означать как одно и то же, а именно этничность, так и разное, когда национальность понимается как гражданство. Это создает неясность в законе, которую следует тут же прояснить.

4. Далее, там же, «распространение экстремистских материалов» можно считать экстремистской деятельностью только в том случае, если речь идет о массовом распространении (путем публикации, рассылки, раздачи и т.д.), так как передача из рук в руки в единственном экземпляре либо не представляет существенной общественной опасности, либо делается вообще не в экстремистских целях.

Поэтому эти слова надо заменить на «массовое распространение экстремистских материалов».

Аналогичная поправка должна быть внесена в ст. 11, ч. 4 ст. 16 и ст. 20 законопроекта, а также в ст. 332 УК КР.

5. Далее в п. «б» перед слова «иных деяний» следует заменить на «иных противоправных деяний»

6. Вторую часть того же предложения, про международные договоры, предлагается удалить. В случае подписания международного договора соответствующие поправки обычно вносят в национальное законодательство и правоприменение осуществляется уже на основании положений национального законодательства.

7. В связи с ч. 5 ст. 4 следует внести дополнение в ст. 17, что при признании организации экстремистской, суду в тексте решения следует перечислить и описать ее символику и атрибутику, публичное использование которой в дальнейшем будет запрещено.

8. В ст. 11 «хранение» экстремистских материалов следует заменить на «хранение с целью массового распространения», чтобы не создавать противоречия с УК КР.

9. В той же статье содержится идея запрета распространения материалов, «авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и безопасности человечества». Хотя намерения авторов законопроекта здесь понятны, запрет сформулирован неудачно. Во-первых, таких осужденных очень много, и, таким образом, ни их список, ни тем более список их возможных произведений не известны ни правоохранительным органам КР, ни гражданам КР. Во-вторых, у многих из них вполне могли быть произведения, не имеющие никакого отношения к их преступлениям и соответствующим идеям, например, лирические стихи. В-третьих, многие лидеры нацистской Германии, включая Гитлера, не были осуждены ни Нюрнбергским, ни иными трибуналами.

По существу, материалы такого авторства, которые имеют реальные шансы на распространение и действительно заслуживают запрета, могут быть запрещены в обычном порядке на основании их содержания. Таким образом, формулировка, начинающаяся со слов «авторами которых являются лица…», избыточна и лишь создаёт дополнительную правовую неопределённость.

10. В ч. 5 ст. 16 содержится недостаточно четкая формулировка о «периодическом» обновлении списка. Вместо этого следует указать конкретный предельный срок актуализации этого списка – например, записать, что Генеральная прокуратура обновляет список в течение 7 рабочих дней с момента вступления в силу соответствующего судебного решения.

То же относится к ч. 8 ст. 19 об организациях.

11. В ст. 17, 18 используются и термин «предупреждение», и термин «предостережение». Для устранения путаницы следует остановиться на одном из этих терминов.

В целом, заметим, законопроект нуждается на финальной стадии в дополнительном редактировании и корректуре. Например, слово «экстремистский» и его производные в тексте часто написаны без последней буквы «с».

12. В ч. 1 ст. 18 стоит убрать слово «радикализация»: в политологическом или социологическом контексте понятно, о чем идет речь, но законодательство не дает определения этому термину и в целом он является здесь излишним.

13. В ч. 2 той же статьи стоит заменить оборот « при отсутствии признаков преступлений экстремистской направленности» на «при отсутствии состава преступления или правонарушения, являющегося экстремистской деятельностью» для большей определенности.

 

Дорогие Друзья!

Уважаемые гости нашего сайта!
Общественное Объединение «Правозащитное движение:
«Бир Дуйно Кыргызстан» обращается к вам с просьбой об оказании спонсорской
поддержки в виде материального пожертвования!

Пожертвовать

Отзывы наших фокус групп

Шахбоз Латипов

Шахбоз Латипов

К диплому о юридическом образовании должен прилагаться опыт

Шахбоз Латипов, 24 года, молодой адвокат: «Когда пришел на стажировку в БДК, у меня не было опыта в юридической и правозащитной деятельности. Вместе с опытными старшими коллегами стал посещать судебные процессы, изучал документы, постепенно руководитель Хусанбай Салиев стал доверять мне подготовку документов, тщательно проверял и давал дельные советы. Опыт приходит со временем и с делами. Каждый день к нам приходят десятки людей, нуждающиеся в помощи, многие из них из социально-уязвимых слоев: малоимущие, многодетные, престарелые граждане. Юрист в правозащитной организации порой выполняет функции психолога, здесь важно уметь сохранить профессионализм, проявить эмпатию. В конце 2019 года я успешно сдал экзамен на право занятия адвокатской деятельностью и теперь веду дела в качестве адвоката. По сложным вопросам обращаюсь за помощью к коллегам, они всегда подскажут. В этом одна из сильных сторон организации: есть поддержка и понимание».

Феруза Амадалиева

Феруза Амадалиева

Организация объединяет регионы

Феруза Амадалиева, соцработник, лидер, педагог: «ТОТ от БДК — отличная возможность познакомиться с участниками из регионов, мы продолжаем общаться в соцсетях, когда встречаемся на мероприятиях, как близкие друзья, настолько теплые у нас отношения! На мероприятиях я повысила свои знания, систематизировала, уточнила как применять на практике. Мне очень нравятся модули, как построена система обучения и практики: ролевые игры, теория, дискуссии. Каждый человек раскрывается. Я стала лидером для других уязвимых женщин, стараюсь помогать им и воволекать в подобные мероприятия». Феруза Амадалиева является постоянным участником многих мероприятий БДК, приглашает юристов БДК для оказания правовых консультаций уязвимым женщинам.

Нуриза Талантбек кызы

Нуриза Талантбек кызы

Стала уверенной в себе

Летом 2019 года Нуриза Талантбек кызы принимала активное участие в проведении региональных показов документальных фильмов, помогала с организационными вопросами во время проведения кампании, приуроченной к Дню защиты жертв пыток, участвовала в выездах, прошла ТОТ по женскому лидерству. В прошлом она мигрант, работала в одном НПО в Оше, сейчас трудится в Бишкеке в сфере услуг. Участие в ТОТ она называет "бесценным опытом": "Я впервые посетила подобное мероприятие, получила именно ту информацию, которая была мне необходима, за это я искренне благодарна организаторам. У меня в жизни случались очень тяжелые моменты, благодаря тем знаниям, я смогла их преодолеть, я выстояла! После ТОТ я стала более уверенная в себе, глубже понимать суть прав человека, научилась отстаивать свои интересы”.

Шукурулло Кочкаров

Шукурулло Кочкаров

Подсудимый скончался. Работа по его реабилитации продолжается

Дело Шукурулло Кочкарова показывает, что работа по сложным делам продолжается много лет. После пыток в 2010 году он стал инвалидом. Удалось добиться оправдания по одной из статей обвинения, продолжается работа по его реабилитации и признанию его жертвой пыток для выплат ущерба. Суды продолжаются уже без Шукурулло Кочкарова — 2 августа 2019 года он скончался. Его интересы представляет его отец Саидазиз Кочкаров, тоже имеющий инвалидность по зрению. «Много лет нас поддерживают сотрудники БДК, ведут дело моего сына, привозили его суд, так как он не мог самостоятельно передвигаться, постоянно помогают нашей семье: я и моя жена прошли курс реабилитации, сыну помогли с обеспечением лекарственных препаратов, оказывают всяческую помощь».

Дильер Джумабаев

Дильер Джумабаев

Всесторонняя поддержка пострадавшим от пыток

Житель Кара-Суйского района Дильер Джумабаев имеет большой опыт общения с правоохранительными органами. В 2010 году его обвинили в хранении огнестрельного оружия, благодаря работе юристов, он был оправдан. Через два года в его доме был первый обыск с целью обнаружения материалов экстремистского характера, но ничего не нашли. В 2014 году его обвинили в хранении экстремистских материалов. В суде прокурор просил 15 лет лишения свободы, суд осудил на 6 лет. Через несколько лет он вышел по условно-досрочному освобождению. «Я благодарен работе юристов БДК за квалифицированную правовую помощь. Участвовал в программе реабилитации потерпевших от пыток. Когда сталкиваюсь с нарушениями, рекомендую обращаться в эту организацию».

Партнеры

Все права защищены © 2020

Сайт разработан: http://webformat.kg